педагог - психолог О.В.Степанова
1. По возможности расширять круг общения ребенка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребенка на действия и поведение посторонних людей, высказывать положительное отношение к ним.
2. Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в игру.
3. Развивать подражательность в действиях: «полетаем, как воробушки, попрыгаем как зайчики».
4. Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.
5. Не высказывать сожаления о том, что приходится отдавать ребенка в дошкольное учреждение. Некоторые родители видят, ребенок недостаточно самостоятелен в группе, например, не приучен к горшку. Они пугаются и перестают водить его в детский сад. Это происходит оттого, что взрослые не готовы оторвать ребенка от себя.
6. Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.
К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:
• самостоятельно садиться на стул
• самостоятельно пить из чашки
• пользоваться ложкой
• активно участвовать в одевании, умывании
В период адаптации важно предупреждать возможность утомления или перевозбуждения, необходимо поддерживать уравновешенное поведение детей. Для этого не посещайте людные места, не принимайте дома шумные компании, не перегружайте ребенка новой информацией, поддерживайте дома спокойную обстановку.
Поскольку при переходе к новому укладу жизни у ребенка меняется все: режим, окружающие взрослые, дети, обстановка, пища — очень хотелось бы, чтобы воспитатели к моменту прихода нового ребенка в группу знали как можно больше о его привычках.
Скорее всего, ваш ребенок прекрасно справится с изменениями в жизни. Задача родителей — быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми. Радоваться при встрече с ребенком, говорить приветливые фразы: я по тебе соскучилась; мне хорошо с тобой. Обнимайте ребенка как можно чаще.
Условия уверенности и спокойствия ребенка — это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. четкое соблюдение режима.
Что же делать? Как помочь?
• Задолго до посещения детского сада надо подогнать режим ребенка под «садовский». Это очень поможет ребенку.
• Научите ребенка самым простым навыкам самообслуживания: самостоятельно кушать ложкой, проситься в туалет.
• Если у вас есть тревоги и опасения, ни за что не говорите о них ребенку. Рассказывайте, как в детском саду интересно, какие там хорошие детки, много новых игрушек. Словом, создавайте только позитивное представление о детском саде!
• Посоветуйтесь с вашим педиатром. Он может назначить какие-нибудь поддерживающие процедуры или выпишет витамины.
• С самого начала помогите ребенку легко войти в детский сад, а, расставаясь, не забудьте заверить, что непременно вернетесь за ним. Не забывайте постоянно говорить ему, что Вы его любите.
• В первый раз оставляйте ребенка на 2-3 часа. Недопустимо оставлять ребенка сразу на весь день!
• Приводите его в первый раз на прогулку. Ребенку больше понравится детский сад, если он будет играть.
• Дайте ребенку с собой его любимую игрушку.
• Сообщите воспитателю ласкательное имя ребенка, подробности его домашней жизни, познакомьтесь заранее с персоналом детского сада.
• Не планируйте на период адаптации прививки, посещение стоматолога и другие травмирующие медицинские процедуры.
• Поиграйте с ребенком домашними игрушками в игру "Детский сад", в которой одна игрушка будет самим ребёнком. Понаблюдайте, что она делает, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и попробуйте решить проблемы вашего ребенка через неё, ориентируя игру на положительные результаты.
• Не совершайте ошибки и не делайте перерывов в посещении садика. Неделя дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.
Помните, что почти все дети со временем успешно адаптируются! И самое главное! В адаптационный период уделяйте Вашему ребенку ещё больше внимания и ласки! Ребенок также нуждается в ласке, как в воздухе и пище.