Дорогие коллеги! В этом сообщении я хочу поделиться наблюдениями, которые возникли в рамках моего обучающего проекта "Психиатрия для психологов" (http://ejovanton.com/psihiatria).
Одна из тем, которые мы разбираем в рамках обучения - это работа с суицидальными тенденциями. Феноменология обучающей группы часто отражает макросоциальные, общественные процессы. Работая с этой темой на курсе "Психиатрия для психологов" я заметил некоторые любопытные явления. Хотя мои коллеги и не являются репрезентативной, среднестатистической социальной группой, так как в большинстве своем имеют опыт личной терапии, внимательны к своим процессам и имеют практический опыт, все же на этой теме проявляются характерные для общественного сознания стереотипы и защиты при столкновении с тематикой смерти и суицида. В ожидании темы у группы поднимается тревога и сопротивление, обычно в виде привычных форм: опозданий, зашучивания, усиления пищевой активности. В ходе прояснения типичны катастрофические фантазии о последствиях обнаружения "этих мыслей у себя". На этом этапе оживляется магическое мышление и всемогущий контроль: "зачем это притягивать к себе", "если я об этом подумаю, то это обязательно произойдет", "мысли материальны". Но продвижение дальше, в этой теме, раскрывает амбивалентную динамику интереса, возбуждения и тревоги. Поддержка профессиональной идентичности и позиции исследователя в этой сложной теме помогает преодолеть сопротивление в группе и выводит обсуждение в конструктивную плоскость, появляется возможность встретиться с теми аффектами, которые поддерживают избегание работы с суицидальными проявлениями. Наибольший объем среди чувств занимает вина, чаще связанная с социальными интроектами по поводу миссии помогающих профессий и связанной с этим гиперответственности за жизнь клиента, порой даже вне пределов человеческих возможностей. Страх у специалистов обычно связан с проекцией собственной психологической "хрупкости" на клиента - "а вдруг я этими вопросами сделаю ему хуже?". Здесь же работают механизмы профлексии - по принципу "я буду делать тебе то, что хотел бы делать себе" и как следствие темы смерти и суицида замалчиваются, делают терапию "комфортной". Встречается так же раздражение и гнев, обычно связанные с переживанием утраты, возможного ухода клиента из терапии, ощущением давления этой темы на терапевта, необходимостью делать выбор и принимать сложные решения. Стыд как аффект сигнализирующий о столкновении с собственной некомпетентностью обычно приводит к спешной переадрессации "настоящему специалисту по этим вопросам", без прояснения, реальной оценки риска и своих возможностей. Гораздо реже можно встретить обесценивание и презрение связанное с религиозными и этическими убеждениями в греховности этих мыслей, слабости человека, привычными стереотипами о "шантажности" говорящих на эту тему и "честности" тех, кто делает это молча. Все эти аспекты конечно же лишь часть этой сложной темы. В качестве рекомендации могу в первую очередь посоветовать: легализуйте тему смерти в терапии. Не только в ее возвышенном экзистенциально-философском контексте, но и в утилитарном, практическом.
Если клиент проявляет суицидальные тенденции, стоит открыто спросить о суицидальных мыслях, прояснить детали, включая предполагаемый способ, внимательно собрать анамнез (особенно предшествующие суицидальные попытки), взять в фокус фон: пол, возраст, социальные факторы риска (одиночество, безработица, утраты близких), сопутствующую психопатологию (депрессия, зависимость, психоз, расстройства личности), соматические болезни (особенно хронические или малокурабельные). Так же стоит оценить степень риска и на основании этого сделать свой личный выбор-работать или нет с этим клиентом? Кто и в какой степени ответственнен за жизнь - вы как терапевт,стационарная психиатрия, родственники, социальные службы и самое главное сам клиент?
Как говорил в одном из интервью мой коллега Кирилл Кошкин "нельзя запрещать смерть", забирать у клиента "право на суицид". На мой взгляд важно при этом помнить о полярностях, что помимо сил движущих к смерти, есть противополжное стремление - ЖИТЬ... Каждый из этих полюсов имеет право на уважение. В процессе терапиии стоит помнить о соблазне встать на одну из этих сторон, поддержать расщепление и не дать клиенту осознать эти процессы, лишить опыта проживания кризиса. В завершении могу процитировать слова одной из участниц группы:"я так боялась эту тему, а оказалось что просто ничего не знала, не хотела знать. Даже не думала, что с этим можно работать". Удачи в практике, коллеги!
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.