Сказки, которые прошли сквозь века и сейчас пользуются большой популярностью, заслужили такое признание не только из-за непревзойденной творческой манеры автора, неповторимости сюжетов и оригинальности персонажей. Прежде всего, это заслуга воспитательных моментов в таких произведениях. Ведь детская литература и сказка как один из главных ее жанров и возникли для того, чтобы воспитывать и учить детей.
Но не все сказки, даже если по их мотивам создали не один фильм или мультсериал, театральное представление или мюзикл, выполняют свою педагогически воспитательную функцию так, как положено.
При выборе сказки главное оценить ее содержание и возможность психологического воздействия на ребенка. Давно не секрет, что произведения, где главного героя учат чему-то с помощью наказаний, являются не только малоэффективными, а могут даже травмировать малыша. Зато хорошо на ребенка и формирование его поведения влияют такие сказки, где главный герой самостоятельно признает свои ошибки и получает поощрение за честность.
Еще одним подтверждением такой гипотезы стало исследование Института детского обучения в Университете Торонто. В эксперименте участвовало 268 детей в возрасте от 3 до 7 лет. Они должны были угадать игрушку, ориентируясь только на звук, который та издает. Время от времени в ходе исследования делали паузу и просили детий не подглядывать и не пытаться выяснить, какую игрушку они угадывают. Такое исследование было направлено на определение честности детей.
Какая роль здесь отведена сказкам? А вот какая: когда экспериментатор возвращался в комнату, он зачитывал ребенку сказку, а затем спрашивал, подглядывал ли малыш за игрушкой. Правдивый ответ свидетельствовал о честности, и именно сказка должна была подтолкнуть ребенка сказать правду или соврать.
Так вот, сказки, где лгут, а правду пытаются узнать запугиванием, негативно влияют на детей. Читая такие сказки, родители только подталкивают детей говорить неправду, потому что эффект наказания работает в обратном направлении. Поэтому дети, которым читали сказки «Пиноккио», «Черепаха и заяц» и «Мальчик, который кричал Волк», солгали. В то же время дети, которые слушали произведения «Джордж Вашингтон и Вишневое дерево», «Золушка» и даже отрывок из «Гарри Поттера», где главный персонаж говорит правду и в конце все счастливы, не обманули экспериментатора.
Дополнительный эксперимент: измененная концовка «позитивной» сказки на не слишком позитивный конец дала такой же результат - дети обманывали.
Итак, вывод: дети подражают персонажам, о которых им читают, не зависимо от того, хорошо те поступают или нет.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.