Тревожность и работа с ней.

Тревожность и работа с ней

 

Слово “тревожный” отмечается в словарях с 1771 года. Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина. Автор одной из них полагает, что слово “тревога” означает трижды повторенный сигнал об опасности со стороны противника.
В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это “индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают”. 

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога — это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлениями на празднике или отвечая у доски. Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это — проявления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях, (при ответе у доски, общении с незнакомыми взрослыми и т.д.), то следует говорить о тревожности.

Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства.
Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако, если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка.

До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений.

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.

Психолог Е.Ю. Брель выявила и такую закономерность: тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением. Может быть, именно поэтому в наше время число тревожных детей неуклонно растет.

Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка.

Существует мнение, что учебная тревожность начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Этому могут способствовать как стиль работы воспитателя, так и завышенные требования к ребенку, постоянные сравнения его с другими детьми. В некоторых семьях на протяжении всего года, предшествующего поступлению в школу, в присутствии ребенка ведутся разговоры о выборе “достойной” школы, “перспективного” учителя. Озабоченность родителей передается и детям. Кроме того, родители нанимают ребенку многочисленных учителей, часами выполняют с ним задания. Неокрепший и еще не готовый к такому интенсивному обучению организм ребенка иногда не выдерживает, малыш начинает болеть, желание учиться пропадает, а тревожность по поводу грядущего обучения стремительно возрастает.

Тревожность может быть сопряжена с неврозом или с другими психическими расстройствами. В этих случаях необходима помощь медицинских специалистов.

Таких детей в детском саду и в школе немало, и работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категориями “проблемных” детей, потому что и гиперактивные, и агрессивные дети всегда на виду, “как на ладошке”, а тревожные стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. 
Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах. Крайним последсвием высокой тревожности могут быть депрессивные состояния и суицидальные наклонности. 

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.
Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:
1. Повышение самооценки.
2. Управление эмоциями и обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
3. Снятие мышечного напряжения.

В процессе груповых занятий происходит равномерная работа по каждому из направлений. 
Повышение самооценки происходит за счет индивидуальных (самостоятельных) и  групповых упражнений, в результате которых дети  осознают, что у них множество положительных качеств, позитивно оцениваемых сверстниками и учителем (ведущим), они обучаются более объективно оценивать свои сильные и слабые стороны, к ним приходит понимание, что  в каждом человеке есть что-то уникальное и хорошее, что каждую ситуацию  можно рассмотреть с нескольких сторон и это дает возможность сделать более объективные выводы.

Управление эмоциями и обучение ребенка управлять собой в конкретных, наиболее волнующих ситуациях происходит с помощью ролевых игр, где  в игровой форме изображаются разнообразные эмоции, происходит их выражение социально-приемлемым образом, подросток осознает возможности управления эмоциями, а также “репетируется” ситуация, аналогичная той, которая  вызывает напряжение. Поскольку  в работу вносится элемент игры (сказочности, ненастоящей реальности), это дает возможность подростку  поэксперементировать со своим поведением в безопасной среде и убедиться, что он в состоянии управлять своими эмоциями, снимать тревогу, что он не является заложником страхов, а может выбрать максимально эффективное состояние (и поведение) для данной ситуации.  Постепенно у подростка вырабатывается возможность  сохранять (удерживать) нужные эмоции и в реально тревожащей его обстановке.

Также этому способствуют специальные упражнения на развитие навыков уверенного (ассертивного) поведения и упражнений на концентрацию и переключаемость внимания, что дает возможность убрать (“отключить”) тревожащие мысли, например, в ситуации сдачи экзаменов.

Снятие мышечного напряжения происходит за счет овладения навыками психогимнастики и релаксации.

Параллельно с этим проводится рекомендательно-консультативная работа с  родителями тревожных детей, а также с их классными руководителями и школьными психологами.



Просмотров: 314
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Маски тревожности или под что рядится тревожность у детей
  • Агрессия и тревожность ребенка в детском доме... психологу в помощь сенсорная комната
  • Тревога, тревожность, стресс: проблема или возможность?
  • Как горе-родители формируют тревожность у детей дошкольного возраста
  • Тревожность ребенка. Что это ? И как помочь с ней справится.
  • Как родители могут влиять на повышение самооценки ребенка
  • Как тревожность мешает ребенку учиться!
  • Тревожность у детей
  • Тревожность. Помощь тревожному ребенку
  • Откуда берется школьная тревожность? Причина шестая – смена или непринятие ребенка классом
  • Социальная тревожность у детей и подростков.
  • Беспокойство и тревожность. Потребность в отношениях.
  • Изучение некоторых когнитивных параметров страха и тревожности у детей при посещении стоматолога
  • Особенности проявления тревожности в юношеском возрасте
  • Ответственные дети. Откуда берется тревожность...
  • Гипноз эффективен в лечении хронических болей в животе, тревожности и СРК у детей
  • Тревога и тревожность. Обзор некоторых подходов.
  • Психокоррекция тревожности и страхов у детей дошкольного возраста с использованием сказкотерапии
  • О поощрении и наказании ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте
  • Страхи, тревожность и тревога. Как различить?
  • Тревога. Тревожность. Причины
  • Как побороть чрезмерную тревожность и не стать заложником постоянного беспокойства?
  • Откуда берется школьная тревожность? Причина пятая – повторяющиеся ситуации оценивания и экзаменов
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Развею все твои тревоги…О нетипичных проявлениях детской тревожности.
  • "Тревожность детей дошкольного возраста" (признаки, методы, советы родителям).
  • Ребенок боится ЕГЭ/ОГЭ. Снижаем тревожность перед экзаменом 15 важных пунктов.
  • Может ли школьная тревожность передаваться по наследству?
  • Депрессия и тревожность: почему они всегда преследуют человека вместе?
  • Почему некоторые дети часто болеют. Психологические причины болезней детей.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь