|
ВЛИЯНИЕ заключения на проявление психических девиаций у несовершеннолетних преступниковАвтор статьи: Нетёсова Евгения Павловна
Характеристика акцентуаций характера Вопрос о личности преступника с психическими девиациями давно привлекает внимание исследователей. «На практике не учет биологического фактора приводит к бесполезности воспитательных мероприятий в отношении психически неполноценных, совершивших преступление, поскольку шаблонными методами пытаются исправить того, кто прежде всего нуждается в медицинском вмешательстве и чье поведение в значительной степени детерминировано девиацией психики». (Емельянов В. П. Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями. : Саратов, 1980. – С. 52.) Изучение личности преступников с психическими девиациями позволит установить удельный вес представителей отдельных нозологических групп средних, связи между видами девиаций и видами преступного поведения и так далее. Однако, подобно тому, как отсутствие специальности, семьи, постоянное употребление алкоголя и другое еще далеко не полностью объясняет причины совершения преступлений, так и учет психических девиаций еще не дает удовлетворительный ответ на тот же вопрос. Из них нужно выделить и адекватно оценить тот, который играет системообразующую, ведущую роль. Сделать это без обращения к психическим особенностям личности невозможно, а применительно к тем, у кого нарушена психика всегда следует ориентироваться на те психологические черты, которые детерминированы этими нарушениями, в совокупности с теми, которые не затронуты ими. По результатам исследования: ПЕРВИЧНЫЙ ОПРОС несовершеннолетних, заключенных в ИТК: Уровень акцентуированности невысок, слабо выраженная доминанта психостеничного типа личности на фоне высокого процента «нормальных» несовершеннолетних (то есть подростков, у которых уровень акцентуированности не превышает нормы). Остальные типы акцентуаций характера не представлены или не имеют яркой выраженности. На основе вышеизложенного можно предположить, что на первом году заключения, когда подростки только попадают в ИТК, акцентуированность характера составляет примерно 68%, из них:
ВТОРИЧНЫЙ ОПРОС несовершеннолетних заключенных в ИТК: Результаты данного исследования показали, что если на первом году заключения некоторые акцентуации характера были или не представлены или слабо выражены, то на третьем году заключения картина изменилась: Акцентуированность характера составила уже примерно 97% всех опрошенных, из них:
Количество доминирующих акцентуаций также увеличилось: наибольшее количество опрошенных имеют акцентуации по гипертимному, лабильному, психостеничному, истероидному и паранояльному типам. Из них доминантным является истероидный тип личности. ОПРОС условно осужденных несовершеннолетних, находящихся на учете в КДН: Доминирующими акцентуациями здесь являются лабильный и гипертимный типы. Акцентуированность подростков примерно равна 88%, из них:
В условиях заключения не только увеличивается уровень акцентуированности, но и "мягкие" акцентуации характера мутируют и принимают образ более «жестких» акцентуаций, тип которых слабо поддается коррекции.
В качестве одной из объяснительных схем причин преступного поведения может быть предложена идея о том, что оно детерминируется неблагоприятными условиями формирования и развития личности в детстве, в родительской семье. Они, в основном, заключаются в психической депривации ребенка, его эмоциональном отвержении матерью и отцом. В дальнейшем это приводит к возникновению необратимых психологических особенностей – общей неуверенности индивида в жизни, ощущения неопределенности своих социальных статусов, тревожных ожиданий, негативного, даже разрушительного воздействия окружающей среды. (Антонян Ю. М. Психологическое отчуждение личности и и преступное поведение.: Ереван, 1987. - С. 36 – 98.) Можно высказать следующую гипотизу: на самом высшем уровне тревожности вызывается страх смерти, который преодолевается, компенсируется путем агрессивных действий, носящих характер защиты от внешней агрессии. В этом состоит личностный смысл большинства насильственных преступлений. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, с отклоняющимся поведением. В целом тревожность является проявлением субъективного неблагополучия личности. Ситуативная тревожность увеличилась у испытуемых незначительно, что, возможно объясняется отсутствием постоянного влияния стрессоров и приспособляемостью (возможно произошла адаптация, так как всем испытуемым до конца срока осталось как минимум 5-6 лет), по этой же причине уменьшился уровень ситуативной тревожности по сравнению с началом срока наказания, когда испытуемые находились в стрессовом состоянии. Люди, которые чувствуют, что у них есть способность и возможность адаптироваться, скорее справляются с влиянием стрессоров. Они в состоянии дать эффективный ответ и избежать негативных эмоциональных, поведенческих и когнитивных реакций. Заключенные же в ИТК постоянно напряжены, даже когда никакой видимой угрозы нет, что отражается на повышении у них уровня личностной тревожности (особенно по сравнению с уровнем ситуативной тревожности).
Агрессивное преступное поведение не может быть понято, если объектом исследования не станет агрессивность как личностная черта. В то же время, нуждается в объяснении тот очень важный факт, почему такое поведение встречается и у тех, кому агрессивность как психическая сущность не присуща. Агрессивность как психологическое явление в нравственном плане нейтральна в том смысле, что она может приводить как к социально одобряемому, так и к противоправному поведению. Представляется, что все зависит от социализации индивида в широком контексте, воспитательных или иных воздействий на него с первых дней жизни, эмоциональных отношений, складывающихся с родителями. Агрессивный человек может быть и не жестоким, не враждебным, если его действия не мотивированы причинением страданий и мучений ради них самих. Для лиц с психическими аномалиями агрессивность достаточно характерна в силу их повышенной тревожности, бессознательной неуверенности в своем социальном и биологическом статусе, спонтанно возникающих опасений, ощущений угрозы со стороны окружающих и отчужденности. Из-за этого агрессивность у них чаще приобретает субъективный смысл защиты от враждебной им среды. Уровень агрессивности и враждебности у испытуемых значительно повысился, что дает возможность предположить правоверность гипотизы о влиянии заключения на усиление выраженности психических аномалий у несовершеннолетних насильственных преступников. Необходимо также отметить, что уровень враждебности значительно превышает уровень агрессивности, что говорит о высокой степени отчужденности испытуемых. Исследование Точа наводит на мысль, что, видимо не удастся «перековать» склонных к насилию лиц с помощью таких средств, как увеличение срока наказания за агрессивное поведение, усиление полицейских сил и ограничение продажи оружия. Так как эти люди считают агрессию вполне приемлемой и используют ее как средство достижения целей, глубоко укоренившихся в их личной структуре. Следовательно, ключом к изменению поведения таких лиц может стать психотерапия, направленная на повышение уверенности в себе, на выработку более зрелого взгляда на жизнь и отношения с другими людьми, а также имеющая возможность научить их необходимым социальным навыкам. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|