|
Супервизия: строгий суд, легкий заработок на новичках или продуктивный анализ?Автор статьи: Епишина Людмила Игоревна
В нашей профессиональной деятельности мы постоянно сталкиваемся с многообразием и привлекательностью психотерапевтических направлений. Институты повышения квалификации, краткосрочные и долгосрочные обучающие программы ежегодно привлекают новых специалистов, желающих углубить свои знания, обрести навык работы в определенном терапевтическом стиле. Схема обучающих программ строится примерно по одному принципу: теоретический этап в различных вариациях (обучающая - терапевтическая группа, лекционный принцип и т.п.) посещение двух-трех дневных групповых встреч, прохождение личной и/или групповой терапии, участие в конференциях психотерапевтического сообщества. И обязательные встречи с супервизором. Поскольку требований выдвигается много, программа обучения затратна как энергетически, так и финансово, ресурсно, у студентов случается "застревание" и "сопротивление". Особенно часто это можно наблюдать на этапе набора супервизорских часов. Давайте попробуем разобраться, что же это за мероприятие - супервизорская встреча - есть ли в ней такая уж необходимость. Вокруг супервизии циркулируют разнообразные мифы. Одни считают супервизоров безжалостными критиками, которые лишают молодых психотерапевтов зачатков уверенности в себе. По мнению таких людей, проходить супервизию опасно для карьеры в связи с риском потерять желание пробовать снова. А можно настолько серьезно воспринять замечания со стороны, что психологическая помощь понадобится самому супервизируемому. Другие уверены в меркантильном интересе со стороны старших коллег. Встречи рассматриваются как еще один способ заработать на наивных и не уверенных в себе начинающих терапевтах, поскольку последние обладают высоким уровнем внушаемости и готовы оплачивать любые рекомендации. Как же обстоят дела на самом деле? Обратимся для начала к определению супервизии. В своем учебном пособии, Сергей Александрович Кулаков — врач-психотерапевт высшей категории, доктор медицинских наук, профессор, супервизор Российской психотерапевтической ассоциации, профессор кафедры клинической психологии Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, дает нам следующую информацию: Супервизия — это один из методов теоретического и практического повышения квалификации специалистов в области психотерапии, социальной работы и др., в форме их профессионального консультирования и анализа целесообразности и качества используемых практических подходов и методов психотерапии [Супервизия в психотерапии/Кулаков С.А: Учебное пособие - Санкт-Петербург,2004г.] Звучит пугающе, не правда ли? Поэтому мы добавим второе определение Сергея Александровича, которое доносит живую суть процесса: Супервизия — это процесс, во время которого супервизор и супервизируемый вместе узнают что-то новое о клиенте, друг о друге, о себе. Существуют разнообразные виды супервизии и осуществляется она не только в области психотерапии, так же роль супервизора бывает разная: - учитель - фасилитатор - эксперт - консультант Подробнее узнать о видах и ходе супервизии вы можете на нашей обучающей программе Практика консультирования. Здесь мы остановимся на общих положениях и роли консультанта. Очень важно понять два ключевых момента: этот процесс осуществляется совместно и его целью является поиск новых знаний. Т.е., говоря о супервизии, мы подразумеваем процесс совместного погружения в ткань переживания клиента, которого нам представляет супервизируемый. Мы исследуем динамику встречи, моменты подъема и спада активности, знакомимся с ощущениями терапевта, с его параллельными процессами, делимся своими ощущениями, которые безусловно возникают в результате знакомства с историей. Так, в процессе анализа, появляется многостороннее, глубокое видение проблемы, а так же множество вариантов терапевтического маршрута, которые супервизируемый может принимать и отвергать совершенно свободно. Перед супервизией строго оговариваются правила обратной связи, запрещаются оценивающие высказывания, критика тактики терапевта. Допускается обратная связь в виде поддержки, анализа ткани переживания с личной точки зрения, возможно обсуждение внутренних процессов и ощущений, возникающих в ходе супервизии, можно предложить варианты ведения сессии, обязательно используя формулировку типа: "Мне кажется, можно попробовать....", "Возможно, в этой ситуации подойдет....", "Что если использовать....". Супервизор никогда не выступает как строгий судья, и его первостепенная задача обеспечить ваш психологический комфорт: если, к примеру, вы приходите с ощущением провалившейся терапевтической сессии- найти сильные и удачные моменты и сконцентрировать внимание на том, как они появились, что помогло, а что мешало. В завершении хотелось бы вернуться к вопросу, который мы подняли ранее- есть ли такая уж необходимость в супервизорских встречах? Ответ есть смысл давать исходя из коллаборации личного опыта прохождения, участия в составе супервизорской группы и опыта ведущего- да, необходимость в этом есть и результат на выходе продуктивен и ценен. Помимо очевидной поддержки коллег, возможности разделить свои переживания, ощущения, опасения и сомнения, супервизия дает нечто уникальное - шанс увидеть проблемную ситуацию клиента под множеством углов, с разных точек зрения, из разного жизненного опыта. Такое многоголосие наполняет сверхзнанием, если можно так сказать. Кусочек пазла, который вы нащупали, начинает обретать смысл, когда, с помощью коллег, поэтапно собирается вся картина. Вы имеете возможность поучаствовать в наших Супервизорских встречах в качестве супервизируемого или участника.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|