Суицид. Сложности в работе психолога.

Автор статьи: Антон Ежов

Дорогие коллеги! В этом сообщении я хочу поделиться наблюдениями, которые возникли в рамках моего обучающего проекта "Психиатрия для психологов" (http://ejovanton.com/psihiatria).

Одна из тем, которые мы разбираем в рамках обучения - это работа с суицидальными тенденциями.
Феноменология обучающей группы часто отражает макросоциальные, общественные процессы. Работая с этой темой на курсе "Психиатрия для психологов" я заметил некоторые любопытные явления. Хотя мои коллеги и не являются репрезентативной, среднестатистической социальной группой, так как в большинстве своем имеют опыт личной терапии, внимательны к своим процессам и имеют практический опыт, все же на этой теме проявляются характерные для общественного сознания стереотипы и защиты при столкновении с тематикой смерти и суицида.
      В ожидании темы у группы поднимается тревога и сопротивление, обычно в виде привычных форм: опозданий, зашучивания, усиления пищевой активности. В ходе прояснения типичны катастрофические фантазии о последствиях обнаружения "этих мыслей у себя". На этом этапе оживляется магическое мышление и всемогущий контроль: "зачем это притягивать к себе", "если я об этом подумаю, то это обязательно произойдет", "мысли материальны". Но продвижение дальше, в этой теме, раскрывает амбивалентную динамику интереса, возбуждения и тревоги. 
      Поддержка профессиональной идентичности и позиции исследователя в этой сложной теме помогает преодолеть сопротивление в группе и выводит обсуждение в конструктивную плоскость, появляется возможность встретиться с теми аффектами, которые поддерживают избегание работы с суицидальными проявлениями.
    Наибольший объем среди чувств занимает вина, чаще связанная с социальными интроектами по поводу миссии помогающих профессий и связанной с этим гиперответственности за жизнь клиента, порой даже вне пределов человеческих возможностей.
     Страх у специалистов обычно связан с проекцией собственной психологической "хрупкости" на клиента - "а вдруг я этими вопросами сделаю ему хуже?". Здесь же работают механизмы профлексии - по принципу "я буду делать тебе то, что хотел бы делать себе" и как следствие темы смерти и суицида замалчиваются, делают терапию "комфортной".
     Встречается так же раздражение и гнев, обычно связанные с переживанием утраты, возможного ухода клиента из терапии, ощущением давления этой темы на терапевта, необходимостью делать выбор и принимать сложные решения.
    Стыд как аффект сигнализирующий о столкновении с собственной некомпетентностью обычно приводит к спешной переадрессации "настоящему специалисту по этим вопросам", без прояснения, реальной оценки риска и своих возможностей.
    Гораздо реже можно встретить обесценивание и презрение связанное с религиозными и этическими убеждениями в греховности этих мыслей, слабости человека, привычными стереотипами о "шантажности" говорящих на эту тему и "честности" тех, кто делает это молча.
   Все эти аспекты конечно же лишь часть этой сложной темы. В качестве рекомендации могу в первую очередь посоветовать: легализуйте тему смерти в терапии. Не только в ее возвышенном экзистенциально-философском контексте, но и в утилитарном, практическом.

    Если клиент проявляет суицидальные тенденции, стоит открыто спросить о суицидальных мыслях, прояснить детали, включая предполагаемый способ, внимательно собрать анамнез (особенно предшествующие суицидальные попытки), взять в фокус фон: пол, возраст, социальные факторы риска (одиночество, безработица, утраты близких), сопутствующую психопатологию (депрессия, зависимость, психоз, расстройства личности), соматические болезни (особенно хронические или малокурабельные).
    Так же стоит оценить степень риска и на основании этого сделать свой личный выбор-работать или нет с этим клиентом? Кто и в какой степени ответственнен за жизнь - вы как терапевт,стационарная психиатрия, родственники, социальные службы и самое главное сам клиент?

Как говорил в одном из интервью мой коллега Кирилл Кошкин "нельзя запрещать смерть", забирать у клиента "право на суицид". На мой взгляд важно при этом помнить о полярностях, что помимо сил движущих к смерти, есть противополжное стремление - ЖИТЬ... Каждый из этих полюсов имеет право на уважение. В процессе терапиии стоит помнить о соблазне встать на одну из этих сторон, поддержать расщепление и не дать клиенту осознать эти процессы, лишить опыта проживания кризиса.
В завершении могу процитировать слова одной из участниц группы:"я так боялась эту тему, а оказалось что просто ничего не знала, не хотела знать. Даже не думала, что с этим можно работать". 
Удачи в практике, коллеги!



Просмотров: 279
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Я тебя люблю..." Что люди "прячут" за этой фразой!?
  • Комментарий для журнала "Солнечный круг" на тему "Дети, подростки и социальные сети"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Комментарий журналу "Витамин здоровья" по теме "Одиночество в толпе"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • "Как мой сын мог жениться на "этом"? Она еще и эксплуатирует моего мальчика!"
  • "Холодная" мама и жестокий папа. Как долго "болеть" этим?
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Факторы "успеха" и "риска" предбрачных отношений.
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Виртуальная психотерапия на этом сайте - "за" и "против".
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • "Ученический суицид: работа "до" и "после".
  • "Мандрагора" - от слова "мандраж". Опыт избавления от панических атак.
  • "Группы смерти" и подростковый суицид: памятка для родителей. Часть 2
  • Подростковый суицид и "группы смерти": Памятка для родителей, часть 1
  • "Группы смерти" и подростковый суицид: памятка для родителей. Часть 2
  • "Группы смерти" и подростковый суицид: памятка для родителей. Часть 2
  • "Группы смерти" и подростковый суицид: памятка для родителей. Часть 1



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь