|
Работа со сновидениями. Как? Для чего? Юнгианский подход.Автор статьи: Синицына Анна Александровна
Работа со сновидениями используется во многих глубинных подходах психологии. Глубинная психология рассматривает сновидение как проводник в бессознательное, а интерпретация в разных подходах связана с тем, как объясняются психологические процессы в теории этого направления. Так, например, теория Адлера объясняет многое из того, что происходит в психике человека его стремлением к власти, превосходству, соответственно на материал сновидений смотрят с этой позиции как на глубинные желания человека властвовать и доминировать в социуме. Основатель психоанализа З. Фрейд, называл сновидение «королевской дорогой в бессознательное», а детерменирующей основой образов - либидозные (сексуальные) желания человека, которые символически удовлетворяются в сновидении, снимая психическое напряжение. По Фрейду скрытое содержание сновидений предшествует явному, сновидение переводит настоящие желания на символический язык. Некоторые подходы, например, онтопсихология (Манегетти) связывают сновидение с соматическим символизмом, то есть сновидения несет информацию о физическом здоровье, кроме того, в сновидении чаще отражаются проблемы человека, а не здоровая часть. В этом подходе символическое значение образов во многом определено. Большой вклад в работу со снами внес Юнг К.Г. – швейцарский психолог, психиатр, аналитический терапевт. Важной идеей, которая отличает видение Юнга К.Г. является то, что сновидение содержит образы не только вытесненных бессознательных переживаний (личное бессознательное, отчасти сходное с Ид по Фрейду), но и более универсальные психические рисунки, которые являются составляющими коллективного архетипического бессознательного. Юнг уделял большое внимание многогранности образов сновидения, которая собирается из частей, взглядов, порой противоречащих друг другу, но делающих образ более «объемным», целостным, а значит и архетипическим. Также обращал особое внимание на личное отношение сновидца к образу, которое может не совпадать с коллективным представлением о нем. Следую юнгианскому подходу, любое отношение к образам сновидения является ценным. Расширяя и углубляя смыслы расшифровок символического языка, достраивает образ. Исходя из этого, все теории и подходы к работе со сном: и поиск властных и скрытых мотивов, определяющих сценарий сновидения по Адлеру, и разрядка сексуального влечения по Фрейду, и отражение телесных проблем по Манегетти, и архетипический взгляд Юнга, а также все другие теории вносят свои составляющие, углубляют и расширяют понимание сновидения. Каждый из великих психологов, подобно участнику большой сновидческой группы вносит свой вклад в исследование сновидения, создавая совместно более целостную картину. Сновидение может рассматриваться как мифологическая история, перекликаться с сюжетами сказок, фильмов, семейных сценариев, может включать теневые вытесненные неудовлетворенные желания, комплексы, субличности, может компенсировать реальность с её чрезмерностью или недостаточностью, может быть экраном нашего внутреннего мира со всеми его проблемными зонами и потенциальными психологическими возможностями. Сновидение может быть настолько «глобальным», что интерпретировать его не надо, а лишь помнить, удерживая в сознании, наслаждаться, испытывать трепет, восторг… И в конечном счете, сновидческая работа нужна человеку как способ познания своих психологических особенностей. От сновидения, как и от жизни мы можем брать разное и если мы делаем это более-менее осознанно, то переживаем удовлетворенность от такого выбора. В этом смысле, решение внутренних психологических проблем видится как расширение, углубление восприятия собственной жизни, в том числе и с помощью работы со сновидениями. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|