Переходный ОТ…К…возраст. Руководство для родителей.

Автор статьи: Яна Окаева

 Ко мне на консультации приходят обеспокоенные родители подростков. Слова примерно такие: «Все было хорошо, но тут его подменили. Был покладистый мальчик, теперь не знаю, как его попросить о чем-нибудь – сразу ершится» или «У нее проблемы в школе, учителям дерзит, успеваемость снизилась, слушают с подругой странную музыку. По мне так просто набор громких звуков и завываний». Да, да – вот он этот подростковый бунт, период сложный не только для родителей, но и для самих подростков.Переходный ОТ К возраст Руководство для родителей

Со мною что-то происходит…

Что же происходит с организмом и психикой подростка в этот период?

Для начала нужно понять с какого возраста можно определить подросток перед нами или нет? Стоит сказать, что единого мнения на этот счет нет, как и четко обозначенных возрастных границ периода. Они варьируются от 11 до 20 лет! В подростковый период входит пубертатный, хотя некоторые ученые совмещают их периодизацию.

В пубертатный период происходит половое созревание человека. Происходит гормональный всплеск, физический рост, развитие мозга, мышц, репродуктивных органов. И если до этого периода было ДЕТСТВО человека, то после него уже наступает ЮНОСТЬ.

Если бы какой-нибудь ученый взялся создать раствор чувств подростка, то это была бы очень нестабильная консистенция, со сменяющимся составом от малейших изменений среды и внутренних переживаний.

В этот период подросток испытывает парадоксальные, порой противоречивый эмоции. Чрезмерная энергичность и активность сменяется хандрой, самоуверенность рассыпается о незначительные затруднения и становится застенчивостью, замкнутостью.

 Минное поле особенностей подросткового периода

  •  Как я уже говорила, этот период нередко сопровождается бунтом. Против устоявшихся правил, авторитетов, прежних увлечений. Нередко именно в этот период подростки оставляют музыкальную или художественную школы, танцевальные кружки (о чем во взрослом состоянии часто жалеют). Часто подростки проявляют максимализм и стремление изменить этот мир!

Удачная иллюстрация смены приоритетов и ценностей показана в мультфильме «Головоломка» (реж. Пит Доктер, Роналдо Дель Кармен, студии Дисней и Пиксар, 2015). В нем у 11 – летней героини, девочки Райли, на смену жизненных ценностей – островов Дурачеств приходят острова Дружбы с площадкой дружеский спорт, острова увлечений лирикой, модой. И эмоции становятся сложнее, многообразнее.

  • Происходит глубокое осмысление себя, своего места в этом мире, в обществе. Большое значение и время уделяется на представление образа будущего. Кем я буду, как я буду жить, где и с кем.
  • И если прежние авторитеты потеряли свои позиции, то кто приходит на их смену? Друзья, сверстники, вступление в группы по интересам.  Там, где могут понять, общаться с теми, у кого схожие мысли. Именно эта среда формирует нормы поведения, предоставляет образцы для подражания.
  • Школьная успеваемость может снижаться. Школа становится местом общения, обмена впечатлениями, мнениями с друзьями, интерес к лицам противоположного пола. 
  • В этот период очень остро, ярко и разнообразно переживается чувство любви, сексуальности, наслаждения. Появляется интерес к этой сфере, желание увидеть, прочитать, а потом уже и попробовать на себе. Причем эти мысли и эмоции являются скрываемыми, тайными, еще не изведанными, относящимися к миру взрослых. Многие подростки ведут дневник, который как надежный друг хранит секреты и на страницах которого можно излить душу как никому другому.
  • Именно в этот период хочется поскорее стать взрослыми. Не всегда окружение признает в подростке это право. Из-за несоответствия желаемого и получаемого, возникает непреодолимое желание доказать свою взрослость. И делают это подростки самыми разными способами. Это курение, первые пробы алкогольных напитков, косметика, флирт, ухаживания, особый лексикон, в том числе ненормативная лексика, демонстративное поведение – хождение без шапки в мороз, громкий смех или  развязные беседы в общественном транспорте. 

 

Инструкция по применению

Перечитаешь предыдущий раздел и появляется вопрос – а что с этим делать? Как вести себя с подростком?

Как перед огородным сезоном – начинать закупать семена еще зимой!

Этот период проходит каждый. И раз вы это знаете, то можете заранее подготовиться. Каким образом?

 Строить доверительные отношения с ребенком задолго до наступления «эмоциональных бурь и всплесков». Учить проявлять эмоции, если необходимо направлять их в мирное русло. Ребенок проявляет агрессию – переведите это в игру. Можете побить подушку, кричать в лесу и слушать эхо. Один папа с 8 летним сыном колол дрова!

 Развивайте внутренний мир ребенка еще с детства. Запишите его в кружки, секции, где бы он мог сформировать позитивное отношение к себе, научиться прикладным или творческим навыкам, познакомиться с единомышленниками. И поддерживайте разными способами привычку заниматься продуктивными видами деятельности и в подростковый период. «Не хочешь больше ходить на бальные танцы? Давай запишемся в секцию хип-хоп танцев», «Надоело играть на скрипке, давай осваивать гитару». В подростковый период увлечения могут меняться на более модные или пригодные для подростковой среды и это нормально. Чем больше ситуаций успеха, собственной умелости получит подросток, тем более уверенно он будет себя чувствовать.

 Держите руку на пульсе, но не в наручниках. Будьте внимательны к подростку. Познакомьтесь с его друзьями, заведите правило, что вы всегда должны знать где он находится и во сколько придет. Не лезьте с чрезмерными расспросами, но и поощряйте его рассказы о жизни, увлечениях. Находите время поговорить с подростком, может быть ответить на его вопросы или поделиться, что в его возрасте мечтали стать президентом и думали, что ваши родители ничего не понимают. Больше договаривайтесь, нежели читайте нотации. Этот способ уже не работает.

 Будьте терпеливы! С пониманием и уважением относитесь к чувствам и эмоциям подростка. Этот период пройдет. После шторма всегда настает штиль. Ведь чтобы ни случилось вы всегда будете для него родителями, а он вашим ребенком. Так будьте рядом с ним в этот непростой и очень важный период.

 Желаю удачи!

А если будут сложности или вопросы – давайте встречаться лично или по скайп консультации. Ваша, Яна Окаева!



Просмотров: 366
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Увольнение - как продуктивно для себя пройти этот период
  • Ребенок гоняется за мамой (6 - 9 мес.). Как игры помогают в этот период?
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Подростковый период как главная предпосылка для становления Личности.
  • Как сохранить с ребенком доверие в сложный подростковый период.
  • Этот «великий и ужасный» или Как пережить подростковый возраст ребенка?
  • Что делать, если твой близкий смертельно болен? Как пережить сложный период?
  • Подростковый период - время "перемен" . Рекомендации для родителей.
  • Что происходит, если женщина раньше времени решила, что этот мужчина и есть её единственный
  • Нужен ли мне этот мужчина!?Или как понять что возле вас недостойный мудак?
  • Аниме «Дети моря». «Этот мир наполнен тем, что мы не видим». Смотреть или нет?
  • «Съешь еще этот тренинг за маму». Или как понять, чего я хочу?
  • Депрессия – так ли страшен этот зверь как его малюют
  • Зачем нам нужны страхи? Как я прожила не простой для себя период...
  • Для чего ты пришел в этот мир? Кто ты в этом мире?
  • Медитация или релаксация – что полезнее в период стресса?
  • Этот сложный подростковый возраст…
  • Что же это такое, этот пресловутый гештальт?
  • ВАШ РЕБЕНОК ПЯТИКЛАССНИК. Рекомендации для родителей в период адаптации
  • Время затишья, когда нас будто никто не любит- тот самый период для воспитания любви к себе
  • Болезненный период в жизни – уберечь или позволить пройти через него?
  • Что ты чувствуешь? Как ответ на этот вопрос может сделать жизнь легче.
  • Зачем мне этот самый психолог? (материал для подростков)
  • Как понять, что этот человек действительно - ВАШ?
  • Страх перед терапией: А поможет ли мне именно этот терапевт? Ч.1
  • Страх перед терапией: А поможет ли мне именно этот терапевт? Ч.2
  • Психолого-медико-педагогическое сопровождение ребёнка раннего возраста и его семьи в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению
  • Ох, уж этот подростковый возраст
  • А что, если я опять совершу этот поступок?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь