Компьютерная зависимость у детей..

Опубликована в журнале "Психологическое здоровье" Новосибирского института клинической психологии за август-сентябрь 2014 года.

Жертвой компьютерной зависимости может стать человек любого возраста, социального положения. Но самые уязвимыми всегда останутся дети. Современные дети общаются с компьютерами с самого раннего возраста, даже «музыкальные» игрушки для младенцев напоминают компьютеры. Умные машины теперь сопровождают их всегда – ведь даже успокоить ребенка поможет компьютер – так легко включить мультик, или простую игру – и ребенок затихает. Ребенок видит, как сидят за компьютером мама и папа, а то и спорят, кто его займет. И уже компьютер превращается в объект вожделения. А потом компьютер превращается в предмет, без которого нигде не обойтись. Где найти любимые мультики? Их полно в интернете. Забавные картинки? В интернете. В школе уже – давным - давно перешли на компьютеризированное обучение. Компьютер – наш помощник. Но может и сослужить плохую службу, превратив полезное общение в болезнь.

Ребенок, общаясь с компьютером, открывает для себя новый мир. Мир, где все понятно, предсказуемо, где ребенок по щелчку мыши может получить почти все, что он хочет. И может быть так, что этот мир становится более желательным, чем мир реальный.
Намеренный, навязчивый уход в другую реальность с потерей интереса к другим занятиям, обязанностям, и называется зависимостью. Как, из-за чего может начаться компьютерная зависимость? Кто подвержен ей больше всех? Каковы ее признаки?

 Признаки компьютерной зависимости: 

• Яркое, агрессивное сопротивление ребенка, при попытке отвлечь его от компьютера
• Выраженный эмоциональный подъем, эйфория при контакте с компьютером
• Ребенок постоянно обдумывает предстоящую игру, предвкушает ее со всеми подробностями. Это предвкушение затмевает все дела, мысли. Из–за этого нарушается внимание, падает успеваемость в школе.
• При зависимости игра – стихийное, неконтролируемое действо, ребенок не способен следить за временем, засиживается ночами, способен играть целые сутки. Очень многие подростки могут играть ночью, если сильно увлекутся. Если это входит в систему, в ущерб сну – это один из признаков зависимости.
• Ребенок отдает все свои деньги, чтобы купить игры, оплатить интернет
• Нарушается график и качество питания, дети едят за компьютерами, способны проводить без еды очень долгое время. Многие увлекаются стимуляторами, например, кофе (чтобы постоянно держать себя в тонусе).
• Сужается круг интересов, с ребенком очень сложно говорить на иные темы, кроме компьютеров. То, чем он занимался до своего пагубного увлечения, часто обесценивается.
• При отмене (при поломке, отнятии) компьютера ребенок становится злым, раздражительным, не может найти себе занятие. Может угрожать, шантажировать, требовать пустить его к компьютеру.

Из за чего возникает компьютерная зависимость? Кто больше ей подвержен? 

Зависимость начинается с того, ребенок по каким-то причинам стал проводить за компьютером больше времени, ему нравится графика, сюжет. При помощи компьютера он осуществляет свои желания, к примеру, агрессивные (никто не позволит ему избивать людей. А в игре – можно).

Это называется стадией «легкой увлеченности», без настойчивой потребности играть. Затем это переходит в стадию «увлеченности». Здесь уже будет настойчивая потребность играть, он предпринимает активные действия для осуществления этого. 

На стадии «зависимости» происходят уже ощутимые изменения личности. Потребности ребенка меняются, игра уже полностью заменила реальный мир. Игра теперь подобна наркотику. 

Имеется еще стадия «привязанности», когда потребность играть насыщается, и интерес спадает. Несмотря на то, что человек дистанцируется от компьютера, потребность в уходе от реальности сохраняется, и поэтому, возможна так называемая смена зависимости, переход и из компьютерной зависимости в другую ( алкоголь, и т.д.). 
То есть нельзя говорить, что зависимость побеждена. Она лишь меняет свое лицо. Это самая долгая стадия, и возможно быстрое возвращение на стадии предыдущие. И чем выраженнее была зависимость, тем дольше будет эта стадия. 

Каковы причины этой зависимости? Откуда она берется? 

Предпосылки к формированию компьютерной зависимости начинаются еще в раннем возрасте. В наше время компьютер плотно вошел в нашу жизнь, и это касается не только детей, но и взрослых. Ритм нашей жизни убыстряется, мы уже не можем обходиться без интернета, а значит без ПК, смартфонов, планшетов.
Теперь это полноценная часть нашей жизни, а значит, и жизни наших детей. У родителей все меньше времени, чтобы играть с ними, но ребенок требует внимания. Что делают многие родители? Дают ребенку телефон, планшет, включают на компьютере мультфильм. 
Это полностью удовлетворяет ребенка, это занятие охватывает его полностью. Обратите внимание на маленького ребенка, когда он смотрит в компьютер. Такое впечатление, что в мире больше ничего не существует. Он не отвлекается на взрослых, не реагирует на другие раздражители. Он очень ярко выражает свои эмоции, улыбается, смеется. 

Такого выраженного эффекта очень сложно добиться при чтении книг, играх. Поэтому родители с удовольствием отдают малышей на попечение смартфонов, планшетов… В этом есть большая выгода – час, а то и больше свободного времени. Ребенок занят, увлечен, всем доволен. Запускается первый механизм зависимости – у ребенка формируется связь между положительными эмоциями, и компьютером. Хочешь развлечений – нужен телефон, который может дать мама. Посмотрев мультик на компьютере, малыш, даже самого раннего возраста, начинает другие манипуляции с компьютером – передвигать мышку, открывать файлы, все больше вовлекаясь в процесс.

Но все это лишь предпосылки, зерна, брошенные на благодатную почву. Компьютерная зависимость, как и любая другая, начинается тогда, когда человек чувствует, что мир к нему враждебен. У детей еще несформированы зрелые, взрослые защитные механизмы, и лучше всего работает один, примитивный и эффективный – избегание. В данном случае, избегание туда, где все понятно, приятно, предсказуемо, где можно испытывать яркие, положительные эмоции – в компьютере. Почему ребенок может убегать в другую реальность? В первую очередь, это неудовлетворительные отношения с окружающими. Для ребенка до 12 лет наиболее важными являются отношения с родителями. Для подростка (13 -16 лет) важны отношения со сверстниками. Какие же конкретно факторы могут предрасполагать к зависимости:

• Конфликты с родителями, отвергание ребенка, безнадзорность. Ребенку уделяется мало внимания, и он может чувствовать себя малозначимым, ненужным, покинутым, беспомощным. Компьютерные игры помогают получить те эмоции, которые он недополучил в семье, а также почувствовать себя сильным, важным, олицетворив себя с персонажем игры. Либо, он может искать признания в социальных сетях. Получив признание, ощущение себя признанным и важным, ребенку сложно отказаться от этого ощущения.

• Близко к этому лежит такая проблема, как постоянные конфликты между родителями. Ребенок при этом находится в постоянном стрессе, чувствует себя подавленным, выражено чувство вины, дом не воспринимается как безопасное место. Некоторые дети при вышеназванных конфликтах сбегают из дома, но многие – в компьютер.

• Проблемы в школе. Конфликты могут быть как с одноклассниками, так и с учителями. Особенно это имеет значение, когда ребенку 12 -16 лет (подростковый возраст). Подростки переживают это очень тяжело, ведь для них сверстники – это вся жизнь. Неважно – игнорируют ли его одноклассники, или издеваются, для него это одинаково мучительно. И ребенок укрывается в компьютере, чтобы получить то, чего ему не хватает. Он олицетворяет себя с персонажем, в роли которого он находится. Какой это персонаж? Сильный, смелый, непобедимый. Также, игра помогает ему отвлечься от тяжелых дум.

Именно из –за перечисленных факторов особую опасность представляют собой онлайн-игры. Чаще всего это командные игры, где человек становится частью какой либо игровой группы, сообщества. В этой игре он создает для себя персонажа, чаще всего фантастического, определенной расы, с определенными способностями. Как правило, выбираются самые сильные персонажи, с необычными способностями. То есть, человек делает себе новую личность, и дает ей жизнь в новом обществе таких же персонажей. Это на самом деле новая жизнь – со своими событиями, победами, поражениями. Реальность виртуально – но чувства настоящие. Мальчик, над которым издеваются одноклассники, в игре оказывается сильнейшим игроком наивысшего уровня, его уважают и боятся. Захочет ли он выходить из виртуальной реальности?
Иллюстрацией к вышесказанному может послужить случай из личной практики автора:

В центре социальной реабилитации среди веселой компании детей резко выделялся один подросток – Иван. В то время, как все остальные подростки весело общались друг с другом, он держался в стороне от всех. Ребята не отвергали его – они просто не были ему нужны. У него было только одно желание – чтобы в руке его был айфон, а в кармане – зарядное устройство. Иван отличался от остальных детей тем, что он единственный был из полной семьи с хорошим достатком. Родители отдали его в центр из –за того, что сутками проводил за игрой в «танки – онлайн», а если ему запрещали- убегал из дома, воровал деньги. В центре не было компьютера – он играл в телефон. Он играл в телефон не просто часами и сутками – он жил с телефоном, изредка прерываясь (очень нерегулярно ) на обед , сон, путь в школу. Когда он шел, например, в столовую, сразу бросался в глаза его взгляд, обращенный в себя. Рука сжимает айфон. За партой – игра. За едой –игра. За игрой он преображался – на щеках горел румянец, эмоции становились непосредственными, живыми. Нормальный, здоровый ребенок, каким он и должен быть. Педагоги ничего не могли сделать с ним, он считался самым проблемным ребенком в центре. У него пробовали просто отнять телефон, но вернули после того, как он со злости разбил окно и выломал замок в двери. Вся надежда персонала была на психолога. 

Учитывая, что когда Иван проводил за телефоном, разговаривать с ним было невозможно, я настойчиво попросил его оставить смартфон в комнате перед приходом ко мне. Он пришел с большой неохотой, поглядывая в сторону комнаты. А на шее у него висел зарядный шнур. «Зачем тебе шнур?» - спросил я. «-Мне так удобно» – ответил он – «Не могу по – другому». На все вопросы Иван отвечал неохотно, формально, все время порываясь уйти. Но когда я спросил – «Ваня, а как ты думаешь, как родители относятся к тому, что ты играешь так много»?- он практически закричал «Да матери вообще все равно! Она наверное сейчас отдыхает от меня! Она все время танцами занимается. Хотела меня записать, я не захотел, она вообще забила. Мы с ней не разговариваем» - «Я понял тебя. Ну а папа?» «-Папа? Нормально. Мы ведь с ним вместе в танки играем. У него танк крутой. Хочу танк, как у папы»( широкая улыбка, блеск в глазах).
После ознакомительной консультации я реши пригласить на встречу родителей. Они отказались от встречи. Отец сказался занятым, обещая передать информацию матери. А через 2 дня они забрали его. Дальнейшая судьба мальчика мне неизвестна. Такая ситуация мне была не нова. Родители часто с неохотой ходят на родительские консультации – для них они бывают неприятны. Это сложно – признать, что работать нужно будет не только ребенку, но и им самим, и менять стратегии поведения, а значит, и уклад жизни.
Из этого примера видно, как больно мальчику ощущать, что он не нужен матери. А также насколько важно для него любовь и признание матери и отца. Если бы он получал от родителей внимания, сколько бы он хотел, ему бы не было причины входить в эту зависимость.

Как предупредить компьютерную зависимость? Можно дать несколько рекомендаций.

• Больше времени проводить с ребенком, прививать ему вкус к общению, к общим занятиям, развлечениям, которые не имеют ничего общего с компьютером. Хорошим выбором будет создание в семье культуры спорта, творчества.

• Не давать ребенку компьютер слишком рано, учить его развлекаться другими способами, без вмешательства компьютерной техники, то есть не формировать в семье компьютерную культуру. Знакомить ребенка с компьютером лучше всего с 5 – 6 лет, и чем позже, тем лучше. 

• Договорится с ребенком о четком регламенте работы за компьютером. Допустим, это будет разделенные на части 2 часа в день, и ребенок сам будет решать, как ему их разделить. Главное – быть последовательным, и не увеличивать и не уменьшать оговоренное время. Иначе, в первом случае, ребенок не будет серьезно относиться к регламенту, во втором случае еще и возможны протестные реакции, и ребенок будет меньше вам доверять.

• Исходить из принципа – нельзя ребенку – нельзя и родителям. Если отец сам любит игры, и играет в них подолгу, то никакие запреты не помогут – ребенок тоже будет играть много. . Ребенок никогда не слышит слова – он видит поступки. Если родители увлченные, творческие люди – у ребенка больше шансов стать таким же.

• Разделять работу и развлечения. Родители могут сидеть за компьютером больше, если они работают, ребенок должен понимать это очень хорошо. Иначе неизбежно «а чего это вам можно, мне нельзя?»

• Не препятствовать общению с друзьями. Пусть у него будет больше увлечений вне дома.

• Прививать вкус к развивающим, логическим играм, можно играть вместе. Но у ребенка не должно сложиться связи, что общение с вами возможно лишь посредством игры!

• Не торопится покупать ему личный компьютер.

Что делать, если зависимость уже сформировалась?
Универсального рецепта не существует, поскольку каждая зависимость – это своя история, со множеством участников (семья, друзья одноклассники). У каждого ребенка своя причина возникновения зависимости. Наконец, каждый ребенок - уникален.
С зависимостью справится сложно, но вполне реально. Родителям можно дать такие общие рекомендации:

• Во – первых, нужно признать, что проблема существует, и с ней необходимо бороться. И не только ребенку, а всей семье. Необходимо подготовится к долгой, трудной и терпеливой работе. 

• Необходимо быть готовым к тому, что вам, скорее всего, придется изменить стиль поведения по отношению к ребенку. Не стоит читать ребенку нравоучения, унижать его, вызывать чувство вины. Этим вы ничего не добьетесь, особенно если компьютер в зоне досягаемости. Поэтому, нужно стараться сменить деятельность ребенка, подкреплять любые его успехи , будь то в рисовании, спорте, учебе, танцах… Поймите, что может его привлечь, кроме компьютера, попытайтесь уделять ребенку больше внимания. Но нужно отличать внимание от контроля и давления – этим вы только усугубите ситуацию. Лучше показать ему, что вы расстроены тем, что он играет так много. 

• Без помощи психотерапевта обойтись очень сложно, практически невозможно. Именно он может увидеть ситуацию со стороны, выявить проблему, которая привела к зависимости, и работать именно с этой причиной. Сделайте все, чтобы ребенок выразил согласие посетить психотерапевта.

• Проявите искренний интерес к ребенку, интересуйтесь тем, что нравится ему. Пусть это будет даже компьютерная игра. Ребенок начнет понимать – родителям на самом деле интересно, чем он увлекается, значит интересен и он сам. Расскажите о своих интересах, установите непринужденные отношения. Нужно, чтобы ребенок доверял вам.

 Не стоит выбрасывать компьютер. От этого вы лишь станете злейшими врагами. Необходимо дозировать работу на компьютере, договариваться о регламенте. Это станет возможно, лишь когда ребенку будет предоставлена какая то адекватная замена. Ищите ее – совместные выезды, работа на природе, стадион, рыбалка. Не будьте навязчивыми и категоричными, исходите из пожеланий ребенка, и готовьтесь к тому, что быстро достичь успеха очень сложно.



Просмотров: 322
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Что делать, если ребенок много времени проводит за компьютером?
  • Как правильно ограничивать время за компьютером, чтобы ребенок не впадал в истерики?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Мой ребенок постоянно сидит за компьютером!
  • Когда у меня будет ребенок...
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Ребенок, о котором заботилась мать, будет чувствовать себя непобедимым.
  • Как не только снизить негативное влияние компьютера на развитие ребенка, но и уберечь компьютер от чада?
  • Я не была готова, что у меня будет ребенок...
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Нужно ли родителям играть со своими детьми? или Что такое ИГРА в жизни ребенка- дошкольника?
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • "Когда же, наконец, у тебя будет ребенок?"
  • Ребенок и компьютер
  • Ребенок и компьютер: SOS
  • Что могут сделать родители, чтобы ребенок учился с интересом
  • Ребенок на крючке? Компьютерная зависимость.
  • Когда ребенок очень подвижный
  • SOS: мы его теряем! (ребенок и компьютер)
  • Почему ребенок может плохо себя вести и плохо учиться? Клинический взгляд
  • Ребенок не от мужа. Муж узнал,что ребенок не от него....



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь