Рабочая программа родительского всеобуча "Мы в ответе"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО ВСЕОБУЧА

«Мы в ответе»

Ступень обучения (класс): родительская аудитория

Количество часов: 33

Уровень: базовый

Программа рассчитана на 1 год (1 раз в неделю)

Возраст обучающихся: родители детей 12-17 лет

Автор-составитель: Чернодуб Вера Федоровна

Программа разработана на основе программы самотерапии из книги Шороховой О.А. Жизненные ловушки зависимости и созависимости. – СПб.: Речь, 2002. – 136 с. и практических материалов книги Кучер А.А. «Психотехники коррекции различных нарушений психологического статуса личности». – г.Кемерово, 2003.

 С использованием материалов сайта ФСКН России fskn.gov.ru, элементов обучающей авторской программы Вяткиной С.В. «Использование замещающих фигур в психологическом консультировании по методике «Семейная доска», элементов обучающей авторской программы Балабановой Н.В. «Арт-терапия в психологической практике» и обучающей авторской программы Батраковой М.Ю. «Основы телесно-ориентированной психотерапии»

I.      Пояснительная записка

         Цель программы – Обучение родителей профилактике аутоагрессивного, деструктивного и зависимого поведения своих детей в возрасте 12-17 лет.

Задачи программы:

- формирование позиции ответственного родительства;

- обучение родителей конструктивным способам взаимодействия с подростками;

- обучение родителей способам распознавания аутоагрессивного, деструктивного и зависимого поведения подростков;

-  обучение родителей согласованию стилей воспитания в семье и выработке доверительной позиции в общении с подростком и друг другом;

- обучение родителей способам самоорганизации и саморегуляции.

Программа рассчитана на родителей учащихся 7-11-х классов, занятия проводятся 1 раз в неделю в течение учебного года. Группа родителей набирается как по желанию, так и в связи с наличием у подростков факта аутоагрессивного, деструктивного или зависимого поведения.

В Программе адаптирован и интегрально представлен опыт программы самотерапии (Шорохова О.А. «Жизненные ловушки зависимости и созависимости»), практических материалов книги Кучер А.А. «Психотехники коррекции различных нарушений психологического статуса личности»,  материалы сайта ФСКН России fskn.gov.ru, программ Вяткиной С.В. «Использование замещающих фигур в психологическом консультировании по методике «Семейная доска», Балабановой Н.В. «Арт-терапия в психологической практике» и Батраковой М.Ю. «Основы телесно-ориентированной психотерапии».

Формат Программы: Лекторий, практикум (дискуссии, упражнения, специализированные техники, домашнее задание).

Реализация программы сопровождается применением средств мультимедиа. С помощью презентаций психолог преподает теоретический материал.

Программа содержит в себе несколько блоков и направлений работы:

- лекционное, теоретическое направление;

- тестирование, направленное на диагностику личных ресурсов;

- выполнение специализированных техник и упражнений;

- диспуты, дискуссии;

- раздача памяток, рекомендаций.

II.       Учебно-тематический план программы

№ п/п

 

Наименование разделов, блоков, тем

 

Всего часов

 

Характеристика деятельности учащегося

 

1

 

Занятие 1. Конструктивный выход из конфликта, или 5 Языков Любви. Обсуждение личных ресурсов.

1

 

 

 

2

 

Самоисследование, самотестирование. Диагностика сотравматизации,  страха, затруднений.

1

 

 

 

3

 

Основы психической саморегуляции, как способ самоуправления своими состояниями.

1

 

 

 

4

 

Мысленные игры. Практические упражнения.

1

 

 

 

5

 

Как распознать симптомы употребления наркотиков? Симптомы наркотического опьянения. Построение отношений с наркозависимым подростком. Рекомендации для родителей. Просмотр видеоматериала «Территория безопасности» (Ресурс ФСКН России).

1

 

 

 

6

 

Тест «Эмоциональный интеллект». Коллективный коллаж «Дети – это…»

1

 

 

 

7

 

Осознание собственных потребностей. Упражнение «Мой внутренний ребенок». Упражнение «Память прошлого»

1

 

 

 

8

 

Самодиагностика с применением теория пяти душевных травм (Лиз Бурбо).

1

 

 

 

9

 

Фототерапия. Работа с семейным альбомом. Упражнение «Семейное фото»

1

 

 

 

10

 

Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению, при различных видах аддикции (нехимические зависимости: азартные игры, аддикция отношений, сексуальная, любовная аддикция, аддикция избегания, аддикция к еде, компьютераная и интернет-зависимость).

1

 

 

 

11

 

Упражнение для самоисследования «Круг субличностей»

1

 

 

 

12

 

Работы с жизненным пространством «Путь» (Арт-техника Т.Ю.Колошина).

1

 

 

 

13

 

Стратегии поведения в стрессовой ситуации.  Определение копинг-поведения в стрессовых ситуациях. Арт-техника «Сочинение с продолжением».

1

 

 

 

14

 

Диагностическая мандала «Первостихии»

1

 

 

 

15

 

Особенности профилактики подростковых суицидов. Психокоррекция аутоагрессии. Сочинение «Русалочка» (анализ, обсуждение).

1

 

 

 

16

 

Освоение комплекса упражнений: «Поплавок в океане», «Как было бы, если бы…», «Оживление приятных воспоминаний», «Храм тишины», «Заброшенный сад», «Маяк»

1

 

 

 

17

 

Диагностические техники телесно-ориентированной психотерапии «Дерево и камень», «Ангел и черт»

1

 

 

 

18

 

Овладение основами психической саморегуляции.  Аутогенная тренировка.

1

 

 

 

19

 

Роман о себе самом, или исцеление письмом (библиотерапия). Упражнения: «Воспоминание детства», «Похвала самому себе». Домашнее задание «Письмо своему телу»

1

 

 

 

20

 

Овладение основами психической саморегуляции. Медитация: компоненты, техника выполнения. Использование медитации «Дом».

1

 

 

 

21

 

Правила общения с подростком. Причины употребления наркотиков. Типичные ошибки. Советы родителям. Это сложное слово «НЕТ». Просмотр видеоматериала «Точка». (Ресурс ФСКН России).

1

 

 

 

22

 

Диагностика стиля воспитания в семье по методике «АСВ». Влияние психологического климата в семье на эмоциональное состояние ребенка.

1

 

 

 

23

 

Овладение основами психической саморегуляции. Релаксационные техники, упражнения: «Источник энергии», «Водопад», «Письмо себе любимому»

1

 

 

 

24

 

Занятие по теме: «Позитивные изменения: цель, видение, ценности, смысл моей жизни, декларация моих прав, мои жизненные девизы.

1

 

 

 

25

 

Занятие по теме: «Агрессия в семье. Порядки души»

1

 

 

 

26

 

Знакомство с теорией Б. Хеллингера.

1

 

 

 

27

 

Самотестирование «Шкала ценностных ориентаций». Обсуждение анимаций «Венера», «Бабья работа», «Мудрый мультфильм», «Луна»

1

 

 

 

28

 

Страхи. Упражнение «Музей страха». Анализ в «картинной галерее»

1

 

 

 

29

 

Занятие, посвящённое «линии жизни».

1

 

 

 

30

 

Основы психической саморегуляции. Правила для самостоятельного преодоления стресса.

1

 

 

 

31

 

Игра «Потерпевшие кораблекрушение». Анализ, обсуждение.

1

 

 

 

32

 

Психофизиологический и психологический эффект цветов. Цветомедитация.

1

 

 

 

33

 

Мудрые мысли нашей жизни. Работа с притчами.

1

 

 

 

 

III.        Требования к знаниям, умениям, навыкам родителей

В процессе освоения материала родители должны:

  • самосовершенствование в позиции ответственного родительства;
  • научиться конструктивным способам взаимодействия с детьми;
  • научиться распознавать признаки аддиктивного, аутоагрессивного и деструктивного поведения детей;
  • научиться согласовывать стили воспитания и вырабатывать доверительное взаимодействие внутри семьи, с детьми и друг с другом;
  • научиться способам саморегуляции и самонастроя.

Перечисленные, сформированные компетентности, закрепляются в динамике дальнейшего взаимодействия родителей со специалистами образовательных учреждений  и укрепляются в динамике школьной жизни их детей. В процессе работы по данной программе родители будут овладевать компетенциями и проявлять их наличие, исходя из личного и группового взаимодействия с детьми.

IV.        Описание места курса в учебном плане

Согласно базисному учебному плану школы, на изучение курса  выделяется 33 часа.

Ценностные ориентиры: формирование мотивации здорового образа жизни, привитие ценности личных продуктов деятельности, творческое самовыражение, достижение взаимопонимания в общении с детьми и друг другом, актуализация личностных ресурсов, разрешение внутриличностных конфликтов, самотерапия.

 V.       Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

№ п/п

 

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

 

Количество

 

Печатные пособия

 

1

 

Буклеты, памятки

1 экземпляр на каждого ученика

 

2

 

Тестовые бланки для работы

1 экземпляр на каждого ученика

 

Технические средства обучения

 

1

 

Компьютер

1

 

2

 

Мультимедийный проектор

1

 

 



Просмотров: 443
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Пример программы модификации поведения для коррекции компьютерной зависимости.
  • 3 занятие из авторской программы "Страна волшебных красок"
  • Формирование образа Я у подростков.(из опыта реализации программы «Жизненные навыки")
  • Особенности создания Авторской программы для персональной работы с клиентом
  • Программы поведения в отношении денег
  • Проект программы по формированию ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста с ОНР
  • Применение психологического просвещения и психологического консультирования в высшей школе с целью снижения уровня личностной тревожности и профилактики аутоагрессивного поведения
  • Роль психической саморегуляции в поддержании здоровья личности
  • Воспитание родителей- одна из причин зависимого поведения
  • Наши жизненные программы
  • О психической саморегуляции.
  • Поступки родителей как способ формирования стереотипов поведения и мышления у детей
  • Как найти смысл жизни? Легко! "TOP 3" готовые программы предназначения человека. Выбери свою.
  • Типичные ошибки родителей в общении с детьми
  • Рисуем с детьми! Арт-терапия. Совместное рисование родителей и детей, как способ восстановления доверия
  • о взаимосвязи поведения родителей и профессионального самоопределения детей
  • Казацкая Бура – народный метод психической саморегуляции
  • Обучение саморегуляции
  • Об эмоциях родителей в процессе воспитания детей
  • Особенности личностной саморегуляции подростков, учащихся в разных профилях обучения
  • Типичные ошибки родителей в общении с детьми. Ошибка вторая.
  • Родовые программы. Раскулаченный прадед и неудачи в жизни.
  • Кризис 3 лет: симптомы и стратегия поведения родителей
  • Авторская техника «Компромисс в семье» совместно для родителей и детей (Мкарты «Хабитат»)
  • Долгосрочные программы для психотерапевтических сессий (если Вы хотите проработать в себе всё).
  • Секреты счастья в жизни: программы на успех или Я больше не страдаю
  • Формирование программы
  • Переходный возраст: ошибки родителей в общении с подростком
  • О трёх базовых состояниях программы жизни (телесном, душевном, духовном)
  • Из истории программы " Каждый сам в ответе за свой оргазм "



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь