Поведение аутичных детей в первый год жизни почти не отличается от нормальных. Хотя некоторые родители замечали странности поведения.
Из письма: "Я заметила отклонения у дочери уже с трех месяцев. Она отворачивалась от меня, когда я брала ее на руки, а когда я прижимала ее к себе, старалась освободиться, отталкивалась ручками и ножками. Она ходит с года (ей сейчас год и три месяца); когда идет навстречу кому-то, особенно мне, как будто обрадуется, начинает бежать, а потом резко останавливается. А чтобы обнять ее, поцеловать - и не говори. Что же с моей дочкой происходит? Врачи мне на этот вопрос ответа не дают". («Мир за стеклянной стеной»)
Письмо другой мамы: "Первое время сын развивался быстро, но в пять месяцев я стала замечать его странный взгляд: он не смотрит на человека, никогда не реагирует на мой уход. В восемь-девять месяцев начал произносить первые слоги, а к году появились первые слова: "дядя", "папа", "мама", но он их ни к кому не относил. В год он пошел самостоятельно, но как-то очень неуверенно, на носочках, и до полутора лет боялся отпустить мой палец". («Мир за стеклянной стеной»)
К трем годам дети обычно отрывают свое внимание от мамы и идут узнавать мир. Они реагируют на своих и чужих по-разному, чувствуют эмоциональную окраску голоса, стремятся все делать самостоятельно.
Аутичные дети проявляют себя совершенно иначе.
Из рассказа мамы: "Он начал удивлять нас, когда появилась речь. Первое слово было не "мама", а "тигр", причем он говорил его очень четко, с большим напряжением ("тигр-р-р!"), но других слов до трех лет не прибавилось. Если до года он только иногда разглядывал свои ручки, то на втором году это стало происходить все чаще и продолжительнее по времени, добавились и раскачивания головой, туловищем. Его взгляд ни на чем не задерживался надолго, игрушки брал и тотчас бросал, в лучшем случае грыз. Ему было все равно, кто его взял на руки - я, моя мама или моя подруга, при этом было ощущение, что он на руках полностью расслаблен, вялый, как мешочек. В отчаянии от его безразличия я иногда начинала читать вслух свои любимые стихи - "Только сыпалось золото с кружев/ Драгоценных бра-бантских манжет" лицо у сына становилось осмысленным, каким-то понимающим". («Мир за стеклянной стеной»
Наблюдения показывают, что кризис у аутичных детей обостряется в 3-7 лет. В этот период велика роль значимого близкого окружения ребенка. Она определяет дальнейшее вхождение человека в жизнь. В норме этот возраст является порой активного освоения мира, в том числе через игру.
Аутичные дети ведут себя иначе. Что может насторожить родителей? Ярко выраженная болезненная привязанность к одной игрушке. Монотонность, повторение движений при игре, сосредоточенность на выстраивании, выкладывании, воспроизведении монотонных ритмов, звуков, узоров, схем. Например, ребенок играет только с игрушкой-неваляшкой, прислушивается к издаваемым звукам. Или случайно подобранный лист бумаги, который ребенок рвет и завораживающе слушает издаваемый шум. На прогулке ходит молча, рассматривая все, каждый раз получая особое удовольствие от одного наблюдения. Может выкладывать одни и те же палочки, кубики из раза в раз, варьируя узор. Такие манипуляции, попытки упорядочить окружающее пространство, направлены на усмирение внутренней тревоги. И если начать препятствовать этому или настойчиво навязываться в игру, ребенок отвечает агрессией, криком. При утрате любимых игрушек (тех же самых кубиков, палочек) ребенок испытывает сильные переживания, страдания при ее утрате, отвергая новые, другие предметы.
«Пожалуй, больше всего ему нравилось гулять на улице. Он любил много ходить, молча рассматривая все, что встречалось по пути. Мы жили недалеко от железной дороги, и где-то около трех лет он постоянно тянул нас туда и получал особое удовольствие, когда мимо проносился поезд. Игрушками он по-прежнему фактически не играл, но мы заметили, что ему нравится выкладывать на полу длинные ряды из счетных палочек: при этом сын раскачивался и тихонечко гудел. В игру он нас не пускал, расстраивался, если мы были слишком настойчивы.
Однажды нас осенило: он играет в поезд! Мы тотчас купили ему детскую железную дорогу, он так обрадовался, но самое удивительное - с первого же раза позволил нам играть с ним вместе: принимал наши предложения, а потом стал и сам добавлять все новые и новые детали. А палочками больше не играл, они словно перестали для него существовать. Нам очень повезло, что мы поняли своего малыша, потому что в дальнейшем он стал играть и в другие игры - причем и с нами, и с сестричкой.» («Мир за стеклянной стеной»
Как видим, важно помочь построить игровую деятельность. Что требует внимания, проницательности и заинтересованности близких людей. Самому ребенку развить манипулятивные действия в игру без помощи невозможно.
В более сложных случаях, когда манипулятивные действия преобладают, зачатки игры не просматриваются, важно отмечать и использовать для развития контакта предметы, на которые ребенок хоть немного обращает внимание.
Из опыта О.С.Никольской, одного из первых в России психологов, занявшихся всерьез ранним детским аутизмом и его коррекцией.
«Четырехлетний Илюша. Ни с кем не вступал в контакт, кроме мамы, практически без речи, любил играть конструктором, но игра эта состояла, как и в предыдущем случае, в выкладывании в ряд элементов конструктора: иногда только одного цвета, иногда - чередуя цвета, синий и желтый. Он повторял эту игру из недели в неделю, из месяца в месяц. "Игру" здесь уместно взять в кавычки: никаких признаков символической или тем более ролевой игры не было, и действия ребенка, видимо, представляли собой стихийную попытку организовать окружающее пространство, придать ему понятную упорядоченность, ритм.
Однажды элементы одного цвета убрали. Это вызвало у мальчика беспокойство, тревогу. Когда он начал выкладывать ряд только из синих элементов, желтый подала ему психолог, держа другой в руках, и мальчик сам взял его. Подобное взаимодействие продолжалось долго.
Так как Илюша любил ездить на дачу в электричке, ряд, выстроенный из конструктора, попытались превратить в поезд: слепили из пластилина человечка - это Илюша, он едет в электричке на дачу; другие человечки обозначали маму, сестру и т.д. Первое время он сбрасывал фигурки, но в какой-то момент игру принял, и тогда удавалось развернуть все более эмоциональный и обстоятельный сюжет, где главным участником был он и все, что окружало на даче и по дороге к ней.»
Таких детей нельзя предоставлять самим себе. Но и помощь должна оказываться деликатно, терпеливо, учитывая интересы ребенка, не ожидая немедленных результатов, не теряя надежы. Велика роль мамы или близкого значимого человека, ее заменяющего, который чувствует и знает малыша.
В самых тяжелых случаях, когда ребенок не способен сосредоточиться и у него отсутствует речь, важно развить не саму игровую деятельность, а хотя бы минимальную активность, установить контакт в виде совместных простых действий.(совместное нанизывание, совместное раскладывание)
Важно постоянно поощрять ребенка, так, как ему приемлемо. Поощрения должны быть простыми (словесная похвала, объятья) и эмоционально окрашенными. Это поможет ему воспринимать вас, ваши слова и послужит основой более сложных форм контакта.
Этот процесс долгий и сложный, как правило сопровождается проявлением агрессии со стороны ребенка. Важно оставаться настойчивым. Если ребенок кричит, не поощрять его как обычно. Таким образом, добиваясь от него необходимого, облегчаем ему взаимодействие с миром.
Аутичных детей важно научить навыкам самообслуживания. Нормальные дети социально-бытовые навыки осваивают самостоятельно и только иногда с помощью взрослых. Здесь же важно планомерно и постепенно развивать их с ранних лет под чутким контролем взрослых. Привычка выполнять элементарные бытовые действия значительно облегчит таким людям жизнь.
Главное не забывать поощрять, соблюдать спокойствие, если что-то не получается, не бояться перехвалить.
Часто родители сталкиваются с проблемой приучить ребенка ходить в туалет. Аутичные дети страдают проблемами пищеварения, запорами. К тому же они впечатлительны, пугливы. Из-за страха и боли они отказываются ходить на горшок. После выяснения причины переходим к ее постепенному устранению параллельно поощряя каждое посещение туалета. Важно взаимодействовать с малышом, разговаривать. Тогда он чувствует себя спокойнее, между ребенком и родителями устанавливается эмоциональная связь. Особенно во время купания, одевания маме важно ласково прикасаться, вызывая приятные ощущения тактильного контакта у малыша. В раннем возрасте желательно не использовать одноразовые подгузники дома, чтобы не усугублять и без того актуальную проблему опрятности у аутичных детей. К тому же частые переодевания позволяют чаще прикасаться к ребенку и общаться с ним.
Особое внимание надо уделить эмоциональной обстановке в семье, в частности состоянию мамы. Конфликты и ссоры, резкие громкие звуки, негативные телепередачи пагубно влияют на психику всех детей, особенно до года.
Ребенок улавливает малейшие изменения в семейной системе, эмоционально зависим от матери. Важно, чтобы она чувствовала себя спокойно, комфортно, защищенно. Материнские тревоги и страхи усугубляют психологическое состояние ребенка.
Итак, главное установить эмоциональный контакт с ребенком как можно раньше всеми вышеперечисленными методами. Первый год эмоционального воспитания влияет на всю оставшуюся жизнь.