Деятельностный подход к функционированию созависимых отношений

Решил перевести для сайта b17 на русский недавно вышедшею в научном журнале свою статью Старков Д. Ю. Діяльнісний підхід до функціонування співзалежних відносин / Старков Д. Ю. // Актуальні проблеми психології : Збірник наукових праць Інституту психології імені Г.С. Костюка НАПН України. Том 11 : Психологія особистості. Психологічна допомога особистості : Вип. 12 / Ін-т психології ім. Г. С. Костюка НАПН України. – Київ : Фенікс, 2015. – С. 531-539. Ссылка на оринальный украинский текст. Делюсь результатом. ))

На сегодняшний день при рассмотрении проблемы зависимости одним из основных факторов влияния на употребление психоактивными веществами выделяется созависимое окружение [1, 4]. Однако, хотя в современной научной картине понимания диады «зависимость-созависимость» хорошо изучены особенности обоих этих полюсов, механизмы их взаимовлияния не являются полностью понятными и объясненными. На практике это отображается тем, что существуют достаточно отдельных программ для работы с зависимыми и созависимыми особами, но при этом очевидна нехватка достаточно разработанных совместных программ по работе со всей семейной системой, в которой присутствует зависимость.

Прежде всего, надо отметить, что механизм такого взаимного влияния опосредствован процессом общей деятельности, так как какими бы не были особенности зависимых и созависимых лиц, взаимовлияние этих особенностей может проходить только через совместную интерперсональную деятельность. То есть, для исследования механизмов патологического влияния созависимого окружения на зависимость ее члена, необходимо рассматривать искажение процессов взаимодействия между ними – интеперсональной деятельности.

Из психологических подходов, которые предлагают модели описания процесса взаимодействия зависимый-созависимый, можно выделить несколько. В подходе Вирджинни Сатир [3] такие отношения описываются с помощью модели иерархичности с неравноценностью и доминированием-подчинением участников. Структурный подход описывает созависимые отношения как искажения структуры взаимодействия членов семьи принадлежащих к одному холонов из горизонтальной на вертикальную и создание коалиций между членами, которые не принадлежат к одному холону [3]. Одну из наиболее разработанных теорий взаимодействия «зависимый-созависимый» представляет школа транзакционного анализа [7]. В ней такое взаимоотношение описываются схемой симбиоза, где созависимый участник преимущественно находится в Родительском эго-состоянии, зависимый участник взаимодейстия – в Детском эго-состоянии, и при этом отсутствует взаимодействие Взрослый-Взрослый.

Хотя все эти модели и дают описание структуры созависимого взаимодействия, но его причины и психологические механизмы полностью не раскрываются. Кроме того, ни одна модель не раскрывает механизма влияния такого взаимодействия непосредственно на зависимое поведение, тогда как это является одной из главных насущных практических целей в исследовании феномена созависимых отношений.

Как основную общую черту описания взаимодействия «созависимый-зависимый» в упомянутых подходах можно выделить представление ее структуры как жестко иерархической, где один участник доминирует, находится в психологической позиции «сверху», а другой подчиняется, находится в психологической позиции «снизу». «В норме» такой стиль отношений присутствует во взаимодействии матери с ребенком, поэтому уместным является гипотеза, что созависимые отношения являются следствием становления в отношениях взрослых людей ведущей совместной деятельности во взаимодействии по типу «родители-дети». Такая гипотеза с одной стороны хорошо укладывается в тезис, что у патологии нет ничего принципиально нового, что в другой форме не было бы присутствующим в норме. С другой стороны представленная гипотеза объясняет психологический механизм возникновения созависимых отношений как активацию естественных паттернов взаимодействия «родители-дети» в неподобающей ситуации отношений между двумя взрослыми людьми. Также описание «созависимо-зависимого» взаимодействия с помощью модели интерперсональной деятельности «родители-дети» объясняет феноменологическую картину таких отношений: слитность и симбиотичность, сосредоточение внимания друг на друге, сверхценность отношений, размытость границ «я-ты» и «мое-твое», кататимную окрашенность, паттерны опеки и контроля и др. Все эти черты являются одними из нормальных проявлений отношений между родителями и детьми возрастом до 3-х лет.

Переход к взаимодействию по принципу «родители-дети» для участника, который занимает позицию созависимости, являются, в принципе, естественным, так как присутствие такого типа ведущей деятельности во взаимоотношениях является «нормальным» для взрослого возраста, но активируется этот тип деятельности в неподобающей ситуации (не в реальной ситуации ухода за маленьким ребенком, а в ситуации «взрослых» отношений). С другой стороны, у взрослого человека без психических отклонений деятельность по типу «ребенка» во взаимодействии «родители-дети» в норме не может быть ведущей (естественным путем такая деятельность может стать ведущей только при регрессе к психотическому состоянию). Поэтому, чтобы принять взаимоотношения по типу «родители-дети» с позиции ребенка, человеку необходимы искусственные средства регресса к такому типу деятельности. Природа предусматривает только одно такое искусственное средство регресса – зависимость. Этим объясняется главный механизм участия созависимого взаимодействия с окружающими в зависимом поведении.

Существует два крайних пути генеза взаимодействия по типу «созависимый-зависимый» в паре. Первым путем является образование зависимости у одного из участников, что будет активировать «родительскую» деятельность у другого участника, а со временем такие паттерны взаимодействия закрепятся как ведущие. Другим путем является первичное созависимое поведение у одного из членов, что будет провоцировать развитие зависимости в другого. При этом в таком генезе можно выделить три стадии. На первой стадии зависимое (или созависимое) поведение одного из участников взаимодействия провоцирует развитие компламентарного к нему созависимого (или, соответственно, зависимого) поведения другого участника. На второй стадии совместная деятельность по типу «созависимый-зависимый» становится ведущей во взаимодействии пары. При этом паттерны «зависимости» и «созависимости» патологически поддерживают друг друга, и попытки одного из участников отношений перестроить со своей стороны взаимодействие на тип «взрослый-взрослый» будут вызывать активное сопротивление другого из участников. На третьей стадии взаимодействие по типу «созависимый-зависимый» не может уже поддерживать отношения и они распадаются.

Нужно заметить, что созависимые отношения как построенные по принципу отношений «родители-дети» рассматривали и другие авторы, например [6], но при этом такие отношения рассматривались как подобные родительским. Идея о прямом соответствии благодаря переносу естественной деятельности во взаимодействии «родители-дети» на взаимоотношения взрослых людей была выдвинута впервые.

Сравнение характеристик взаимодействия за типами «родители-дети» и «взрослый-взрослый» приведено в таблице 1.

Таблица 1. Характеристики взаимодействия по типам «родители-дети» и «взрослый-взрослый».

«Родители-дети»

 

«Взрослый-взрослый»

 

Один берет ответственность за жизнь другого, пренебрегая при этом собственными жизненными задачами

Каждый сам несет ответственность за собственную жизнь, при этом происходит поддержка друг друга.

Система контроля и сверзхаботы

Система уважения (к личности, решениям, мыслям, возможностям и т.д.) друг друга

Эмоциональная незрелость отношений

Эмоциональная зрелость

Смешанные и размытые границы

Четкие личностные и социальные границы

Иерархические отношения

Отношения равный-равному

Доминирование и подчинение или бунт

Равноправное сотрудничество

Переменчивый характер отношений

Стабильный характер отношений

Взаимодействие по модели треугольника Карпмана (Преследователь, Спаситель, Жертва)

Взаимодействие по модели треугольника сотрудничества (Наставник, Помощник, Ученик)

Фокус внимания один на другом

Фокус внимания на себе

Общение ролевое «учитель-ученик»

Общение личностное, близость

Сверхценный характер отношений

Ценностный характер отношений

Предложенная модель рассмотрения созависимых отношений как становления ведущей деятельности по типу «родители-дети» имеет следующие преимущества перед остальными моделями:

1.) Все остальные модели описывают отдельные стороны созависимого взаимодействия, никакая из них не охватывает весь спектр его проявлений. Предложенную же модель можно назвать обобщающей, потому что из нее естественно вытекают все остальные модели как частичные случаи, и она объясняет всю известную феноменологическую картину таких отношений.

2.) Хотя некоторые модели и достаточно хорошо объясняют структуру созависимого взаимодействия, их психологические механизмы при этом не раскрываются. В основе же предложенной модели изначально заложен психологический механизм возникновения созависимых отношений как изменения ведущей деятельности во взаимодействии с типа «взрослый-взрослый» на тип «родители-дети».

3.) Большинство моделей рассматривают проявления созависимости как нечто патологическое, неестественное и как такое, чего не существует в норме. В новой модели созависимое поведение рассматривается как естественное и как присутствующее в норме в других социальных ситуациях (например, в ситуациях заботы за маленьким ребенком).

4.) Ни одна из моделей не раскрывает механизм влияния созависимого взаимодействия на зависимое поведение одного из участников взаимодействия. И наоборот, в деятельностной модели зависимое поведение одного из членов является необходимым элементом как альтернатива регресса в психотическое состояние.

5.) Феноменология генеза созависимых отношений исследована и описана достаточно хорошо, но причины развития таких отношений не раскрывается. Или констатируется первичная склонность к созависимому поведению (вследствие или патологии личности, или как выученного поведения), или объясняется «заражением» по не проясненным механизмам «созависимостью» от близкого с зависимым поведением. В деятельностной модели раскрываются и объясняются именно причины и механизмы первичной склонности и «заражения» созависимого поведения. Первичную склонность к такому поведению можно объяснить недостаточно развитой деятельностью в социальном взаимодействии по типу «взрослый-взрослый» (в результате разнообразных причин, начиная с патологии личности, заканчивая недостаточно развитыми навыками такого поведения), из-за чего ведущей становится следующая деятельность по типу «родители-дети» из доступного репертуара естественных деятельностей интерперсонального взаимодействия. С другой стороны, процесс «заражения» объясняется активацией деятельности по типу «родители-дети» зависимым поведением близкого и закреплением этой деятельности со временем как ведущей с разрушением деятельности во взаимодействии по типу «взрослый-взрослый».

6.) Хотя большинство моделей описания созависимого взаимодействия являются психотерапевтическими, то есть теми, что изначально разрабатывались с акцентом на практическую ценность, ни одна из этих моделей не дает практическому психологу общего принципа работы с такими отношениями, а лишь отдельные практические техники (выставление границ, выход из треугольника Карпмана, эмоциональное отделение, смещение фокуса на решение собственных проблем, «жесткая любовь» и др.). С другой стороны деятельностный подход дает понимание именно общего принципа подхода к работе с созависимыми отношениями – изменение ведущей деятельности во взаимоотношениях с типа «родители-дети» на тип «взрослый-взрослый». Из этого принципа органично выплывают ранее предложенные в других подходах практические техники работы с созависимыми отношениями, приобретая при этом новое содержание и методологическое прояснение.

Ниже приведены эти основные практические направления работы с созависимыми отношениями. Также для каждого направления с помощью модели переноса интеперсональной деятельности «родители-дети» на взрослые отношения объясняется причина возникновения соответствующей проблемы в отношениях.

«Делегирование-принятие ответственности за решение проблем». Во взаимодействии «родители-дети» родители берут на себя преобладающую ответственность за решение проблем маленькой ребенка, при этом решение проблем ребенка имеет первоочередное значение перед решением собственных проблем. То же самое повторяется в отношениях «созависимый-зависимый» (так эти отношения строятся по одному типу ведущей деятельности) – преобладающую ответственность за решение проблем «зависимого» берет на себя «созависимый», пренебрегая при этом решением собственных жизненных проблем. Для перестройки созависимых отношений на отношения по принципу взаимодействия «взрослый-взрослый» необходимо изменение распределения ответственности на то, как это проявляется во «взрослых» отношениях: подавляющую ответственность за решение собственных жизненных проблем несет сам человек. Помощь в решение собственных проблем предоставляется только тогда, когда человек их сама решить не в состоянии и настолько, насколько это является действительно необходимым. Из чего так же выплывает необходимость смещения фокуса внимания с партнера на себя.

«Уважение». В отношениях родители-дети доминируют забота и контроль, что полностью повторяется в созависимых отношениях. Условием изменения ведущей деятельности в таких отношениях на «взрослый-взрослый» является отказ от системы заботы и контроля и развитие уважения как к личностям друг друга, так и к возможностям по принятию решений, решения проблем и так далее.

«Границы». Основной характеристикой личностных и социальных границ между малышом и взрослым является их отсутствие. Так же и созависимые отношения характеризуются смешанностью и размытостью границ, размытием понятий «Я-Ты», «Мое-Твое». Поэтому работа с границами является одним из важнейших направлений работы по перестройке созависимых отношений на отношения «взрослый-взрослый».

«Структрурно-ролевой аспект» Структура отношений «родители-дети» являются строго иерархической. Родители в этой иерархии занимают «доминирующие» роли, а детям отводятся «подчиненные» роли (через интернализацию которых у детей идет процесс социализации). Иерархическая структура воссоздается соответственно в созависимых отношениях, что приводит к принятию взрослыми членами взаимодействия «детских» и «родительских» ролей, интернализация которых будет приводить к процессу десоциализации. Иерархическая структура во взрослых отношениях будет приводить к так называемым «играм власти» и взаимодействию по модели треугольника Карпмана. При работе с созависимыми отношениями необходимой является перестройка их структуры из иерархической «главный-подчиненный» к демократической «равный-равному» и принятие «взрослых ролей».

«Равноправное сотрудничество». Подчинение и бунт является неотъемлемой составляющей поведения ребенка в иерархических родительских отношениях. По подобию и созависимые отношения характеризуются переменчивостью, изменениями вектора от тотального сближения к тотальному отдалению, колебаниями от подчинения к противостоянию. Целью работы с созависимой парой в таком случае будет изменение структуры взаимодействия с иерархической на равноправную, основной характеристикой которой является сотрудничество.

«Эмоциональная зрелость». Отношения между матерью и ребенком с одной стороны наполнены «детскими» эмоциями, с другой уникальными переживаниями матери, какие не присущи никаким другими типам естественных отношений. Поэтому перенесение деятельности «родители-дети» на созависимые отношения предоставляет таким отношениям «кататимную окраску» и сверхценный характер. Из этого вытекает необходимость работы с «эмоциональной зрелостью» в таких отношениях, причем не только отдельно с каждым членом, но и с общей эмоциональной зрелостью их взаимодействия (обучение пары новым средствам эмоционального взаимодействия, проявления и принятия эмоций и т.д.).

«Коммуникативный аспект». Общение в отношениях «родители-дети», как отдельный аспект интерперсональной деятельности, имеет свои особенности в сравнении с общением в отношениях «взрослый-взрослый». Так общение в отношениях «родители-дети» больше «ролевое», где родители занимают «учительские» роли, а дети «ученические». Такой тип общения воссоздается и в созависимых отношениях, где созависимый занимает «учительскую» роль, а зависимый «ученическую». Такое общение переполнено с одной стороны нотациями, упреками, наставлениями, указаниями и так далее, а с другого жалобами, оправданиями, обидами и так далее. Задачей специалиста будет перестройка общения на взрослый тип, который у близких является более «личностным».

«Интегративный аспект» Пару, развитие отношений у которой пошло по «созависимо-зависимому» типу, на некотором этапе может уже ничего не скреплять, кроме как именно паттерна взаимодействия «созависимый-зависимый». Поэтому для решения приоритетной задачи по возможности сохранения отношений, появляется вопрос интеграции пары на других принципах, чем созависимость. Если эта задача не будет решена, то отношения или прекратятся, или, чтобы помешать расставанию, вернутся обратно к «созависимо-зависимому» типу. Задачами специалиста в таком случае будут построение и развитие интегративной функции интерперсональной деятельности: от нахождения совместной интегративной деятельности к обучению выстраивать такую совместную деятельность «с нуля».

В работе [5] были предложены этапы работы с семьей, в которой присутствует проблема зависимости: 1.) дистанционирование, на котором происходит максимальное психологическое дистанционирование, вплоть до физического расхождения; 2.) реабилитация, где прорабатываются индивидуальные проблемы каждого; 3.) сближение, который посвящен сближению пары и восстановлению отношений на новой психологической основе; 4.) реструктуризация, где прорабатывается прошлый семейный опыт; 5.) гармонизация, где происходит переход к проработке внешних социальных отношений семьи; 6.) ресоциализация – новые семейные цели, ценности и так далее. Эти этапы являются расширением Интегративного личностно-ориентированного развивающего подхода [2]. Ключевыми для работы с созависимой семьей являются первые три этапа.

Если соотнести направления работы с созависимой парой с этими этапами, то: направления «делегирования ответственности», «уважение» и «границы» наиболее важные на первом этапе дистанционирования; «структурно-ролевой аспект», «равноправное сотрудничество», «эмоциональная зрелость» на втором этапе реабилитации; «коммуникационный аспект» и «интегративный аспект» на третьем этапе сближения. Прохождение этих трех первых ключевых этапов перестройки отношений с «родители-дети» в отношения «взрослый-взрослый» занимает в наилучшем случае не менее двух лет.

Выводы. «Созависимо-зависимые» отношения можно описать с помощью модели изменения ведущей деятельности в интерперсональном взаимодействии с типа «взрослый-взрослый» на «родители-дети». Данная модель описывает все известные феноменологические особенности созависимых отношений и интегрирует в себе другие модели их функционирования, такие как в подходах Вирджинии Сатир, структурном семейном, транзакционном анализе и др. Кроме того, деятельностная модель раскрывает механизм влияния на употребление зависимого как на средство регресса к позиции ребенка во взаимодействии. Деятельностный подход дает основной принцип коррекции созависимых отношений - изменение ведущей деятельности во взаимодействии с типа «родители-дети» снова на тип «взрослый-взрослый», из которого выплывают основные практические направления работы: «делегирование ответственности», «уважение», «границы», «структурно-ролевой аспект», «равноправное сотрудничество», «эмоциональная зрелость», «коммуникационный аспект», «интегративный аспект».

Список используемой литературы:

1.      Горски Т. Остаться трезвым / Горски Теренс Т. – CENAPS. – 2008. – 235 с.

2.      Іванов В. О. Принципи роботи амбулаторної соціально-психологічної реабілітації осіб залежних від алкоголю: Науково-методичний посібник / В. О. Іванов, Ю. М. Безсмертний, Д. Ю. Старков — К.: ПАТ «Віпол», 2013. — 128 с.

3.      Манухина Н. Созависимость глазами системного терапевта / Манухина Н. – М. : Независимая фирма «Класс». – 2011. – 280 с.

4.      Москаленко В. Д. Созависимость при алкоголизме и наркомании (пособие для врачей, психологов и родственников больных). / Москаленко В. Д. – М.: «Анахарсис». – 2002. – 112 с.

5.      Старков Д. Ю. Особливості соціального супроводу сімей з алкогольною залежністю / Старков Д. Ю., Іванов В. О., Забава С. М. // Актуальні проблеми психології : збірник наукових праць Інституту психології імені Г.С. Костюка НАПН України, том VII (екологічна психологія - соціальний вимір). - 2014. - в. 35. - с. 274-281.

6.      Уайнхолд Б. Освобождение от созависимости / Уайнхолд Б. , Уайнхолд Дж. – М.: Независимая фирма “Класс”. –  2002. – 224 с.

7.      Штайнер К. Игры, в которые играют алкоголики / К. Штайнер. – М. : Эксмо, 2003. – 304 с.



Просмотров: 466
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Родители и дети. Один из аспектов отношений.
  • Зависимый подросток и созависимый родитель: особенности взаимодействия в паре
  • Родители и дети. Где "взрослый"? Где "ребенок"?
  • Если родители вмешиваются в твою жизнь, значит, ты ещё не взрослый
  • За что в отношениях берет на себя ответственность взрослый человек?
  • Взрослые дети и родители. Отношения. Нужно ли жить вместе?
  • Дети и родители: учимся строить отношения
  • Дети и родители. Гармоничные отношения. Здоровая привязанность.
  • Наш взрослый сын не взрослый...Как отец влияет на взросление сына
  • Взрослые дети (три способа взаимодействия)
  • Родители и дети. Как научится понимать друг друга?
  • Родители и дети - для чего мы друг другу?
  • Родители и дети. Кто кому родители?
  • Созависимость в отношениях. Признаки созависимых отношений. Какой выход?
  • Родители и дети в ситуации развода.
  • Я зависимый? Признаки созависимых отношений.
  • Границы: дети и родители
  • Престарелые родители и взрослые дети: знание дает понимание. Или понять, означает - простить
  • Эмоциональная близость. Родители и дети. Часть 1
  • Родители и взрослые дети, Взаимоотношения и взаимное влияние.
  • Первый класс. Кто боится больше дети или родители?
  • Родители и дети «Дочки/ Матери»
  • Дети и родители. Почему сломанные судьбы и тех, и других?
  • Взрослые дети и их родители
  • Родители и их взрослые дети
  • Детский сад какой-то! Если родители ведут себя как дети...
  • Повзрослевшие дети и их родители. Свобода и границы, и где их место?
  • Глава 3. Дети и родители, пациенты и врачи. Что общего?
  • Современные модели отношений - как выбрать модель, которая подходит именно Вам
  • Когда Родители - дети .



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь