Три сложности практикующего психолога

Автор статьи: Антон Ежов

ТРИ СЛОЖНОСТИ ПРАКТИКУЮЩЕГО ПСИХОЛОГА, 
ИЛИ ПОЧЕМУ СПЕЦИАЛИСТАМ БУДЕТ ПОЛЕЗЕН 
КУРС «ПСИХИАТРИИ ДЛЯ ПСИХОЛОГОВ» 

 

Дорогие коллеги! В этом сообщении я бы хотел обозначить три специфические 
трудности, которые я обнаруживаю во время ведения своего авторского курса 
«Психиатрия для психологов». Для удобства я буду озвучивать их от первого 
лица, так как обычно они формулируются специалистами во время обучения.

ПЕРВАЯ СЛОЖНОСТЬ: «Я НЕ ЗНАЮ КАК ЭТО НАЗЫВАЕТСЯ»

Замечали ли вы, что после посещения какого-либо тематического 
семинара, например, по работе с психологической травмой, вы начинали с 
удивлением обнаруживать, что среди ваших клиентов есть те, кто переживает 
кризисы развития, связанные с травмой, разыгрывает в терапии свой 
травматический опыт, «внезапно» вспоминает эпизоды, связанные с 
травматическим опытом? Травма на какое-то время становится, на языке 
гештальта, "фигурой" в вашей практике. Значит ли это, что до этого в вашу 
практику не приходили клиенты с психологической травмой или эта тема просто 
резко, случайно и неожиданно возникла сразу у нескольких клиентов в терапии? 
Думаю, нет. 
Я часто вижу, что на семинарах по психиатрии у моих коллег-психологов 
возникают озарения по поводу тех феноменов, с которыми они сталкивались в 
своей повседневной практике, но не придавали этому значение. 
Плохое настроение, заторможенность, нарушение аппетита, молчаливость 
видятся как набор феноменов, которые не складываются в депрессивный 
синдром. Сбивчивость, спутанность, нелинейность коммуникации не вызывают 
интереса в плане дифференциации речевой хаотичности вследствие 
эмоционального возбуждения и структурных расстройств мышления при 
психозе, или наоборот, при обнаружении вязкости в деталях, застревании на 
одной тематике, специалист может «проскочить» обсессивность мышления или 
проявления психоорганического синдрома. 
Я ни в коем случае не считаю, что практикующий психолог должен быть 
асом психиатрии. Нет, скорее он должен быть как хороший музыкальный 
инструмент «настроен» на клинику, открыть свое внимание и чувствительность 
к этим аспектам диагностики. И если у него появляются сомнения, тогда есть 
выбор: клиническая супервизия, направление к доверенному врачу-психиатру, 
наблюдение состояния и конкретных симптомов в динамике, одним словом, 
открывается пространство для творческого подхода в терапии. 
Подводя итог этой части можно вспомнить о том, что «в начале было 
Слово». Мы осознаем, что нечто существует, если знаем как оно называется. А 
если мы признаем, что это существует, значит у нас есть выбор как с этим 
обращаться. 

ВТОРАЯ СЛОЖНОСТЬ: «ЕСЛИ Я ЗНАЮ КАК ЭТО НАЗЫВАЕТСЯ, 
ЗНАЧИТ, Я ЗНАЮ ЧТО ЭТО»


Если с первым пунктом все относительно понятно, то эта сложность 
может вызвать недоумение. Между тем, спросите у ваших знакомых, что такое 
стыд и вина, в чем их различие? Я уверен, что большинство не смогут ясно 
ответить на этот вопрос. 
Нюанс в том, что большинство широко используемых психиатрических 
терминов стали использоваться в повседневной речи настолько часто, что 
создалось негласное социальное соглашение относительно «понимания» того, 
что они означают. Но это «понимание» на практике оказывается набором 
штампов, интроектов и общебытовых суждений: невроз, депрессия, истерия, 
психоз. В эти слова часто хаотически вкладываются все имеющиеся у 
специалиста знания, полученные из всевозможных источников. 
Это создает иллюзию компетентности в вопросах психиатрии, делает 
работу неэффективной в силу того, что в терапии применяется однотипный 
подход, без учета нюансов психодинамики и деталей состояния пациента. 
Так, например, важно сначала понять как развивается депрессия, какие 
причины привели к этому состоянию – лежит ли в основе утрата ценности себя 
или смысла жизни, или пусковой фактор – реальная или фантазийная утрата 
объекта привязанности во внешнем мире, или же мы обнаруживаем интроекцию 
плохих качеств идеализируемой фигуры, с которой важно остаться в слиянии? 
Или же вы замечаете, что депрессия протекает циклично, примерно в одни и те 
же равные промежутки времени, наталкивая на мысль о биологическом, 
сезонном компоненте? Все это требует точного, дифференцированного подхода 
в терапии и применения правильной тактики. С этими и другими темами мы 
работаем на курсе «Психиатрия для психологов». 

ТРЕТЬЯ СЛОЖНОСТЬ: ЕСЛИ Я ЗНАЮ ЧТО ЭТО, ЗНАЧИТ, Я ЗНАЮ ЧТО 
С ЭТИМ ДЕЛАТЬ


Спасает ли ребенка от удара током знание, что круглая штука в стене с 
двумя дырочками посередине называется "розеткой", и в ней есть нечто, что 
называется "током"? Вероятно, но не всегда. 
Практический опыт и понимание как с этим обращаться могут 
оградить профессионала от ошибок в практике и от «сгорания» на работе. 
Для этого в рамках обучения предусмотрены обязательные часы 
супервизии и практические упражнения к каждой разбираемой теме, где 
психологи могут на практике отработать техники и полученный теоретический 
материал. 
Это не институтский курс психиатрии, адаптированный для психологов, 
который предлагают в большинстве подобных программ. Это глубокое 
погружение в личный и практический опыт, где теория стоит на службе у 
практики, а не наоборот. 

Искренне буду рад поделиться и обменяться с Вами опытом! До встречи 
на моем курсе «Психиатрия для психологов»! 

С уважением, кандидат мед. наук, 
психотерапевт, Антон Ежов 

 



Просмотров: 206
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Для начинающих практику психологов. Если есть вопрос – что делать на первой консультации?
  • У каких психологов есть клиенты и у каких психологов нет клиентов?
  • Методика семинара-тренинга «Применение арт-терапии в психосоциальной и психолого-педагогической практике"
  • Супервизия для психологов: границы внутренние и внешние в супервизионной практике
  • Еще раз о гештальт-терапии: Почему это называется словом «гештальт»?
  • Новая политика соцсетей: "с ног на голову". Пришло время психологов!
  • Что делать, если у вашей женщины начала часто "болеть голова"
  • Когнитивная терапия психосоматических заболеваний в практике врачей и психологов
  • О принципе "Cognition First" и печальных спорах среди "психологов"
  • Опыт применения методов эриксоновского гипноза в психологической практике.
  • Как называется психолог по-русски, исходя из того, что делает психолог?
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • "Я знаю своего ребёнка! Она точно сильно переживает!" Или история обиженной мамочки
  • Психологическая игра "Ценности" в практике психолога.
  • В мире апатии или "Я не знаю чем занять себя в жизни"
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • Знаю, но не делаю, значит, не знаю!
  • Если нет отношений - значит есть причина!
  • Если у вас есть проблемы, значит вы живете!
  • Новый учебник для студентов и психологов "Психологическое и социальное консультиование"
  • Как понять есть ли депрессия и что с этим делать.
  • Если у вас есть лишний вес, значит он вам для чего-то нужен. часть 2
  • Почему в гештальт-терапии не может быть "сопротивления"
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Метафорические ассоциативные карты "Руки" в психологической практике
  • Если у вас есть лишний вес, значит он вам для чего-то нужен. Месть. часть 1
  • Работа с ранним рефлекторным опытом: нейропсихологическое знание в практике школьного психолога.
  • "В советском союзе психологов не было и ничего..."
  • Если в ваших отношениях этого нет, Вам могут начать изменять
  • "Иду туда, знаю куда, иду за тем, знаю за чем…"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь