От моря боли - к гармонии и исцелению. Основные концепции метода Мэрилин Мюррей

Основой метода Мэрилин Мюррей является теория о нескольких составляющих нашего внутреннего мира, которые Мэрилин условно называет внутренними «детьми». Согласно ее теории, в момент рождения каждый из нас является «Изначальным ребенком» - чистым прекрасным существом, Богом созданным быть. Изначальный ребенок наделен множеством талантов, способностей, у него пока нет боли, он искренен и открыт.

Однако, рано или поздно, в его жизни начинают происходить события, которые являются для него травматичными. К этим событиям относятся травмы – какие-то события, в ответ на которые малыш и затем взрослый человек чувствует боль, насилие (физическое, эмоциональное, вербальное), а также депривация – лишение ребенка необходимого ему тепла, ласки, контакта со значимым взрослым. Все это накапливается внутри, образуя то, что Мэрилин называет термином «море боли». И тогда, если боли очень много, проживать ее здоровым образом психика еще не готова, а рядом нет значимого взрослого, который помог бы это сделать, появляется «Контролирующий ребенок».

Это та самая составляющая нашей психики, которая прячет травматичные переживания в глубины подсознания, закрывая их плотненькой крышечкой и создавая иллюзию, что их там вовсе нет. Для того, чтобы это сделать, он использует различные защитные механизмы – зависимости и созависимости, помогающие нам «не чувствовать», трудоголизм, уход в служение и многое-многое другое. Однако, когда море боли под крышечкой становится слишком велико – то периодически оно прорывается наружу в виде соматических болезней, неадекватных эмоциональных реакций и различных других проявлений.

Чтобы лучше понять, как устроено «море боли» и почему оно образуется, можно вспомнить знакомый большинству из нас механизм физического болевого шока. Когда наше тело получает очень серьезную травму, на протяжении определенного времени оно дает нам возможность не чувствовать боли – чтобы мы могли вызвать помощь, и, возможно, вызволить близких из сложившейся ситуации. Однако, когда время проходит, боль приходит обязательно – чтобы сигнализировать нам, что с телом что-то не так и дать мотивацию с этим разобраться. Если боли не будет вообще – рано или поздно мы истечем кровью или умрем от загноившейся раны.

Такие же механизмы присутствуют и в нашей психике. Когда с ребенком происходит событие, которое он пока в силу незрелости психики не в состоянии пережить, она дает ему возможность некоторое время не чувствовать всю глубину боли, которую оно причиняет. Это происходит для того, чтобы мы не разрушились сразу же и была возможность «позвать на помощь». Однако, ключевой фактор эффекта шока – это временность. Когда же время проходит, а помощь так и не приходит, то, как и в случае гноящейся раны, это начинает разрушать нас изнутри, выходя в виде болезней, неадекватных реакций и многого другого.

Чтобы это остановить, Мэрилин предлагает выпускать свои негативные переживания наружу, давая им возможность быть прочувствованными, прожитыми и отпущенными. На тренинге клиенты делают это, рисуя собственное «яйцо травмы» - перечисляя болезненные события своей жизни, как разовые, так и долговременные, и делясь ими с окружающими и с терапевтом. Так же можно выпускать травматичный опыт, делясь им с собственным психотерапевтом в процессе личной терапии, в группах поддержки, в общении с близкими и родными людьми. Чем меньше становится наше «море боли» - тем более адекватно мы реагируем на происходящие с нами в настоящем события, тем более здоровыми мы становимся и более счастливыми себя ощущаем.

Помимо этих 3 «детей», которые в норме присутствуют в каждом из нас и у каждого из которых есть свои плюсы и минусы, Мэрилин выделяет 2 нездоровых их сочетания – «Злой бунтующий ребенок» и «Упрямый эгоистичный ребенок». Оба из них представляют собой неадекватное выражение нашей злости. «Злой бунтующий ребенок» в нас отвечает за открытые проявления агрессии – крик, физическую агрессию, ругательные слова и пр. «Упрямый эгоистичный ребенок» ведет себя другим образом – исподтишка пытается уколоть, с помощью сарказма, иронии, молчания и прочих проявлений.

Однако, сама по себе злость не является нездоровым чувством. Что означает, что нужно просто правильным образом ее выражать. Для этого Мэрилин рекомендует несколько способов: рвать что-то, писать гневные письма и сжигать их, бить каким-то твердым предметом по подушкам или другому мягкому, бить яйца, кидать камушки в воду и т.п.

Помимо теории о внутренних «детях» в методе Мюррей присутствуют множество других, не менее значимых инструментов. Одним из них являются так называемые «Кирпичи выживания». В этой теме рассматриваются минимальные условия, необходимые для выживания и сохранения здоровья (на всех уровнях) любому человеку. Их нужно понимать для осознания того, откуда взялись Ваши внутренние раны, а также данная тема отлично помогает меньше травмировать уже наших собственных детей.

Естественно, любой осознанный человек понимает – все это «выливание» своего «моря боли» - исцеление собственных внутренних ран - имеет смысл только в том случае, если мы будем стараться как можно меньше заполнять его в дальнейшем. Но как это сделать? На этот счет на тренинге по методу Мюррей тоже есть множество простых, но чрезвычайно действенных инструментов, и многие из них рассматриваются уже на первом уровне.

Например, «треугольники Карпмана» на простейшей схеме объясняют нам, как часто мы в жизни просто бегаем по кругу из одной роли в другую – становясь то героем, который делает все для других и постоянно всех спасает, то, когда герой устает «геройствовать» - жертвой, у которой все плохо и которую все «задолбали», то, когда жертва устает ныть – агрессором. Как же выйти из этого замкнутого круга?! Мэрилин предлагает для этого свой инструмент, который называется «Кругом любви и уважения». Он помогает понять, какие действия и поступки в жизни МНЕ САМОМУ НА САМОМ ДЕЛЕ хочется совершать, находясь при этом в любви и уважении к себе, Богу и другим людям, а какие я просто привык делать исходя из «ролей».

Очень важной темой первого уровня также являются «Круги близости, ответственности и влияния». Эта тема помогает нам понять, с кем из близких людей мы по-настоящему близки, а с кем намного дальше, чем хотелось бы, и, главное, как привести все это в комфортное для себя и других состояние.

В завершении первого уровня клиенты ближе знакомятся с целью "исцеляющего путешествия" – Здоровой уравновешенной личностью. Возможно, никому из живущих на Земле людей никогда не удастся на 100% придти к этому состоянию, но это тот эталон, на который стоит равняться и к которому стоит стремиться.

Здоровая уравновешенная личность представляет собой объединение сильных сторон каждого из наших внутренних «детей». От «изначального ребенка» она берет спонтанность, таланты и способности, от «плачущего ребенка» - эмпатию и умение сочувствовать, от «контролирующего» - ответственность и дисциплину. Также важной чертой здоровой уравновешенной личности является равномерное развитие всех четырех сфер ее здоровья – физической, интеллектуальной, эмоциональной и духовной, и регулярное уделение должного внимания каждой из этих четырех сфер.

Очень сложно описать столь объемный метод на столь ограниченном пространстве, однако, я постаралась передать в данной работе его ключевые аспекты. Лично для меня даже после 12 лет проведенных в психологии и различных тренингах, метод Мюррей стал огромным открытием и помог изменить очень много ключевых моментов жизни к лучшему. Именно поэтому я с удовольствием работаю в ключе этого метода, а всем, кто хочет поближе с ним познакомиться - рекомендую книги Мэрилин "Узник иной войны" и "Метод Мюррей", а также тренинги по данноой тематике.

Желаю всем нам дальнейшего движения в сторону собственной Здоровой и уравновешенной личности!



Просмотров: 587
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Откуда растут "ноги" наших проблем? Концепция метода Мэрилин Мюррей
  • Не могу разлюбить подлеца и полюбить себя - "Синдром Мэрилин Монро"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Работать чтобы уработаться. Когда целью жизни является медленное самоубийство.
  • Работать чтобы уработаться. Когда целью жизни является медленное самоубийство.
  • Надежное место для размещения нашей боли. Или "Песнь ресурсного персонажа".
  • Когда сердце разрывалось от боли…
  • На языке боли: говорит ребенок
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Когда больно — не можешь думать ни о чем, кроме боли...
  • Мужчина, который боялся боли
  • «Даже в сексе есть любовь» - моё интервью с Мэрилин Ялом, женой психотерапевта Ирвина Ялома
  • Зарисовки из жизни. Когда ребенок не имеет права быть собой.
  • Страхи, потеря себя, равнодушие к жизни на основе потерь и боли утрат.
  • Когда отношения приносят вам больше боли, чем счастье – уходите
  • "Что сделать, чтобы ребенок успокоился?" (ответ в статье)
  • Святая Мэрилин и ее жертва
  • Заложница любви. 5 способов загнать себя в клетку боли
  • В их детстве так много боли и слез. Инструкция для детей алкоголиков
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Помоги себе сам. Рецепт 1-й: помощь при головной боли
  • Помоги себе сам. Рецепт 2-й: помощь при сердечной боли
  • Секс без боли | Это вообще возможно?
  • Путь из боли наружу
  • Про жизнь в иллюзиях, которые никогда не станут реальностью и фантомные боли при расставании с ними
  • Мощнейший стимул нашей деятельности, который одновременно является столь же мощным тормозом.
  • О боли которую приносит клиент и работе с ней.
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Без тебя жизни нет...О боли расставания.
  • Небольшая метафора о смысле жизни, его потере и обретении, творчестве, боли бытия и страхе жизни/смерти.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь