Компьютер для ребенка – это вред или польза?

Автор статьи: Андрей Ивакин

Современные дети рождаются и растут в домах, в которых компьютер — такая же естественная вещь, как холодильник. Родители частенько хвастаются, как ловко их 3-летнее дитя нажимает клавиши. Многие довольны, что их подросший до подросткового возраста ребёнок не болтается по улицам, а спокойно сидит дома, «занимается» за компьютером. Плохо то, что взрослые порой не знают, какую информацию черпает из компьютера (вернее, из Интернета) их ребенок. Не предполагают они и то, что компьютер со временем начинает заменять и книги, и друзей и хобби, и родителей, особенно если последние много работают.

Компьютер для ребенка  это вред или польза

Когда родители позволяют маленькому ребенку пользоваться компьютером, они выбирают для него различные развивающие программы и мультики. Подобного продукта сейчас очень много. Есть обучающие программы для детей до 1 года, а мультики так даже предлагаются с 3 месяцев. Щенки и телята поют песенки, показываю геометрические фигуры. Можно раскрашивать рисунки, считать, учить буквы и иностранные слова. В компьютере информация подается динамично, красочно, используется мультипликация, происходит воздействие цветом и звуком, задействуется много ассоциативных связей. Все это стимулирует подвижность высшей нервной деятельности, развивает внимание и точность. Родители довольны, они могут не чувствовать себя виноватыми, что засадили ребёнка за компьютер, освободив время «для себя», а наоборот похвастаться на детской площадке успехами своего чада. Однако согласно рекомендациям ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) До 2 лет ребёнок не должен смотреть телевизор/в экран компьютера. Не должен. Совсем. Нисколько. Это вредно для его здоровья и развития.

До 2 лет ребёнок должен ползать, бегать, падать и учиться координировать движения, всё хватать и тянуть в рот, перекладывать, кидать, разбирать. Первоочередную роль в его развитии играют осязание и движение. Если ребёнок замерев смотрит в экран – хоть компьютера, хоть телевизора, какие бы замечательные развивающие программы/мультики там не шли, он не развивается.

До 6 лет ребёнок должен заниматься за компьютером не более 20 минут в день, причём желательно делать 1-2 перерыва. То есть не включать несколько серий «Маши и Медведя» подряд, а после каждой серии останавливать, обсуждать с ребёнком увиденное, искать мораль истории. Таким образом, вы не дадите дитю погрузится в транс, но и будете приучать его к логическому мышлению, умению делать выводы.

Младшим школьникам 6-8 лет перед экраном можно находиться 30-40 минут. В этом возрасте дети уже могут использовать компьютер не для развлечения, а выполнять различные задания.

С 9-10 лет время можно увеличить до полутора часов в день (разумеется не забывая о перерывах).

Как формируется «компьютерная зависимость»? Со временем родители начинают замечать, что ребенок и компьютер в их семье стали нераздельными. Ребенок постоянно смотрит в монитор. Чем он там занят? Играет в игры, ведёт блог, смотрит мультфильмы, общается с друзьями, создаёт видеоклипы… Да мало ли интересных занятий в компьютере, который подключен к интернету! При работе на компьютере происходит настолько сильная концентрация внимания человека на действии, происходящем на экране, что развивается своеобразный транс и теряется ощущение реального времени. Возникает проблема «зависания в компьютере», когда ребенок по несколько часов не может оторваться от экрана. При частом повторении подобных ситуаций возникает угроза возникновения компьютерной зависимости.

Если используются низкопробные игры, сюжеты которых включают только погони и убийства, где в роли жертв выступают люди, то может резко снизиться психологический барьер на подобные поступки. В виртуальном мире существует виртуальная ответственность. Когда подобные игры используются часто и подолгу, такое отношение к насилию становится бессознательным и может резко снизить ответственность ребенка при совершении каких-то проступков в реальном мире.  

Проблема общения. Для нормального психического и социального развития ребенку необходим опыт общения с людьми, это является основой понимания других людей, себя, своего места в мире и самого мира. Общение должно быть достаточно длительным и разнообразным. Общение для психики то же, что питание для тела. Все мы знаем, что для нормального развития организму нужны жиры, белки, углеводы, витамины и минералы. Психика же нуждается в общении с людьми разного пола и возраста, разных социальных групп и национальностей. Много ли калорий и витаминов получит голодный человек, посмотрев « вкусную» телепередачу? В таком же положении оказывается психика ребенка, чьим единственным другом является компьютер.

Ещё о медицинском аспекте. Вред для физического здоровья ребёнка, как и взрослого, приносит несоблюдение элементарных правил – это продолжительность работы и поза в которой человек сидит за монитором. При частой и длительной работе за компьютером портится осанка, снижается зрение. Происходит переутомление, а при многочасовой работе и истощение нервной системы. Для того, чтобы избежать этих негативных последствий необходимо делать 10-15минутные перерывы каждые 45 минут (для старшеклассников и взрослых), а для младших школьников работа на компьютере не должна превышать 30-40 мин.

В заключение можно сказать следующее: так же как родители заботятся о качестве и достаточном количестве питания ребенка, им следует заботиться о качестве и количестве потребляемой ребенком «компьютерной продукции» не допускать использование низкопробных игр и следить за временем, которое ребенок проводит за компьютером. Если вы замечаете, что ребёнок чересчур увлёкся компьютерными играми, переключите его внимание на другие занятия (танцы, спорт), постарайтесь больше времени проводить в общении с ребёнком, причём чтобы вам было интересно вместе.

Компьютер не принесет вреда ребенку при разумном подходе. Если у школьника будет компьютер, он постепенно научится пользоваться им, поймет принципы работы. Возможно, ребенок будет и сам создавать творческие проекты, и в будущем эти навыки пригодятся ему или даже станут частью профессии.



Просмотров: 556
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делать, если ребенок много времени проводит за компьютером?
  • Как не только снизить негативное влияние компьютера на развитие ребенка, но и уберечь компьютер от чада?
  • Ребёнок только играет в компьютер и ничем не интересуется. Что делать родителям?
  • Ребёнок и компьютер
  • Ребёнок и компьютер
  • Ребенок и компьютер: SOS
  • Ребенок и компьютер
  • Мой ребенок постоянно сидит за компьютером!
  • SOS: мы его теряем! (ребенок и компьютер)
  • Компьютер и телевизор в жизни ребенка
  • Как правильно ограничивать время за компьютером, чтобы ребенок не впадал в истерики?
  • Компьютер. Телевизор. Телефон. Как, когда и сколько?
  • Компьютер и телевизор + дети и подростки
  • Психика как компьютер
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • В нашей семье главный - телевизор (или компьютер).
  • Дети и компьютер
  • Как правильно покупать компьютер. Ох, уж эти дети!
  • Типы общения, классификация поведения по Вирджинии Сатир. Блеймер и Компьютер.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Почему подростки выбирают компьютер?
  • Компьютер или что убивает наших детей...
  • Если ребёнок потерялся? Это должен знать каждый! Рекомендации психолога
  • Компьютер мой – враг мой?
  • Муж, жена и компьютер
  • Что делать если ребёнок плачет, когда вы уходите? Советы психолога
  • Компьютер и агрессия у подростков
  • Компьютер: и друг, и враг
  • Компьютер, агрессия и психиатрия
  • Любовный треугольник: Он, Она, Компьютер



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь