Методология превращения специалиста в Мастера

«Человек из мертвого камня сделает статую –

и гордится потом, если работа удалась.

 А поди-ка из живого сделай еще более живое. Вот это работа!»

Евгений Шварц «обыкновенное чудо».

В этом эссе я схематично обозначу основные этапы методологии, описанной мной в теоретической статье «Мифологическое сознание и научно-технические разработки», опираясь на пример конкретной экспериментальной работы. Работа эта еще не завершена, но, тем не менее, можно уже говорить о первых предварительных результатах. С  момента написания теоретической статьи и создания лаборатории, состоящей из восьми специалистов – моих учеников, работающих методами Магического Театра и архетипической работы, до появления первого экспериментального заказа ( с которым мы работаем бесплатно, но с энтузиазмом не меньшим, чем если бы нас ожидало очень крупное денежное вознаграждение ) прошел почти год. Напрашивается вопрос: почему так трудно было отыскать заказчика? Ответ оказался неожиданным для нас. Дело в том , что научиться совершать открытия и изобретения, оставляя в Науке или Культуре значимый след хотят многие, но невозможно стать Мастером просто приобретя некие знания и навыки. Это означает, что наша методология неотрывна от неизбежных изменений судьбы заказчика, ведь Мастер, творец – это, прежде всего, человек Большой и Трудной судьбы, т.е. к примеру, на вопрос – хочешь ли ты писать такие же гениальные картины, которые вызывают в зрителе волнующий и преобразующий опыт как, например, картины Ван Гога, многие ответят «да» без колебаний. Но за первой частью частью вопроса неизбежно следует вторая (недостаточно ведь только просто освоить технические приемы пусть даже и на филигранном уровне, потому как никакая техника сама по себе не в состоянии воспроизвести то, что делает картину гениальной – а именно присутствие в ней или за ней архетипического образа) – а готов ли ты жить так, как жил Ван Гог (здесь имеется в виду не его болезнь и трагический финал жизни, а прежде всего тот уровень Градуса, накала и обнаженного нерва, в котором жил гениальный художник)? И тут желающих резко убавляется, хотя могут остаться некие честолюбцы, готовые пойти на подобные риски ради славы, но и они отсеиваются уже на начальной стадии реальной работы, когда столкнувшись с этим самым Градусом и накалом, они уже не только умом, но всем нутром своим начинают понимать, что погорячились. Именно поэтому наш метод – не для всех. Люди, готовые к Большой и Трудной судьбе Мастера, безусловно существуют, и тут уже задача нам с ними состыковаться.

Итак, перейдем, собственно, к описанию работы. Заказчик (назовем его в дальнейшем Алексей) нашелся. Заинтересовавшись статьей «Мифологическое сознание и …», опубликованной в Интернете, он вышел на нашу группу. Опишу его первоначальный запрос. Алексею 28 лет, он закончил Институт Точной Механики и Оптики по специальности «оптическое приборостроение», работает фотографом в двух направлениях: студийная фотография и репортажная фотография. Первоначальный запрос звучал как повышение качества репортажной фотографии, а именно: репортажная фотография представляет собой фиксацию на пленке некоего События, т.е. фотограф выходит на улицу как на охоту, не зная, что его ожидает. Хороший профессионал в области репортажной фотографии знает, что удача ждет его отнюдь не каждый день, что он может отснять несколько пленок, прежде чем ему удастся запечатлеть и, самое главное, передать накал такого события, которое действительно потрясет зрителя, произведет на него неизгладимое впечатление, а в случае большой удачи даже окажет созидающее влияние на его систему ценностей и мировоззрение. Алексей поставил задачу научиться интуитивно попадать в событийные потоки с повышенной плотностью таких событий, научиться их предчувствовать и находиться в постоянном состоянии готовности запечатлеть их. Таким образом, первичный запрос выглядел как чисто «техническая» задача, а критерием решения этой задачи были бы: а) статистическая оценка и б) экспертная оценка. Критерий статистической оценки: если до начала нашей совместной работы Алексей отснимал 3- 4 пленки по 36 кадров, из которых лишь один – два кадра могли претендовать на уровень действительно события, способного взволновать и затронуть глубинные чувства зрителя, то критерием эффективности нашей с ним работы было бы в среднем пять – семь таких событий на одной пленке. Экспертная оценка заключается в том, что, отобрав определенное количество удачных фотографий для выставки, Алексей получил бы подтверждение того, что его работы имеют высокую художественную ценность от ведущих экспертов в этой области.

1.

 

Итак, первый этап нашей работы состоял в «простом» обсуждении запроса Алексея с участием всех членов нашей группы в режиме «мозгового штурма». Специфика нашей работы заключается в том, что подобного рода «мозговой штурм» является не только интеллектуальной деятельностью, но и чувственной, и интуитивной, и сенсорной. Т.е. сама первая часть работы представляла из себя некий вариант «алхимической возгонки» запроса до уровня кристаллизации в мышлении, интуиции, чувствах и ощущениях заказчика: чего же он на самом деле хочет. Процедура заняла пять часов, была записана на диктофон. Результатом стала качественное изменение и расширение контекста запроса, включающее в себя не только приобретение навыков, в частности – попадание в событийный поток, рабочее состояние и т.п., но и  изменение базовых жизненных ценностей самого заказчика. Запрос зазвучал на этом этапе следующим образом – перейти к такому качеству жизни, в котором Алексей был бы способен одушевлять, т.е. придавать архетипическую глубину широкому спектру событий, на которые он ранее и внимание бы не обратил, а также способность передавать другим людям эту архетипическую значимость с помощью фотографии. В этой задаче звучит уже запрос на переход от ремесла к высокому искусству и соответствующему ему образу жизни, при этом критерии оценки остаются практически теми же, а отличие от первоначального запроса заключается в переходе от позиции охотника за сенсациями к позиции творца одушевленного мира не только техническими способами, но, прежде всего, выходом на новое качество своей жизни.

2.

 

Вторая работа. Магический Театр – работа с Ограничивающими Убеждениями.

Были выявлены четыре основных категории Ограничивающих Убеждений.

(Убеждения – это не столько то, что человек думает, сколько то, согласно чему он живет. Большей частью они неосознанны. Задачей Магического Театра было выявить эти Ограничивающие Убеждения и преобразовать их в Разрешения на расширение возможностей, взглядов, принципов, определяющих поведение и т.п.)

а) Убеждения, связанные с представлениями о собственных возможностях и способностях;

б) Убеждения, связанные с профессиональной картиной мира: например о том, что кистью художник может передать архетипические переживания, а фотокамерой – как «неживым предметом» не может. В данном случае удалось выйти на осознание, что фотоаппарат тоже живой объект и его возможности зависят от состояния художника.

в) Убеждения, исходящие из профессиональной парадигмы и мнений авторитетных экспертов: в частности о том, что в репортажной фотографии существует незыблемая статистика: 1-2 удачных кадра (отражающих яркое Событие) на 3-4 отснятых пленки. Удалось достигнуть глубинного осознания, что Мастер способен почти в каждом кадре отразить яркое Событие, если он способен сам прозревать архетипический уровень Жизни за Всем. Это возможно при достижении переживания мира и всего, что его наполняет, как Живого. Следовательно, главная задача – перейти к качеству такой жизни. Таким образом мы еще раз убедились, что Мастер работает всем своим существом, всей своей судьбой – вот его «рабочие инструменты». Задача выглядит с этих позиций, как необычайно сложная, но выполнимая.

г) Те Ограничивающие Убеждения, которые никак не осознаются, глубинные бессознательные Убеждения.

Работа в Магическом Театре с Ограничивающими Убеждениями была длительная (6 часов) и предельно кропотливая. Магический Театр отличается еще таким качеством, что многочисленные осознания (всевозможных взаимосвязей во внутреннем мире, которые выстраиваются в символах, взаимодействии фигур и многом другом – их огромное множество благодаря именно групповой работе – разборке на части, преображении сборке в новом качестве, - многое на Театре происходит на неосознанном для Заказчика уровне) приходят не только во время Магического Театра или сразу после него, но «догоняют» Заказчика еще в течение нескольких месяцев, а то и лет. Магический Театр можно метафорически сравнить с мощным засевом зерен, которые будут прорастать, что приведет не просто к приобретению тех или иных навыков или освобождению от тех или иных блокировок, но к качественному Преображению всей картины мира и, системы ценностей и жизни Заказчика.

В частности, на этом этапе работы – при разборе Ограничивающих Убеждений, формирующих зауженный «коридор» профессиональной деятельности, мы натолкнулись на глубоко личные причины, связанные не только с профессиональной деятельностью, но и с детско-родительскими отношениями, психотравмами, остатками привязок к матери (амбивалентных), симбиотических неосознаваемых связях и родовых программах. Сняв эти, казалось бы, личные блокировки, мы помогли Заказчику получить доступ к более широкому контексту возможностей в профессиональной деятельности и продвижению к мастерству.

3. 

 

Третья работа. Мотивация и ресурс. Создание мотивирующей атмосферы на стадии разогрева группы и мозгового штурма. После предыдущего этапа у Заказчика могла измениться мотивация: во первых он мог до костного мозга прочувствовать, что его первоначальный запрос, так красиво звучавший вначале, становится пугающим, накал жизни  и ее градус вырос: «если так продолжится дальше – выдержу ли я, да и вообще зачем я влез в тему, которая оборачивается такими глобальными жертвами с моей стороны (основная жертва – прежний, достаточно пассивный образ жизни)». Во вторых перед ним развернулась глобальная захватывающая перспектива – Жизнь как удивительное приключение. Наступил очередной повод проявить мотивацию и найти ресурс, на который можно опереться при увеличении объема и накала жизни и качества профессионализма. Этому была посвящена пятичасовая кропотливая работа (в отличии от работы с психотерапевтическими задачами, которые длятся по полтора-два часа, здесь мы делаем упор не на зрелищность и яркость Театра, а на кропотливое и тщательное осознавание тех деталей, которые можно проявить в процессе Театра – остальное, как я писал ранее все равно будет «догонять» еще долгое время). Я не описываю подробно этот Магический Театр, изобилующий множеством важнейших деталей из которых трудно выделить более или менее значимые – существует диктофонная запись с подробностями, с которой еще предстоит разбираться. Скажу только, что данный этап работы был успешным: Заказчику удалось подтянуть мотивацию и найти ресурс. Ясно, что подобного рода работу придется повторить еще не один раз – по мере очередного усложнения сюжета жизни Заказчика.

4. 

 

Четвертая работа. Мы начали ее с архетипического исследования. Каждый участник творческой группы, включая Заказчика, входил в расширенное состояние сознания и с помощью специальной процедуры «советовался» с различными архетипами (в основном, с Гермесом Трисмегистом). В результате была выявлен актуальная потребность для данного этапа – подключение к Задаче трех муз: Клио, Мельпомены и Эрато. Был проведен Магический Театр, в процессе которого, снимая блокировки, в том числе связанные с личным прошлым, системой ценностей, состоянием таких фигур, как Внутренняя Женщина и Внутренний Мужчина был установлен контакт Заказчика с музами, которые согласились вдохновлять его в жизни и профессиональной деятельности: Клио, Мельпоменой, Эрато. Важным этапом этой работы было осознание, что душа Заказчика находилась во власти Морока. В ходе Магического Театра удалось значительно снизить воздействие Морока (полное снятие Морока будет происходить несколько лет, на данном этапе процесс запущен).

5.

Пятая работа. Тема - поиск базового мифа для Задачи и нахождение диалога с Совокупным Заказчиком Задачи.  Коллектив получился за гранью фантастики - не из богов, а из категорий богов:)) – боги творцы, боги управители, боги устроители и боги разрушители. Возникло переживание перешагивания через важный рубеж.

6.

Шестая работа. В предыдущих работах мы взяли столь высокий темп, что не только Заказчик, но и видавшие виды участники группы ощутили блокировки для дальнейшей работы. Этот этап привел к новому групповому осознанию, что Задача в данном случае не только важна для Заказчика, но для каждого участника группы и для группы как организма. Накал жизни каждого из нас возрос – появились уже блокировки на групповом уровне. Удалось увидеть это и сформулировать запрос для Магического Театра – запрос от группы – совершенно новый тип работы для магического Театра.

После этой работы исчезла резкая черта, отделяющая Алексея от творческой группы, якобы работающей над его Запросом. Это не означает, что его Запрос снялся с повестки дня. Но к нему добавился запрос группы, как живого существа по переходу на качественно новый уровень жизни и взаимоотношений. Контекст непрерывно растет  расширяется.

7.

Седьмая работа. Магический Театр с Заказчиком по установлению его контакта (а заодно и контакта группы со своими) с даймоном и гением.Даймон и гений – по сути одно и то же, (в христианской традиции – ангел-хранитель, в Средиземноморской мифологии – архетипическая сущность, ведущая человека по жизни), но в контексте работы мы выделили две стороны этой архетипической фигуры: даймон ведет по событийному ряду, гений – по миру идей. Связь с даймоном существует у каждого человека, но от степени ее глубины и осознанности зависит качество жизни и профессиональное мастерство. Мы поставили в данной задаче – довести эту связь до уровня четвертого порядка лексикодов сознания. (Коды и лексикоды – понятия семиотики – науки о языке. В современной философской парадигме постструктурализма бессознательное можно также рассматривать в метафорах языка или текста, где коды и более высокие порядки лексикодов – это уровни многосвязности и размерности метафоры).

В процессе этой работы, которая также обширна и в которой трудно (в рамках небольшого эссе) выделить среди огромного массива событий главные и второстепенные, упомяну лишь о том, что для углубления связи Заказчика (и группы) до уровня 3-го и 4-го порядка лексикодов, потребовалось вновь обратиться к личным особенностям Заказчика, в частности к задавленной в детстве воле к победе. Эта блокировка была снята при участии архетипа Ареса.

Предварительные выводы.

После седьмой работы группа и Заказчик вышли на очень мощный уровень вдохновленности и воодушевленности, произошел некий творческий прорыв, результатом стали многочисленные синхронизмы в динамике группы и в жизни Заказчика.

На этом этапе мы решили сделать перерыв на 3-4 недели, чтобы освоиться в новом качестве бытия после очень резкого и мощного старта.

Впереди предполагается работа с умением попадать в поток синхронизмов (значимых совпадений) и оттачивание Рабочего Состояния. После чего уже можно будет говорить о первых результатах и подчистке «хвостов».

Полученные даже на данный момент результаты свидетельствуют о появлении принципиально нового подхода к Науке и Культуре в целом. Однако это – только начало пути к Одушевлению Науки и Культуры.

8.02.09.



Просмотров: 480
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Про ведущих группы или специфика работы в (страшное слово) ко-терапии
  • У меня депрессия из-за моей работы. Как найти дело своей жизни?
  • Эх, нет в жизни справедливости! (или о результатах работы психолога)
  • Описание работы группы по системным расстановкам
  • И снова про установление правил работы группы: использование МАК
  • Групповая терапия в подходе И.Ялома. Часть 2. Принципы работы группы
  • Кибертерапия (е-терапия, интернет-консультирование) как перспективный метод консультационной работы в деятельности практического психолога и специалиста социальной работы
  • Жалоба, запрос, проблема. Различия в ходе консультативной и терапевтической работы.
  • Работа с психологической травмой. Структура работы, подходы, упражнение, видео мастер-класса
  • Как найти свой личный смысл жизни. Техника работы с образами.
  • Наша сексуальность.Работа с женскими Архетипами.Как стать совершенной женщиной? Практика работы
  • В моей жизни нет ничего кроме работы
  • Пирамида ваших потребностей.Техника работы с денежным (и не только) запросом
  • Фототерапия как метод психокоррекционной работы в работе практического психолога и специалиста социальной работы
  • Техника для работы со страхом и не только.
  • Баланс работы и личной жизни!
  • Шоковая травма: крах жизни или выжил. Этапы психотерапевтической работы.
  • Все мужики Ко или как ограничивающие убеждения влияют на отношения. Техника работы с ОУ.
  • Работа с Теневыми аспектами личности. Ч.3. Шпионские страсти: найти и обезвредить…(техники работы)
  • Глубокий смысл проделанной работы я поняла только через 2 дня!
  • Как меня уволили с работы! (Экспозиционный тренинг жизни на стрессоустойчивость! )
  • Почему буксует колесо Вашей жизни? Секрет работы. Избавиться от установок. #2
  • Почему буксует колесо Вашей жизни? Даю методику и открываю секреты работы. #1
  • Чем полезна работа психотерапевтических групп или, почему такие группы существуют?
  • Как решиться на изменения в карьере и смену работы [для мам в декрете и не только]
  • Работа со страхами. Из опыта работы со студентами старшего подросткового возраста.
  • Отец в нашей жизни (работа с родом)
  • ОБМАНЫ ПРИ УСТРОЙСТВЕ НА РАБОТУ (которые были в моей жизни, и в жизни знакомых)
  • Этапы работы работы с симптомом: системный подход
  • Методика работы с парой в гештальтподходе. Назови меня только по имени



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь