Когда ребенок отделяется от семьи и идет в детский сад, жизнь, и взрослых, и маленьких ее членов, значительно меняется. Потребуется какое-то время для того, чтобы семья приспособилась к новым жизненным обстоятельствам.
Самые большие трудности ожидают семью в моменты первого столкновения с неизвестным. Это новая, часто, неожиданная эмоциональная реакция, как ребенка, так и его родителей. Поведение ребенка в это время очень тревожит родителей, ведь малыш может капризничать, плохо есть и спать, он может быть агрессивным или подавленным, много плачущим. Часто бывает, что ребенок, как бы, забывает многое из того, чему он научился: он хуже говорит, становится менее самостоятельным, чаще оказывается мокрой его постель. Но самое печальное – это простуды.
Родители в растерянности, бывает, что их эмоциональная реакция на поведение ребенка только усугубляет ситуацию. Родители часто не могут помочь своему малышу, потому, что сами нуждаются в помощи, потому что не знают, как лучше поступить в новой ситуации. Взрослые оказываются втянуты в экспериментирование, они пробуют по-разному влиять на ребенка. Потребуется время для того, чтобы найти нужное решение. Родителям приходится перестраивать привычный образ жизни.
После преодоления трудностей, поведение ребенка нормализуется, он возвращает себе утерянные в острый период достижения. Наступает приятное время и для ребенка, и для родителей, и для воспитателей – период компенсации. Темп развития малыша ускоряется. Он радует взрослых своими достижениями. В первую очередь, это возросшая самостоятельность, развитие речи, коммуникабельность. Малыш демонстрирует новые знания и умения. Ему нравится ходить в сад.
Так в чем может заключаться родительская помощь ребенку на начальном этапе вхождения в новую среду; от кого зависит благополучие ребенка в детском саду?
Как определить готов ли ребенок к посещению детского сада?
Задавая такой вопрос, посмотрите не только на малыша, но и на себя. А вы готовы к тому, что ребенок начнет посещать детский сад?
Понаблюдайте за малышом.
Ребенок спокойно входит в незнакомое пространство, внимательно осматривается, прежде чем остановит свое внимание на чем-либо.
Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается.
Ребенок вступает в контакт по своей инициативе, умеет обратиться с вопросом к другому человеку, может попросить о помощи.
Умеет занять себя сам, использует в игре предметы заместители, например, понарошку кормит куклу, способен длительное время удерживать внимание на одной игрушке, его речь хорошо развита, настроение бодрое или спокойное, пантомимика выразительна, эмоции легко распознаются.
Ребенок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них свое поведение.
Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним.
Если это про вашего ребенка, вас можно поздравить. Ваш ребенок быстро почувствует себя комфортно в детском саду. На адаптацию ему потребуется около месяца.
Понаблюдайте за собой.
Родители, стремясь оказывать ребенку поддержку в безопасном и здоровом существовании; устанавливают с ребенком:
контакт глазами
телесный контакт
вербальный (словесный) контакт
эмоциональный контакт
Родители могут:
помочь ребенку научиться распознавать свои потребности, точно отзеркаливая и обозначая потребности словами
поддерживать детские «Хочу», но не потворствовать им, и не пресекать их, стремясь к балансу в воспитании «Хочу» и «Надо»
поддерживать ребенка в том, чтобы говорить «да» и «нет»
учить искать в окружающей среде то, что может удовлетворить желание
учить принимать реальность
учить отсрочке исполнения желания, а также безопасному предъявлению своих желаний
Что предстоит родителям?
По мере развития способности и ответственности ребенка за свои действия «отпустить» его из своего энергетического поля, освободить от излишней опеки и вторжения, не обуздывать его импульсы и не стремиться быть центром его активности.
Гармоничное развитие. Ребенок благополучно делает «шаг от матери»: «Я могу быть отдельно от мамы с собственными чувствами и действиями, для завершения которых мне иногда нужна помощь»,«Я могу быть самим собой», «Мои действия и мое обаяние – это и есть Я»
Задачи взрослого:
давать ребенку поддержку в проявлении самостоятельности, но так, чтобы он не чувствовал, что его контролируют или ожидают больше, чем он в состоянии сделать.
учить отделять ощущения себя от действий и вещей, приводящих его в такой восторг, а также отделять свои импульсы от руководящих действий взрослого.
хвалить ребенка не за то, что сделал, а за то чувство, что он при этом испытал
детям, сверхактивным, сильно перевозбуждающимся важно помочь «вернуться в себя», выбрать что-то одно.
важно всегда порадоваться успехам детей, их идеям, хоть они еще и не могут их реализовать, это поддержка для сохранения их любопытства к действию.
Идеальные поддерживающие послания от значимых людей
Я хочу помочь тебе сделать это самостоятельно
Это было хорошо, но хочешь, я тебе покажу, как это еще можно делать
Ты можешь быть привязан ко мне и быть одновременно свободным
Если я тебе понадоблюсь, позови
Твои эмоции принадлежат тебе, они живут в тебе
Ты можешь отличаться от меня, ты можешь быть самим собой, я люблю тебя любым
Это только для тебя
Ты можешь делать как я, а можешь и сам решить
Что должно насторожить?
Две крайние позиции.
Особенности 1 позиции
исчезают собственные желания, когда дети находятся среди других
не знают, что такое помощь и что ее можно и нужно просить, нерешительные
пытаются устраниться физически от неприятной для них ситуации, ничего не говоря, уходят сознанием, не слышат, уходят заниматься чем-то другим
Особенности 2 позиции
любят быть одни
активно меняют неприятные для себя ситуации, меняя тему разговора
не торопятся общаться, любят лидировать и избегают вмешательства другого в свою деятельность
не хотят просить помощи, т.к. у них опыт, помощь можно получить только подчинившись
любят перескакивать с одной деятельности на другую
прячутся за чувство беспомощности.
Дети, «застрявшие» в этой стадии развития, плохо адаптируются к детскому саду, т.к. у них не развита способность устанавливать границы между собой и другими.
Как определить готовы ли родители к посещению ребенком детского сада?
Родители доверяют своему ребенку, не контролируют его поминутно, не опекают, не указывают, что ребенку нужно делать, хорошо чувствуют его настроение, поддерживают малыша в случае необходимости. Родители уверены в себе, с доверием относятся к специалистам, отстаивают свои взгляды, проявляют инициативу и самостоятельность.
Если вы тревожитесь и не уверены в том, как сложатся отношения у семьи и детского сада, индивидуальная консультация позволит вам обнаружить слабые места и вовремя скорректировать ситуацию. Предупредить нежелательное развитие события всегда легче, чем исправлять потом.
Перейдя по ссылке, вы прочитаете, какие навыки обеспечат ребенку комфорт в первые дни посещения детского сада https://www.psyoffice.ru/blog/114776/
Для заинтересованных: в статье использовались идеи бодинамического подхода. Благодарю мою подругу Елену Павловну Арнаутову, которая щедро делится со мной своими идеями.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.