Супервизия: строгий суд, легкий заработок на новичках или продуктивный анализ?

В нашей профессиональной деятельности мы постоянно сталкиваемся с многообразием и привлекательностью психотерапевтических направлений. Институты повышения квалификации, краткосрочные и долгосрочные обучающие программы ежегодно привлекают новых специалистов, желающих углубить свои знания, обрести  навык работы в определенном терапевтическом стиле.

Схема обучающих программ строится примерно по одному принципу: теоретический этап в различных вариациях (обучающая - терапевтическая группа, лекционный принцип и т.п.) посещение двух-трех дневных групповых встреч, прохождение личной и/или групповой терапии, участие в конференциях психотерапевтического сообщества. И обязательные встречи с супервизором.

Поскольку требований выдвигается много, программа обучения затратна как энергетически, так и финансово, ресурсно, у студентов случается "застревание" и "сопротивление". Особенно часто это можно наблюдать на этапе набора супервизорских часов.

Давайте попробуем разобраться, что же это за мероприятие - супервизорская встреча - есть ли в ней такая уж необходимость.

Вокруг супервизии циркулируют разнообразные мифы. Одни считают супервизоров безжалостными критиками, которые лишают молодых психотерапевтов зачатков уверенности в себе. По мнению таких людей, проходить супервизию опасно для карьеры в связи с риском потерять желание пробовать снова. А можно настолько серьезно воспринять замечания со стороны, что психологическая помощь понадобится самому супервизируемому.

Другие уверены в меркантильном интересе со стороны старших коллег. Встречи рассматриваются как еще один способ заработать на наивных и не уверенных в себе начинающих терапевтах, поскольку последние обладают высоким уровнем внушаемости и готовы оплачивать любые рекомендации.

Как же обстоят дела на самом деле? Обратимся для начала к определению супервизии. В своем учебном пособии, Сергей Александрович Кулаков — врач-психотерапевт высшей категории, доктор медицинских наук, профессор, супервизор Российской психотерапевтической ассоциации, профессор кафедры клинической психологии Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, дает нам следующую информацию:

 Супервизия — это один из методов теоретического и практического повы­шения квалификации специалистов в области психотерапии, со­циальной работы и др., в форме их профессионального консуль­тирования и анализа целесообразности и качества используемых практических подходов и методов психотерапии [Супервизия в психотерапии/Кулаков С.А: Учебное пособие - Санкт-Петербург,2004г.]

Звучит пугающе, не правда ли?  Поэтому мы добавим второе определение Сергея Александровича, которое доносит живую суть процесса:

Супервизия — это процесс, во время которого супервизор и супервизируемый вмес­те узнают что-то новое о клиенте, друг о друге, о себе.

Существуют разнообразные виды супервизии и осуществляется она не только в области психотерапии, так же роль супервизора бывает разная:

- учитель

- фасилитатор

- эксперт

- консультант

Подробнее узнать о видах и ходе супервизии вы можете  на нашей обучающей программе Практика консультирования. Здесь мы остановимся на общих положениях и роли консультанта.

Очень важно понять два ключевых момента: этот процесс осуществляется совместно и его целью является поиск новых знаний. Т.е., говоря о супервизии, мы подразумеваем процесс совместного погружения в ткань переживания клиента, которого нам представляет супервизируемый. Мы исследуем динамику встречи, моменты подъема и спада активности, знакомимся с ощущениями терапевта, с его параллельными процессами, делимся своими ощущениями, которые безусловно возникают в результате знакомства с историей. Так, в процессе анализа, появляется многостороннее, глубокое видение проблемы, а так же множество вариантов терапевтического маршрута, которые супервизируемый может принимать и отвергать совершенно свободно. Перед супервизией строго оговариваются правила обратной связи, запрещаются оценивающие высказывания, критика тактики терапевта. Допускается обратная связь в виде поддержки, анализа ткани переживания с личной точки зрения, возможно обсуждение внутренних процессов и ощущений, возникающих в ходе супервизии, можно предложить варианты ведения сессии, обязательно используя формулировку типа: "Мне кажется, можно попробовать....", "Возможно, в этой ситуации подойдет....", "Что если использовать....".

Супервизор никогда не выступает как строгий судья, и его первостепенная задача обеспечить ваш психологический комфорт: если, к примеру,  вы приходите с ощущением провалившейся терапевтической сессии- найти сильные и удачные моменты и сконцентрировать внимание на том, как они появились, что помогло, а что мешало.

В завершении хотелось бы вернуться к вопросу, который мы подняли ранее- есть ли такая уж необходимость в супервизорских встречах? Ответ есть смысл давать исходя из коллаборации личного опыта прохождения, участия в составе супервизорской группы и опыта ведущего- да, необходимость в этом есть и результат на выходе продуктивен и ценен. Помимо очевидной поддержки коллег, возможности разделить свои переживания, ощущения, опасения и сомнения, супервизия дает нечто уникальное - шанс увидеть проблемную ситуацию клиента под множеством углов, с разных точек зрения, из разного жизненного опыта. Такое многоголосие наполняет сверхзнанием, если можно так сказать. Кусочек пазла, который вы нащупали, начинает обретать смысл, когда, с помощью коллег, поэтапно собирается вся картина.

Вы имеете возможность поучаствовать в наших Супервизорских встречах в качестве супервизируемого или участника.

 



Просмотров: 374
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Супервизия в гештальт-терапии. Этапы учебной супервизии.
  • Опыт применения авторской методики "Супервизия в песочнице" в работе супервизора.
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Методические заметки о супервизии "троек"
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • По следам проекта "Терапевтическая Супервизия"
  • О двух видах психотерапии или "обратная сторона луны"
  • Зарок "Если любить - можно потерять" .
  • Психологический практикум: И "ад", и "рай", которые мы носим в себе
  • Правила для специалистов, работающих в "Школе Душевного Равновесия", Санкт-Петербург
  • Что делает супервизор во время сессии терапевта и клиента
  • Можно развиваться в "-", а можно в "+", где же находится грань?
  • Параллельный процесс и эмпатия в групповой супервизии
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Самая сложная задача Родителя, что такое "плохо/хорошо" и как можно докатиться до ПРЛ или НРЛ
  • "Песочная терапия: опыт и супервизия"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Шляпник. Или "как фотография помогает понять свои переживания".
  • "Если б козла отпущения можно было еще и доить..."
  • "Если сильно напрягаться - можно просто..."
  • "Что можно подарить девушке-еврейке?". " Газовую камеру!"
  • Три типа супервизии с групп-аналитической точки зрения
  • Супервизии. Необходимость или унижение?
  • Фрагмент работы с зависимостью. Интеграция метода "песочной терапии" в терапевтический процесс
  • "А можно всех посмотреть?" или как выбрать карьерного консультанта?
  • Роль "физкультуры" в преодолении кризисов. Заметки из личного опыта
  • Немного Общего о Психотерапии, "Новые" Корни Психических Проблем и "Личные Повестки"
  • О встречах, которые "по одёжке"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь