Вопрос о том, почему человек не доделывает дело до конца, а приступает к новому. Что за этим может быть?
Вариант 1.
С точки зрения объектных отношений Работа - это какой-то "одушевлённый" объект. Это может быть отдельный объект, с которым строятся отношения, или работа - часть моего "Я". Объект новый, с ним интересно строить отношения. И вдруг, внутренний голос "говорит", что эти хорошие отношения закончатся. Ведь работа подходит к концу. Возникает бессознательная фантазия "Работа (объект) меня оставит". Возникает страх остаться одному, брошенному, отвергнутому, одинокому. Чтобы страх и горечь утраты не испытывать, срабатывает защита "идентификация с агрессором", которая говорит: "Уж лучше я первый брошу, чем меня бросят".
Формирование этого страха уходит корнями в младенчество. Это страх потери мамы, которая кормила грудью и вдруг перестала.
Вариант 2.
Процесс работы вдохновляет тем, что когда я что-то делаю, все вокруг восхищаются, как у меня хорошо получается. Страх потерять аудиторию приводит к тому, что человек всё время в делах. Зачем ему доделывать до конца? Фантазия такова, что в конце работы восхищающиеся могут исчезнуть. А это приведёт к ощущению одиночества. Что делать? Надо поддерживать интерес окружающих тем, что я всё время в процессе деятельности. Самому меняться долго, проще сменить деятельность.
Формируется это поведение на 1-ом году жизни, закрепляется примерно в возрасте 3-5 лет. Ребёнок держит внимание родителей чем угодно, лишь бы родители не были заняты друг другом. Для того, чтобы постоянно держать внимание родителей ребёнок попадает в разные истории дома и на улице. Это дети, про которых говорят: "Затих, значит опять что-то натворил". И творят эти дети всегда много и всегда новое.
Вариант 3.
"Что бы ты не делал, всё равно говно получится!"
Процесс представляет собой деятельность под девизом "Чем бы дитя не тешилось". Родители не вмешиваются. А когда работа готова - родитель обязательно обесценит результат. И не важно, хороший он или нет. Результат часто подвергается критике. Возможно даже и с издёвками, которые кажутся родителю смешными. Либо сопровождение криками: "Что ты наделал!!!!"
Либо результат труда ребёнка могли сломать, повредить.
Ребёнок же в это время чувствует себя очень плохо. Кроме ощущения бессилия, никчёмности, ничтожности, добавляется смесь обиды и гнева.
Это и формирование страха неудачи.
Возраст, когда формируется боязнь результата - от 5,5 до 11-12 лет.
Вариант 4.
Под девизом "А в конце будет бе-е-е!"
Например. Играет ребёнок. Родители его не трогают. И пока ребёнок занят, его ни о чём не просят, ничего не заставляют делать. А как только деятельность заканчивается, следует приказ родителя: "Иди спать!", "Помой посуду!", "Вынеси мусор!", "Сходи в магазин!", "Уберись в комнате!" и т.д. В общем, родительские приказы, которые исполнять до отвращения не хочется. Что делать? Выход: быть всё время занятым. Школьники часами сидят за уроками, а выполненной работы нет.
Такие люди во взрослой жизни любят говорить: "Не видишь? Я занят!!". То есть пока я занят, вы не лезете ко мне со своими проблемами, просьбами и обязанностями. А занят я буду вечно.
Формируется это поведение в возрасте до 6 месяцев, повторяется в 2,5 года, закрепляется с 6 до 14 лет. Если говорить о младенчестве, то фантазия младенца такова: "пока я сосу грудь, мама меня не оставит. Поэтому сосать буду часами" - страх остаться без мамы. В возрасте после 2 лет, это можно заметить по поведению: как спать, так начинается, то кушать, то писить, то какать. С 7 лет, как уроки делать - так в туалете пропадает.
Вариант 5.
Ребёнок занят какой-то деятельностью. Мама или папа включаются в эту деятельность. Они начинают сначала давать советы, как надо правильно. А в итоге, ребёнок уже в стороне, а родители доделывают. Ребёнок же, в силу своей переключаемости, находит новое, интересное занятие.
То есть, я бросаю работу потому что "мама доделает".
При чём дети интуитивно чувствуют момент, в который мама ввяжется. "Мама доделает, а я пойду гулять, играть или что-то ещё себе придумаю".
Это формируется в возрасте 1,5-2 лет, когда ребёнок возится своими неумелыми ручками с чем-либо, а маме надо быстро и сразу правильно. Ей проще не ждать, а сделать самой.
Затем это поведение закрепится в садике (поделки родители делают) и школе (за первоклассника родители сами всё посчитают, нарисуют и т.д.). И вот готов субъект, который никогда дело до конца не доведёт.
Вариант 6.
Самый сложный, требующий специальной психоаналитической проработки.
Сначала это рождается в возрасте 1-1,5 лет, затем фиксируется уже в Эдипальной стадии развития, а именно "кастрационная тревога", сопровождающаяся фантазией ребёнка, что если он сделает лучше папы (мамы), то его за это накажут.
Доживает ребёнок до подросткового возраста и пошло-поехало. Неизвестно откуда появляется желание отомстить родителю: "Ты хочешь чтоб я был директором? Фиг тебе! Я буду учиться на двойки и пойду в дворники. А ты будешь страдать, папа (мама)". Эта фантазия говорит о нарушении отношений в семьях, где есть подросток.
Что происходит дальше?
Во взрослой жизни начатое дело интересно. Но в голове возникает бессознательный образ счастливого родителя "Наконец-то ты занят стоящим делом!", тут же образом возлагаются планы и надежды. Образ счастливого родителя начинает злить. Возникает тот же самый протест: "Фиг тебе! Я не сделаю тебя счастливым! Мучайся!" и человек бросает дело и приступает к новому, внутренне радуясь, как образ родителя страдает.
Вариант 7.
Наркотическое удовольствие.
Пока я что-то делаю, я испытываю от процесса кайф. И чтобы продлить этот кайф, одно дело я буду делать долго-долго. Но кайф может закончится, когда дело закончено. Чтобы не подходить к концу - надо искать новое дело, приносящее не меньший кайф.
Такие люди обычно любят стоять над душой у того, кто чем-то занят, советовать, как надо сделать лучше. Но результат уже не интересен. Поэтому такие люди результатом часто уже не интересуются.
Формируется это в детском возрасте, практически с рождения. Когда ребёнок живёт в состоянии вечного удовольствия. Ребёнка переключают извне. Он находится в состоянии постоянного стимулирования новизны чувств, новыми и новыми удовольствиями.
Такие дети ведут себя так: катается на карусели, и не успела она остановится, ребёнок почти на ходу выпрыгивает и бежит к новой.
Вечное удовольствие поощряется родителями. Обычно такие родители говорят: "У меня этого в детстве не было, а у моего ребёнка будет всё!" В детстве, возможно будет. А дальше?
У таких детей латентный период практически не начинается. Учится они не могут из-за постоянного возбуждения. Всегда ищут удовольствий.
Можно ещё задать себе вопросы:
1. Когда я в процессе работы, какие эмоции я испытываю? Какие ощущения в теле?
2. Какие эмоции возникают, когда я задумываюсь о смене деятельности?
3. Какие эмоции и телесные ощущения появляются, когда я бросил дело?
4. Как долго я ищу новое дело?
5. Какие эмоции и телесные ощущения появляются, когда начинаю новое дело?
6. Какую выгоду я получаю от того, что я брошу начатое дело?
Ваши эмоции и тело подскажут вам, что же на самом деле скрывается за отказом от дела.