|
Самоотчужденность человека как источник его психологических и соматических проблемАвтор статьи: Бордуков Олег Вячеславович
Бордуков О.В. Самоотчужденность человека как источник его психологических и соматических проблем В одной из книг знаменитой серии Дугласа Адамса «Автостопом по Галактике» есть описание страшной пытки. С помощью специального устройства человеку показывали Вселенную и предлагали осознать ее величие, и, соответственно, ничтожность того, кто на нее смотрит. Все люди, которые проходили это испытание, сильно страдали и теряли рассудок. Парадоксальность этой ужасной пытки заключается в том, что человека никак не мучили физически, до него никто не дотрагивался, условия были совершенно комфортны. И тем не менее осознание самого себя по сравнению с величием Вселенной человек не мог пережить. Что же происходило? С помощью специальной техники – это было всего лишь масштабирование, то есть сравнение с неизмеримо бОльшим - человеку навязывали представление, что он ничтожен, подобен пылинке, то есть практически не существует. Пылинка не обладает размером, это просто промельк в потоке света. Она вроде бы есть, но фактически ее не существует, с помощью сравнения она становится всего лишь представлением - теряется в виртуальном океане. Пытка утверждала НЕсуществование человека. Вот почему Тотальный Вихрь – та самая пытка, - была такой страшной. А разве мы – все мы, современные люди, не находимся сейчас в этом самом Тотальном Вихре? Современная жизнь для человека – это ежеминутное столкновение с Тотальным Вихрем. Он живет в масштабах огромного, которое всегда рядом и предлагает себя – множество информации, продуктов, услуг – все многообразие этого невозможно себе представить, нельзя уместить в сознании. Огромное рядом делает ничтожным – и факт количественного различия становится качественным – человек для самого себя переходит в виртуальное измерение. Он становится пылинкой в море информации – и теряет себя, себя как личность, себя как живое существо. Оказавшись в избыточно информационном, и в пределе – виртуальном – пространстве человек лишается всего, кроме факта собственного потребления информации. Человек лишается в этих условиях собственной телесности. Если поместить его в замкнутое пространство – все лишь в собственную комнату, где есть компьютер – и «включить перемотку», то есть представить, как быстро течет время, мы увидим, как он постепенно ссутуливается, съеживается, как каменеют в спазме его мышцы. Так ведет себя живое существо, которое подвергается болевому воздействию. Не удивительно, что это приводит к тяжелым психосоматическим проблемам – к паническим атакам, к страхам, фобиям. Увы, современные условия жизни подталкивают человека к потере чувства собственного существования. Человек теряет ощущение собственной телесности, в мире информации это чувство излишне. Человек теряет понимание собственной индивидуальности – своих личных ценностей, смыслов, опыта. Их заменяют подделки – псевдоличные политические взгляды, навязанные потребительские стратегии и прочий мусор. Когда приходится встречать человека, погрузившегося по той или иной причине в Тотальный Вихрь, он чаще всего говорит штампами про навязанные ему темы. Очень часто такой темой является политика. Еще Ильф и Петров в «Золотом теленке» высмеяли пикейных жилетов – сообщество бестолковых людей, говорящих одни и те же фразы («Бриан – это голова»). Верный признак – если человек в процессе психологической консультации вместо разговора о своих чувствах постоянно переходит к политическим темам, это свидетельствует об отсутствии у него своего дела в жизни, своей жизни как таковой. (Примечание: автор статьи вовсе не ратует за аполитичность. Его цель – показать, как социальные игры становятся заменителем подлинного, живого существования). Можно было бы сказать в ответ – да, человек может жить поверхностно, но ведь ничего страшного с ним не происходит, поверхностная жизнь – это все равно жизнь. Но это ошибочное суждение. Замечательный философ Мераб Константинович Мамардашвили в своей книге «Эстетика мышления» приводит образ человека, больного страшной болезнью, «пляской св. Витта». При этой болезни тело потрясают такие судороги, что казалось, как будто человек пляшет. И Мамардашвили пишет: «но душа-то у него живая, каково же ей приходится в этом пляшущем теле?». Живая душа – настоящие, подлинные способности, интересы, смыслы человека – не выносит забвения. Результатом забвения становятся болезни – как душевные, так и телесные. Потеря жизненных смыслов приводит к экзистенциальному вакууму, и это порождает невроз. Нерастраченная энергия, нереализованность приводят к депрессиям. Отчуждение от самого себя в телесном плане приводит к «мышечному панцирю» - множественным мышечным зажимам. Мышечный панцирь не дает человеку чувствовать самого себя – ощущать, в буквальном смысле этого слова. Из практики известен случай, когда человек из-за потери чувствительности получил серьезное обострение язвенной болезни. Он просто не чувствовал никаких симптомов дискомфорта, которые заставляют людей с нормальной чувствительностью вовремя обращаться к врачу. И только очень сильная боль смогла «пробить» стену бесчувствия. Потеря мира из-за потери своих ощущений приводит к дереализации – нарушению восприятия, при котором окружающий мир воспринимается как нереальный или отдаленный, лишенный своих красок. Внешний мир кажется «измененным, странным, неотчетливым, чуждым, призрачным, тусклым, застывшим, безжизненным». Потеря себя в мире может привести к деперсонализации – расстройству самовосприятия. Деперсонализация переживается как «ощущение частичного или полного исчезновения (стирания) черт своей личноти», «исчезновение или уменьшения чувств по отношению к близким людям», «исчезновения тонких эмоций», «отсутствия мыслей в голове», «притупление или отсутствие болевой, тактильной, температурной, вкусовой чувствительности» и т.д. Лечение, психологическая реабилитация самоотчуждения – это серьезная работа, связанная в первую очередь с восстановлением чувства живого существования человека, с обретением заново им свой собственной личности, своих личностных черт, чувств, эмоций, ощущения своей телесности. Возвращение чувства подлинности не может опираться на умозрительные рассуждения, подлинность возвращается через подлинное проживание – себя, своих ощущений, своих чувств. Важную роль играет «оживление» телесности. Человек учится чувствовать свое тело, слушать его, включая самые, казалось бы, незначительные проявления. Избавление от мышечного панциря позволяет начать слышать эти телесные ощущения как реальные, настоящие. В противовес «Тотальному Вихрю», который как бы утверждал НЕсуществование, психологическая практика должна располагать инструментами, которые бы проявляли и усиливали чувство существования – «Я живой!, «Я есть!». Только внимательная, комплексная психологическая работа, связанная с самопознанием и развитием, с телесными практиками, может спасти от «Тотального Вихря». Возвращение и обретение личностных смыслов даст человеку жизненную перспективу и вернет его в мир людей, поскольку наша реализованность напрямую связана с ними и самоактуализация невозможна в замкнутом пространстве. Экзистенциальная психология с самого своего основания занималась проблемой подлинности существования человека, полноты его жизни, вопросами живого присутствия в этом мире, а также вопросами жизненных смыслов. Экзистенциально-инициальная психотерапия в контексте экзистенциальной психологии – это мощный и современный ответ на вызова «Тотального Вихря». Экзистенциально-инициальная психотерапия располагает целым комплексом методов и практик, от телесной терапии до работы с символами и арт-терапии, которые эффективно работают прежде всего для того, чтобы помочь человеку обрести себя – свою собственную целостность и подлинность. А состояние подлинности и целостности, в свою очередь, - это состояния свободы и здоровья, полноты жизни и творчества. Бордуков Олег (www.i-therapy.ru) 26.06.2017 г.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|