|
Переходный период. Беременность и роды.Автор статьи: Тинигина Наталия Александровна
Ситуация родов и рождения ребёнка занимает особое место в жизни каждого человека и в культуре в целом. В русской культуре существовали особые ритуалы, которые помогали человеку проходить жизненный цикл наилучшим образом. Выделяют три важнейших переходных ритуала – родинный, свадебный и погребальный. Во все важнейшие ритуалы были включены члены сообщества, что помогало социализации человека в переходном периоде. В современном мире мы лишены традиционного ритуального сопровождения, ритуального патронажа со стороны общества, а потому эта потребность в поддержке находит своё удовлетворение в обращении за психологической помощью. Роды и рождение ребёнка безусловно являются важным и самым продолжительным переходным периодом в жизни семьи в отличие от свадьбы и погребения. За 9 месяцев беременности происходит постепенная адаптация к новому жизненному положению супругов и их родных. Супруги успевают переделать, создать себя но новому, примерить новые родительские роли, идентифицироваться к новому статусу «Я», завершить определённый прожитый фрагмент жизни, найти новые смыслы, активизировать внутренние ресурсы для новых жизненных задач. Английское слово «лиминальность» (liminality) происходит от латинского лимен (limen), означающего «дверной проем» или «порог». Входя в помещение или выходя из него, мы пересекаем лимен и, задержавшись в этом пограничном пространстве хотя бы на полсекунды, оказываемся в зоне лиминальности. Интересно, что и в русских традициях порог часто является атрибутом родов. Часто роженица должны была помогая себе ходить вокруг стола посолонь, выдвинутого для этого на середину помещения и периодически перешагивая туда и обратно через пороги. Во время схваток она опускается на колени, опираясь грудью на лавку или стол, лицом к божнице садится на пороги внутренних дверей дома, ногами в коридор. Пороги, таким образом символизируют границу и переступание через них. Хождение посолонь имеет сакральный смысл и осуществляет связь между тем и этим светом. Переходный период это путь, который преодолевает сама женщина - роженица и её плод, проходя из состояния слияния при беременности к состоянию разделения на женщину - мать и ребёнка. При этом при беременности сам плод также проходит сначала путь развития внутри тела матери, далее перед родами - переворачивается вниз головой и в родах преодолевает путь между двумя мирами. Лиминальное существование ни здесь ни там, ни то ни се; в промежутке между Лиминальность характеризуется необычной степенью уязвимости по отношению к внезапным эмоциональным «порывам», возникающим либо изнутри, либо снаружи, к резким переменам настроения, эмоционально накаленным образам и чувствам, внезапным обретениям и потерям доверия. Именно поэтому роженицу в русской культуре старались беречь, изолировать, отгородить с помощью табу и запугивания от контакта с животными, огнем, уродствами, безумием, смертью. Так создавались барьеры, поддерживающие границы замкнутого мира материнства. Внутренняя основа смещается, и, поскольку она становится неустойчивой, человек легко поддается внешнему влиянию и давлению. Когда человек находится в лиминальном состоянии, то неожиданное событие производит на него более глубокое впечатление, чем в нормальном состоянии, как в случае импринтинга. В лиминальном состоянии человек более податлив, чем в других обстоятельствах, поэтому он может оставаться под воздействием этого импринтинга всю оставшуюся жизнь. В русских традициях нельзя было ссориться, кричать, делать резких движений, даже громко разговаривать в присутствии беременной. Нельзя было смотреть на припадочных и слепых, ходить на кладбище, трогать животных. Учитывая особенности психологического состояния роженицы всё было направлено на то, чтобы сохранить здоровье женщины и плода. В современных условиях беременная женщина часто лишена должного внимания и уважения со стороны окружающих. Многие женщины до конца не осознают серьёзности перехода и не знают, как с этим справляться. А потому телесный опыт материнства остаётся у многих женщин блокирован, что нередко переживается ими как отчуждение от собственного тела. «Я» женщины, так и не вписавшись должным образом в структуру самосознания, может долгие годы быть отдельным от тела. А если добавить сюда ставшими доступными ЭКО и суррогатное материнство, когда женщина частично берёт на себя материнскую роль, то становится тревожно за наше будущее в условиях утраченной культуры материнства.
Ссылки на источники: - кн. Мюррей Стайн, «В середине жизни». - кн. Родины, дети, повитухи в традициях народной культуры. М., 2001г. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|