По ту сторону детства...

По ту сторону детства

 

Подростковый возраст – возраст, с  которого «начинаемся мы»! самые яркие воспоминания о «том какие мы были» начинается с этого периода: первые переживания, связанные с дружбой, первые сильно переживаемые конфликты, оставляющие долгий эмоциональный след, первая любовь, первые настоящие увлечения, первые «взрослые» слёзы – это всё то, что стоит у истоков нашего осознанного, взрослого Я.  Пережив это сами, мы уже не помним, с какими сложностями сталкивались, какими интенсивными и болезненными порой были наши переживания. Работая с подростками, я наблюдаю следующие особенности, характерные для  детей этого поколения:

  1. Заниженная самооценка, неуверенность в себе;
  2. Низкая мотивация к учебе, саморазвитию, деятельности, ограниченность интересов, низкий уровень притязаний;
  3. Подавленные чувства: злости, вины, обиды, со склонностью к соматизации и аутоагрессии;
  4. Сложности во  взаимоотношениях, отвержение со стороны сверстников.

 

Восемь из десяти детей, имеют указанные проблемы. Для того, что бы ответить на  вопрос почему?  что мы упускаем в процессе воспитания ребенка? -  необходимо углубиться в теорию возрастной психологии, понять и осознать важность некоторых аспектов развития ребенка и особенностей кризисных моментов его взросления и становления. Не только все мы родом из детства, но и проблемы наши родом оттуда же. А значит, для решения проблем, надо выявлять их истоки в различных возрастных стадиях развития.

Пойдем прямо по пунктам,

 

Итак, проблема № 1 – заниженная самооценка:

 

Главная задача подросткового возраста – собрать воедино все знания о себе и интегрировать эти многочисленные образы себя в целостное представление о себе, свою личную идентичность, которая позволяет опираться на прошлое, планировать будущее и адекватно осознавать существующее «здесь и сейчас». Подростки живут в состоянии постоянных  внутренних противоречий: «я уже не маленький, но еще не взрослый», и в этот момент удару подвергается  еще нестабильное, несформированное,  «слабое» Я. Критика внешнего вида, поведения, обесценивание тех или иных аспектов Я подростка, унижения, запреты, безразличие, агрессия со стороны окружения могут нанести серьезный ущерб и «остановить» разворачивающийся процесс формирования идентичности. Взрослый человек, не переживший «подростковый кризис», не обладающий «зрелой» идентичностью, также будет уязвим перед лицом аналогичных проблем, ведущих к травматизации нестабильного Я.

Младший подростковый возраст -   11-12 лет,  это возраст максимальной ранимости. От одиннадцати до тринадцати лет: они легко краснеют, закрывают лицо волосами, делают нелепые движения, пытаясь скрыть свою застенчивость, свои чувства, которые часто сопряжены с чувством стыда.

Подросток также очень болезненно воспринимает критические замечания взрослых, которые играют при детях ту или иную роль. Во время подросткового кризиса к ребенку возвращается хрупкость новорожденного, крайне чувствительного к тому, как на него смотрят и что о нем говорят. Новорожденный, семья которого со­жалеет, что он именно такой, какой есть, что он похож на этого, а не на того, что у него такой нос, а не другой, а потом начинает оплакивать его пол или цвет волос, рискует долго помнить эти слова. Такой новорожден­ный понял, что он почему-то не подходит для того общества, в котором родился. В этом возрасте любое мнение значимо, включая мнения людей, на которых не надо обращать внимания. Ребенок этого еще не понимает, он слы­шит, что о нем говорят плохо, и принимает это за ис­тину, и в дальнейшей жизни это может сказаться на его отношениях с обществом.

 

Для того чтобы понять, что же такое незащищен­ность, ранимость подростка, представим себе раков и лангустов, меняющих панцирь: они прячутся в расще­лины скал на время, нужное для образования нового панциря, который сможет их защитить. Но если в этот момент, когда они так уязвимы, на них кто-то напа­дает и ранит их, рана эта сохранится навсегда, и пан­цирь лишь скроет шрамы, но не залечит раны (кстати сказать, эти раны залечиваем потом мы, психологи…)

 

В этот период крайней ранимости подростки защищают­ся от всего мира либо депрессией, либо негативизмом, который еще более усиливает их слабость.

В трудные периоды, когда подростку не по себе в мире взрослых, когда ему не хватает веры в себя, он находит поддержку в воображаемой жизни, уходит в фантазии, виртуальный мир, всё дальше отдаляясь от мира реального.  Итак – собственную идентичность, представление о себе, ребенок  формирует на протяжении всего детства,  «отражаясь» как в зеркале от родителей и других значимых взрослых, в том числе педагогов. И если это «кривое зеркало», если  ближайшее окружение транслирует ребенку, что  он «не дотягивает» до идеала, если его сравнивают с другими, более успешными, по мнению родителей детьми, братьями сёстрами, завышают планку собственных  ожиданий от ребенка, критика его результатов и поведения сводится к оценке его личности в целом -  ребенок сталкивается с непринятием себя таким, каким он есть, формируя комплекс неполноценности, и в целом негативно окрашенную Я-концепцию.

            На правах не только психолога, но и мамы ребенка подростка, могу посоветовать внимательнее относиться к тому, как вы выстраиваете свое общение с ребенком, насколько показываете ему его ценность, насколько адекватно «отражаете» ему себя, ведь от Вашего отношения к нему будет зависеть то, как он относится к себе.

 

Продолжение следует… (В следующей статье разберем пункт № 2)

 



Просмотров: 285
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Этот «великий и ужасный» или Как пережить подростковый возраст ребенка?
  • Подростковый возраст это время для поиска себя.
  • Если ребенок сам себе значимый взрослый.
  • Подростковый возраст. Объективные переживания родителей.
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Подростковый возраст. Предупрежден - значит спасён. Инструкция для взрослых.
  • Задайте этот вопрос своему мужчине, если хотите лучшего отношения к себе
  • Ох, уж этот подростковый возраст
  • Неуверенность в себе родом из детства
  • Этот страшный подростковый возраст
  • Этот пугающий подростковый возраст
  • Этот сложный подростковый возраст…
  • Как перестать экономить на себе, если денег итак не хватает?
  • Принятие родителями факта вступления ребенка в подростковый возраст как важная стадия его взросления
  • Как себя вести, когда у ребенка начался переходный возраст?
  • Подростковый возраст. Кто защитит подростка?
  • Не смотрите на себя через призму мужчин. Десять ошибок женщин - для того, чтобы испортить себе жизнь
  • О детях, о взрослых, которые когда-то были детьми и о психологах.
  • Заниженная самооценка и неуверенность в себе
  • Как выйти замуж, если он не хочет? Как родить ребенка, если он не готов? Как женить его на себе?
  • Когда (и следует ли) отказывать себе в чем либо?
  • Неуверенный в себе ребенок или о чем детям говорят безобидные замечания
  • Письмо себе от себя подростка.
  • Ребенок вступил в подростковый возраст
  • Воспитание личности в себе. Или, давайте уже интегрироваться из «внутренних родителей-детей» в людей.
  • Козлячий возраст, или Почему из без того трудный подросток становится просто невыносим
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Самооценка. Что изменится в жизни, если Вы приобретете навык любви к себе?
  • Как помочь себе справиться со страхом чего-либо. Упражнение для взрослых
  • Если вас внезапно охватили сильные чувства. Или как позаботиться о себе в трудные времена.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь