|
Кризис 7 лет у детейАвтор статьи: Загорская Ирина Владимировна
Сейчас начало учебного года и многие родители отправили своих детей в первый раз в школу. Сегодня предлагаю поговорить о возрастном кризисе 7 лет у детей, проявления которого, могут усугубляться в связи с изменившейся социальной ситуацией. В этом возрасте у ребенка появляется осознание своей внутренней жизни: теперь он понимает, что означает, когда он злится, радуется, боится или же грустит – но опыта обращаться со своими переживаниями еще нет (ребенок не знает, когда и как их демонстрировать). Отсюда частая потеря спонтанности и появление манерности, кривляния, искусственной натянутости поведения. Эти внешние особенности так же, как и склонность к капризам, конфликтам, аффективным реакциям, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса. Также происходит переоценка ценностей-то, что было значимо раньше теряет свою ценность- теперь игра для ребенка теряет свою побудительную силу (дошкольники еще долго будут играть, но игра перестает быть основным содержанием его жизни), теперь ценной становится учебная деятельность. Ребенок исчерпал развивающие возможности игр, теперь ему требуется больше — не воображать, а понимать, как и что работает. Он тянется к знаниям, стремится стать взрослым. Поэтому многие любимцы (мягкие игрушки, которые раньше утешали) могут уйти в мусорку или же быть откорректированы – что, если подстричь любимую куклу? Теперь ребенок осознает свои потребности – но пока у него нет баланса между «хочу» и «надо» (иногда они замедленно реагируют на требования взрослых, что может вызвать конфликты). В этом возрасте дети учатся самоконтролю, чтобы уметь сдерживать, дозировать или выражать в приемлемой форме свои эмоции и мысли. Утрачивается детская непосредственность – ребенок размышляет прежде, чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо. Ребенок внешне уже не такой, как внутренне, хотя на протяжении младшего школьного возраста еще будут в значительной мере сохраняться открытость, стремление выплеснуть все эмоции на детей и близких взрослых, сделать то, чего сильно хочется. Интенсивно развиваются мыслительные процессы: у ребенка появляются логически верные рассуждения, формируются научные и житейские понятия (что ведет к развитию теоретического мышления). Память развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности: теперь ребенок способен произвольно запоминать материал, который не интересен и не преподнесен в игровой форме; а вот смысловую память нужно совершенствовать в этот период – родителям стоит контролировать, каким образом дети усваивают новый материал (многие дети механически заучивают тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и больше по объему - и тогда дети склонны дословно воспроизводить то, что запомнили. Поэтому важно осваивать различные мнемонические приемы, когда ребенок осмысливает учебный материал, понимает его и одновременно запоминает – родителям важно проверять не только точность ответа, но и каким способом ребенок запомнил). Также продолжает развиваться внимание: однако оно все еще отличается небольшим объемом и малой устойчивостью (могут заниматься одним делом в течение 10-20 минут), а также затрудненностью распределения внимания и его переключения с одного учебного процесса на другой. В этом период развивается самооценка ребенка – становление самооценки зависит как от успеваемости и особенностей взаимоотношений с учителем и классом, так и от стиля семейного воспитания и принятых в семье ценностей. Для развития адекватной самооценки необходимо создание атмосферы поддержки – важно, чтобы детям не просто ставилась оценка, но и давались соответствующие пояснения, оценивали их работу, а не личность, не сравнивали детей между собой, не призывали подражать отличникам, а ориентировали на личные достижения – чтобы завтрашняя работа была лучше вчерашней; не захваливали успешных учеников. Стиль семейного воспитания также влияет на формирование самооценки ребенка – дети с завышенной самооценкой воспитываются в обстановке некритичности и по принципу кумира, рано осознают свою исключительность. Дети с высокой (не завышенной самооценкой) растут в семьях, где существует внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями), которая сочетается с достаточной требовательностью, не применяя унизительных наказаний и охотно хваля ребенка, когда он того заслуживает. Дети с заниженной самооценкой пользуются дома большой свободой, которая, однако, оказывается по своей сути –бесконтрольностью, следствием равнодушия родителей к ребенку и друг другу; в этой ситуации родители мало интересуются переживаниями и занятиями детей, включаются в жизнь ребенка, когда возникают конкретные проблемы (чаще с успеваемостью). Надеюсь, эти знания о том, какие изменения происходят с вашим ребенком помогут вам лучше понимать его и легче пережить этот период. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|