Два слова о специальной психологии.

Сегодня научная дисциплина, которая традиционна называется специальная психология состоит из отдельных разделов, она лишь простая сумма психологий различных нарушений. Другой подход лишь набирает силы и только намечает пути будущего развития (Сорокин В.М. 2011). Этот подход заключается в образование именно новой науки, со всеми особенностями характерными именно для определенной области научного знания.

Хотя открытых споров по этому вопросу никто не ведет, но и единого мнения, единого понимания тоже нету. В этой ситуации мне захотелось поделиться некоторыми своими мыслями касательно специальной психологии. 

Действительно, а стоит ли плодить сущности? Если есть дисциплины, которые достаточно разработаны, то зачем нечто общее, которое может попытаться объединить то, что такому объединению и не подлежит вовсе? Есть ли реальная теоретическая и практическая потребность в некой общей науке, которая объединила бы в себе все вариации нарушенного развития.  Даст ли что-нибудь новая общая наука в практическом плане? То есть, поможет ли она более эффективно лечить детей с нарушениями развития?

Специальная психология науку еще очень молодая и, возможно, этим объясняется её нынешнее состояние. То есть, она просто в начале пути. И ей еще предстоит четко обрисовать свой предмет, обозначить свои границы, отделить себя от других, смежных областей, а другие, наоборот, вобрать в себя. Общая методология, общий подход – всё еще впереди. Если посмотреть на историю науки вообще и на историю отдельных наук, то увидим эти периоды и в других гуманитарных областях знания.

Вторым моментом можно выделить изменение непосредственно в области практической работы. Эта область заметно изменилась за последнее время. Если раньше преобладали так называемые чистые нарушения развития (нарушения зрения, слуха, олигофрения и т.д.), то сейчас с каждым годом становиться всё больше нарушений развития, которые называют сложными и сочетанными, когда мы имеем сразу несколько нарушений у одного ребенка. Данная тенденция является именно тенденцией, а не отдельными случаями, и на сегодня это та реальность, с которой приходиться иметь дело всем специалистам, работающим с нарушенным развитием.

По большому счету у нас просто нет возможности оставаться в рамках классических сфер специальной психологии таких, как, например, «дети с нарушением слуха», «дети с нарушением интеллектуального развития» и т.д. Современный специалист для успешной работы должен быть специалистом, как минимум в нескольких отдельных нарушениях. Это огромное количество конкретной информации, но как известно больше не значит лучше. И просто очень много информации, не говорит о её качестве, и о пользе для улучшения состояния реального живого ребенка.

И тут сразу встает вопрос о причинах лежащих в основе различных нарушений психического функционирования. А также о причинах многообразия нынешних нарушений развития. И на практике мы сталкиваемся с потребностью выделения общих, существенных моментов, препятствующих нормальному развитию того или иного ребенка.

 Сегодня также имеет место повышение научного интереса к определенным областям знания. Таким как процессы социализации и адаптации человека. Изучение этих процессов как бы сближает нормальное и отклоняющиеся развитие. Так как изучается и предел прочности человеческой психики, психологические ресурсы и психологические риски. Изучается феномен депривации. Сейчас вообще возрос интерес ко всем процессам, связанным с формированием человека. Всё это одинаково важно, как для нормального, так и для нарушенного развития.

И напоследок, хочу сказать, что наше время, как мне кажется, начинает по-новому ставить сам вопрос о людях с ограниченными возможностями, то есть об инвалидах. Если 20-ый век был веком перехода к гуманному отношению к таким людям, а также к всё возрастающему научному интересу к этой проблеме, то сейчас мы стоим на пороге уже чисто конструктивного подхода. Становиться необходимой стабилизация положения, как в плане отношения к ним здоровых людей, так и в плане государственной политики. Если мы признаем права таких людей и обязанности государства по отношению к ним, то становиться необходимым понимание их роли в жизни обществе, а не просто признание их право на существование. Если мы решаем, что обязанностью государства, и значит всех нас, является обеспечение нормальной жизни инвалидам, то чтобы это стало жизнеспособным и долговременным, это должно быть максимально приемлемым, оптимальным для общества в целом (и для самих инвалидов в том числе). Это должно быть наиболее оптимальным, как в материальном, так и в психологическом и ценностном плане. Очевидно, что это может быть достигнуто только путем наибольшей социализации людей с ограниченными возможностями. То есть, включением их в жизнь общество, на общих для всех началах.

Процесс социализации – это процесс включения человека в общество. В одно единственное общество для всех, а не в своё особенное для каждого нарушения. И это тоже в свою очередь ставит вопрос и о едином подходе к людям с разными нарушениями, и о каком-то более общем понимании и представление об этих нарушениях.



Просмотров: 314
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Исследование взаимосвязи нарушений нейронных связей и развития вегетососудистой дистонии у детей
  • 4 стадии развития нарушений учебных навыков
  • Закон Развития или подсказки Жизни на пути развития
  • Стресс - одна из причин развития сколиозов и нарушений чтения у школьников.
  • Особенности развития и воспитания детей на отдельных возрастных этапах до начала обучения в школе
  • Как быть, если сильно зависишь от мнения других людей
  • Важность выбора образовательного учреждения для ребенка с нарушением развития.
  • Право и выбор быть Мужчиной. Психологические аспекты развития мужской идентичности.
  • Понимание механизмов развития депрессивных состояний - типичных и атипичных, а также панических реакций
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Что делать, если у близкого человека есть признаки расстройства психики
  • Ребенок с нарушением интеллектуального развития. Умственная отсталость.
  • Как быть если отношения есть, а секса нет и даже не хочется?
  • Личностный рост, как процесс развития потенциала человека
  • Повышение репродуктивного здоровья общества путём изучения, развития и практики перинатальной психологии в социальной работе
  • Эволюционный подход в основе развития созависимости.
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Если есть вопрос, то будет и ответ.
  • Как быть если муж есть, а секса нет.
  • Особенности развития детей, имеющих задержку развития.
  • Как принять его таким, какой он есть, если не принимается??
  • Если ребенок с задержкой речевого развития...
  • Зачем развивать ребенка в 1-3 года, если есть планшеты и телефоны?
  • Что делать, если «всё не так» и чтоб «приняли таким, какой есть».
  • Для начинающих практику психологов. Если есть вопрос – что делать на первой консультации?
  • Возрастные периоды развития человека по Эриксону
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Песочная терапия для детей с нарушением развития
  • Что объединяет людей сегодня: а есть ли это?
  • Право на жизнь родителей детей с особенностями развития



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь