|
Ребенок и компьютер: SOSАвтор статьи: Мысова Надежда Сергеевна
Ребенок и компьютер: SOS
Компьютер уже давно стал неотъемлемой частью нашего быта, мы уже не представляем себе жизни без ноутбука, мобильного телефона, Интернета и других «благ» цивилизации. А как же наши дети? Они с раннего детства становятся «заложниками» этих увлечений. Как часто можно увидеть маленького (лет 3-4) ребенка, выпрашивающего у родителей мобильный телефон, чтобы поиграть в игры. Проблемы, с которыми в дальнейшем столкнуться родители этих малышей настолько обширны, что даже сложно сразу их озвучить. Давайте разберемся по порядку. Ведущей деятельностью для ребенка дошкольного возраста является игра, в ней он обучается взаимодействию и общению со сверстниками, реакциям на реальные события и на отношения к нему окружающих. И, как ни странно, формированию положительной модели поведения в обществе способствуют вовсе не «развивающие занятия» и компьютерные обучающие игры, а самые простые игры во дворе. Вспомним, еще лет 20 назад дети все свое свободное время проводили на улице, играя в различные подвижные игры (у каждого свои воспоминания игр детства). Эти нехитрые дворовые игры обучали ребенка взаимодействовать с другими детьми, ориентировали на умение не только выигрывать, но и проигрывать, принимать поражение как одно из возможных вариантов развития событий, радоваться выигрышу другого. Нормальная агрессивность, присущая мальчикам направлялась вовне и выплескивалась в неразрушительных для него и окружающих условиях. Что же происходит, когда ребенок заменяет игру со сверстниками на ее компьютерный аналог? Нарушается в первую очередь функция общения, происходит погружение ребенка в психологическую скорлупу (так называемая аутизация личности). Мир компьютерных игр все дальше уводит ребенка от реальности и способствует развитию компьютерной зависимости. Жизнь в пространстве компьютера значительно обедняет сознание, примитивизирует его. У детей тормозится эмоциональное и интеллектуальное развитие, отмечаются также субдепрессивные состояния, при которых ребенку уже особо ничего не хочется. Завышается самооценка, она становится неадекватной. А как же, там – в этой потусторонней реальности ты – властелин мира, ты решаешь вопрос жизни и смерти. Обеднение эмоциональной сферы, фантазии и даже собственно желаний ведет к тому, что ребенку становится тяжело играть в реальные игры и тогда происходит полное «подсаживание» на игры компьютерные. Многие родители говорят: «Ну, ведь все сейчас играют, это же 21 век. Просто надо контролировать ситуацию». А вот она и проблема – ребенок становится неуправляемым. Он истерически реагирует на попытки отвлечь его от компьютера, грубит, хамит, круг его интересов резко сужается. Если пустить все на самотек, то довольно скоро многие дети бросят секции и кружки, которые они до сих пор посещали, запустят учебу и будут проводить перед экраном все свободное время. Причем эти однотипные изменения происходят с детьми и подростками с самым разным характером. Агрессивным может сделаться даже от природы мирный, доброжелательный, дружелюбный ребенок. Компьютерная зависимость как бы нивелирует характерологические различия, стирает личность, уничтожает индивидуальность. Круг общения таких детей тоже чаще всего виртуальный, состоящий из таких же «геймеров», оторванных от реального мира. Компьютерная зависимость у мальчиков (а в 90% случаев ей страдают именно они) уничтожает их мужественность, подпитывает болезненную, сцепленную с патологическими страхами агрессию. Ведь ни для кого не секрет, что основную часть компьютерных игр составляют так называемые «стрелялки». Вы сами видели, какие натуралистичные в них убийства: лужи крови, оторванные конечности, разлетающиеся во все стороны мозги. Тут и взрослого человека оторопь берет, что уж говорить о детях с их еще не сформированной психикой. Они испытывают запредельный ужас, «замораживаются» и, как защитная реакция, вырабатывается патологическая бесчувственность, отсроченная реакция агрессии. Как признавался известный в Америке военный психолог Дэвид Гроссман – игры, созданные для профессиональных убийц, разработанные после войны во Вьетнаме в качестве тренингов для реабилитации военнослужащих, стали достоянием гражданского общества, в том числе и наших детей. Неудивительно, что вчера еще мирные и дружелюбные подростки превращаются в неврастеников с «немотивированной агрессией». В случае развития у ребенка компьютерной зависимости происходит тотальное поражение всего организма: в физиологической сфере - снижение иммунитета; нарушение зрения; головные боли; утомляемость; развитие сколиоза; боли в запястье; сердечная недостаточность. В психической – не развивается кора головного мозга, ответственная за мышление, но зато растормаживается подкорка, происходит преобладание инстинктов над разумом. Согласно последним исследованиям у детей, страдающих компьютерной зависимостью, отсутствуют 4 основных показателя психологического здоровья: человеколюбие, любознательность, трудолюбие, миролюбие. Неутешительно, не правда ли? Если со стороны посмотреть на сегодняшних «геймеров», нетрудно увидеть все эти печальные и необратимые изменения. Прежде чем купить сыну компьютер, задумайтесь, такого ли несчастного больного ребенка вы себе хотите? Учтите, на данный момент нет ни одной адекватной методики лечения компьютерной зависимости, а распространяется она огромными темпами. Но если компьютер всё-таки куплен… Даже если вам лично компьютер не особенно нужен, но вы считаете, что современный ребёнок не в состоянии прожить без «стрелялок» и «бродилок», не афишируйте это. Сделайте вид, будто покупаете компьютер себе. Тогда вам легче будет устанавливать правила пользования. А они должны быть достаточно жёсткими. Врачи говорят, что шести – семилетние дети могут без ущерба для здоровья заниматься за компьютером не более 10 минут. Ученики 2 – 3 класса – 15 минут. В 4 – 6 классе норму можно повысить до 20 минут, в 8 – 9-ом – до 25 минут, и только в 10 – 11 – до получаса. Ваш ребёнок, конечно, проявит недовольство, но ему надо популярно объяснить, что подолгу сидеть перед дисплеем вредно для здоровья. Услышав знакомую мотивировку, он, скорее всего, не будет сильно возмущён этими ограничениями. Главное, чтобы это не выглядело как наказание. Не ставьте компьютер в детской. Это опять же предрасполагает к бесконтрольному пользованию. А если вы будете каждые две минуты заглядывать в комнату, проверяя, чем занимается ваш ребёнок, он сочтёт, что вы за ним шпионите. Следите также за тем, чтобы ребёнок во время работы за компьютером не сидел спиной к окну: блики на экране портят зрение. Не внушайте ребёнку отношение к компьютеру как к сверхценности. Так, например, не стоит, чтобы возможность поиграть в компьютер была для ваших детей лучшей наградой за труды. «Умному ящику» следует отвести более скромное место в ряду других занятий. Давайте ребёнку понять, что в эти игры чаще всего играют от скуки, когда больше нечего делать. И не только на словах, но и на деле демонстрируйте ему, что в мире очень много интересного. Ни в коем случае не демонизируйте «агрегат» жалобами на то, что ребёнка от него не оторвать. Вы ведь таким образом расписываетесь в собственном бессилии и предрешаете своё поражение. Если вы почувствуете, что компьютер начал затягивать вашего ребёнка, поскорее займитесь выявлением психологических причин, по которым вашему сыну (от компьютера обычно не оторвать мальчишек) милее всего общество «умного ящика». Если он подражает друзьям, сведите его с детьми, у которых не такие суженные интересы. Уверяю вас, далеко не все современные дети – компьютерные фанатики! Если же причина в нём самом, выявите её и постарайтесь устранить. Каждый родитель должен сам определить свою позицию: запрещать или «дозировать». Главное – понимать, что чем меньше времени ребёнок проводит за компьютерными играми, тем лучше и для его здоровья, и для его личности. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|