Вторичные выгоды в психотерапии тревожных состояний

Автор статьи: Татьяна Силаева

 

Вторичные выгоды в психотерапии тревожных состояний

 

Тревожные состояния -это различные сочетания соматических и психических признаков тревоги при отсутствии реальной опасности, проявляющиеся приступообразно или постоянно. Тревога обычно диффузная и может достигать степени паники. Могут иметь место другие невротические проявления, например симптомы навязчивости или истерии, однако они не доминируют в клинической картине  (в том числе и ПА).

Вторичная выгода - то, что человека удерживает в том проблемном состоянии, которое он получил, понимаемое как преимущество, которое пациент получает от уже сформированных симптомов, Это выгода не приводит к симптомообразованию, но способствует закреплению болезни и сопротивлению лечению.

Например, человек хочет вылечится, но ничего для этого не делает и продолжает страдать, либо  - вроде бы делает и даже обратился к психологу (врачу) - но не принимает лекарства и не выполняет рекомендации психолога.  А, если ему об этом сказать - он возмутится "праведным гневом!

Тема вторичных выгод весьма важна и актуальна потому что, не убрав вторичную выгоду, причина любого запроса-трудности (проблемной ситуации, психосоматики, тревог и страхов….) не уйдет. Или уйдет только на определенное время. Это значит, что не выясненные вторичные выгоды будут провоцировать первопричину трудной ситуации снова и снова.

Первопричина ситуации – это внутри личностный конфликт убеждений: базовых (родительских) и личностных (наработанных в течение жизненного пути человека).

Если говорить о вторичных выгодах при панических атаках, то тут спровоцировать ПА может любая стрессовая ситуация, но все равно причина (в том числе) будет в конфликте убеждений (внутри личностный конфликт).

Конфликт убеждений родительских и личностных тем больше, чем больше у человека потребности в признании, чем больше он не дополучил любви в детстве. В этом случае у человека так мало ресурсов справиться со стрессовой ситуацией! Потому что его безопасность нарушается, как когда-то…И тогда в детстве он для безопасности использовал страх, не понимая свой страх и обвиняя себя (родители – святость, они всегда правы). А теперь во взрослой жизни этот страх не может уже обеспечить потребность в безопасности и он преобразуется в непонятый страх – фобию и ПА).

К тому же человек привык так жить и уже даже нашел выгоду в такой жизни. Пусть со страхом – но в относительной безопасности.

Как же вытащить вторичную выгоду?

Вторичная выгода очень сложно прояснить, потому что придется четко разделить базовые убеждения и личностные убеждения. Для того чтобы их разделить, придется посмотреть и признать, что родительские убеждения для человека не только чужие, но и не эффективные. Придется сказать себе, что родители ошибались и даже…..не дали возможности своему ребенку прожить жизнь так, как хотел он сам. Теперь и он сам также, как его родители, навязывает свои убеждения, как единственно правильные - своим детям, супругу, друзьям, коллегам........что означает -  дать оценку себе, понизить свою значимость (снова!)…что-то с этим делать…..

Поиск вторичной выгоды, да и сама психотерапия…саботируется клиентом тем больше, чем ближе психолог подбирается к причине его запроса и к тому, что удерживает причину – к вторичным выгодам.


При прояснении вторичных выгод разделяются его базовые и личностные убеждения со всеми вытекающими последствиями:

  •  надо вспомнить,
  • признать,
  • осознать,
  • принять,
  • поменять поведение,
  • противостоять не пониманию его новой жизненной позиции его близким окружением,
  • выдержать откаты-повторения тревоги и паники,
  • начать жить заново.

 

Прояснение причины трудной ситуации воспринимается человеком, как предательство своих родителей. А если у ребенка еще была в детстве травма предательства – это сделать крайне тяжело, как будто перечеркнешь не только свое прошлое, но и себя самого. Ведь ребенок тогда что-то забыл, что-то обьяснил себе сам, как смог, даже согласился с тем, что он виноват. Ребенку легче сделать себя виноватым, чем родителей, которых он любил больше себя самого.

И если ребенок был по настоящему любим и его принимали таким, как он есть – то травмы не было и его взрослые личностные убеждения тогда не конфликтуют с базовыми. Да, они, возможно, другие. Но ведь его научили принимать мир таким, каков он есть – его тоже любили не идеального. В этом случае вторичная выгода легко проясняется.

А если ребенка не принимали и постоянно сравнивали, применяли эмоциональное, либо физическое и даже сексуальное насилие – тогда его личностные убеждения резко не совпадают с базовыми. В этом случае скрытая выгода лежит глубоко. Чем больше претензии к родителям, чем больше к ним ненависти (например, при сексуальном насилии) - скрытая выгода, удерживаюшая человека в прежнем (обманчиво безопасном) состоянии - весьма глубока! Ведь ненависть – обратная сторона любви, а агрессивное поведение - это просьба о любви!

Таким образом, прояснять вторичные выгоды можно вопросно-ответным методом: видео по вторичным выгодам тут

    Каковы мои потребности? Что я хочу? Получаю ли я то, что хочу?
  • Каковы мои убеждения?
  • Эти убеждения мои или моих родителей?
  • Чего я боюсь сделать?
  • Что из своих потребностей я боюсь реализовать? Почему?
  • Живу ли я своей жизнью?
  • Или делаю то, что хотят от меня другие?
  • Готов ли я разделить убеждения на «не мои» и на «мои собственные»?
  • Готов ли я реализовывать свои потребности?
  • Готов ли я дать себе право получать то, что я хочу
  • Каким образом я могу это сделать?
  • Готов ли я "помирить" свои и "не свои" потребности....

Работа психолога в работе с конфликтом убеждений при прояснении вторичных выгод заключается в следующем:

  • Вспомнить, когда страх произошел впервые
  • Какой опыт приобрел клиент, в связи с той стрессовой ситуацией
  • Что он стал делать для обеспечения своей безопасности
  • Какую выгоду он получил в связи с приспособлением к стрессовой ситуации - как минимум –получение относительной безопасности . Например, в случае инцеста – использование механизма вытеснения-забывания –не сойти с ума
  • Вывести клиента на способность осознания своего конфликта.
  • Каковы базовые убеждения и его личностные
  • В чем конфликт этих убеждений
  • Для чего ему нужен конфликт
  • Предложить клиенту представить, как изменится его жизнь, в случае устранения конфликта
  • Позволить себе выражать свои чувства, которые находились под запретом (родительских убеждений – что можно, а что нельзя делать)
  • Посмотреть на взрослую жизнь по новому, признать риски, поменять к ним отношение.
  • Найти те ресурсы, которые есть, даже если они и пассивны, либо в зоне недоступности, либо человек не может (не умеет, не хочет, отказывается) ими воспользоваться.
  • Изменить свое поведение - переоценить свою роль в совладании с трудностью, сделав себя ответственными могущим справиться с ситуацией
  • Представить, что конфликта убеждений уже нет – что бы тогда сделал
  • Какую положительную роль в его жизни играл этот конфликт убеждений – от чего спасал – чем сейчас может быть полезен
  • Сделать базовые убеждения союзником, а не противником – примирить базовые и личностные убеждения.

     В ходе психотерапии при прояснении вторичных выгод работа идет:
  • со страхами
  • Страхом разоблачения базовых родительских убеждений, как , иногда, ошибочных и даже вредоносных
  • Страхом перед изменениями
  • Страхом перед возможной новой опасностью при изменении себя и пользования своими убеждениями
  • Страхом признания себя не идеальным
  • Страхом быть не готовым к новым изменениям
  • Страхом перед неизвестностью.

По этой причине клиенты неосознанно пропускают сеансы, не выполняют рекомендации…

В этом случае необходимы следующие подконтрольные методы к нашим подопечным.

Например, в контексте ПА работа при прояснении вторичных выгод клиента - параллельно с сессиями необходима работа самого клиента, как взятие ответственности на себя:

  • вести дневник ПА
  • прописывать в дневнике

 - как им выполняются рекомендации психолога

- изменения

- свои мысли, чувства, действия по выполнению заданий психолога

  • Отдельно прописать, как реагировали родственники.
  • Находясь в позиции наблюдателя – клиенту, страдающему любой формой тревожного состояния - «болеть» будет некогда.
  • Ведение дневника существенно проясняет вторичные выгоды организма по удержанию проблемной ситуации запроса клиента.
  • Поэтому желание избавления от собственного страха будет постепенно усиливаться, а вторичная выгода – как привычный способ обеспечения безопасности - ослабевать.

 Как работа-самопомощь, в самом начале терапии следует рекомендовать клиенту составить свой собственный план лечения: как он это себе представляет – это включит его заинтересованность и мотивированность, он приобретет значимость и ответственность.

 План этот обычно предлагается в виде таблицы из 5-ти столбцов.

1 - всё, что планируешь на пути к выздоровлению;

2 - поставить задачи, которые помогают в борьбе с приступами ПА (сессии с ПТ, посещение врача (какого специалиста или же лечащего, освоение новой техники и т.п.),

3 - дата, до которой необходимо выполнить каждую задачу;

4 - отметка о выполнении;

5 - чем отблагодаришь себя за выполнение каждого из пунктов (сходить в кино, рыбалка, съездить в..... , купить вкусняшку или какую-то вещь, гаджет и т.д.).

Чтобы повысить мотивацию клиента на саморегуляцию, в случае не выполнения заданий, рекомендаций, ведения дневника и плананапоминаем, что

- мы то переживем такой игнор…

- а вот он то, что с этим будет делать? – в результате мотивация клиента на саморегуляцию повышается

Все перечисленные моменты весьма способствуют прояснению вторичных выгод по запросам клиентов, в том числе и при работе с паническими атаками.


Вторичные выгоды существуют еще и потому, что они помогают узнать не познанное, не явное (тайное) в причине предьявленной клиентом трудности-проблемы. Ведь то, что понятно (понято) и «лежит на поверхности» – не заставит человека что-то с этим делать…..ни за что и никогда! А зачем?

Примечание: благодарю коллег интервизорской группы за свое мнение (и практическое применение)  на вопросы терапии с ПА, которое я использовала в данной статье.


  Подпишитесь  на рассылку статей этого автора

Автор медпсихолог Силаева Т.Н.

Интернет-курсы для Вас - жми тут

Хотите быть полезными для Своих Клиентов!, грамотно привлекать их и зарабатывать на сайте - пройдите курс со скидкой 250 рублей тут "Высшая математика заработка психолога посредством в17"


Просмотров: 610
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Что такое ограничивающие убеждения и как они мешают любить себя?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Что такое ПТСР, каковы его симптомы и что с этим делать?
  • "По вере Вашей..." - как влияют на жизнь человека его верования и убеждения
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Страх перед будущим: 5 способов как преодолеть его и начать что-то делать
  • Что такое вторичные выгоды и как они возникают?
  • Я всё больше понимаю, что нужно людям и при это я всё больше не готов им это дать!
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Как начать что-то делать и чувствовать себя при этом хорошо: ритуалы радости
  • Кто такой домашний тиран? Его признаки. Что делать, если оказались в его «лапах»?
  • Что волнует клиента перед первой сессией и как его успокоить?
  • Я чувствую, что теряю его. Что делать, если он отдаляется от меня?
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • Как достичь любую цель. Что это за загадочный коучинг? И при чем тут нейропластичность и жизненный опыт.
  • Вороновирус. Что это и с чем его едят?
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Когда вам надоест думать, что вы сделали не так и вести себя, как хотят другие, тогда вы и начнете жить
  • Панические атаки. Что это и как с этим справиться? (памятка для клиента)
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Как поддержать мужчину? Что нужно делать, а что ни в коем случае нельзя?
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Что делать, если ни на что нет сил, кроме как лежать и корить себя за непродуктивность.
  • Коуч персонального развития - что это и с чем его едят?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь