Взрослые дети (три способа взаимодействия)

Автор статьи: 404

Вспомним сказку:

"Первый - умный был детина;

Средний был и так, и сяк;

Младший - вовсе был дурак."

Пока наши дети маленькие, нам  некогда думать о том, что когда - нибудь они станут взрослыми. Мы предаемся заботам и радостям, а там, как пойдет.

Почему мы это делаем - понятно, просто не задумываемся. Так, промелькнет иногда в голове мысль из общепринятой мудрости, например:"Главное, чтобы вырос хорошим человеком."" или "Он будет жить лучше, чем жили мы." или " Мой отец мне ничего не оставил, я все создал сам!" (варианты: "пусть тоже сам" или "а я лучше отца, поэтому постараюсь, создам и оставлю") и т.п.

Нормально, только задумайтесь о своей позиции в этом альянсе, когда настанет время распределить роли.

Правила устанавливают взрослые. 

Логично, дети к этому не готовы. Если взглянуть на сказку под углом нашего размышления, можно заметить, что это вовсе не характеристика человека, а правила. Эти правила были традиционны и исполнялись из поколения в поколение.

Тому, разумеется, способствовали условия.

- традиции не положено было нарушать;

- отец обязан был передать свои полномочия старшему сыну, когда у того появится семья и готовил его к этому;

- нарушить это правило отцу к тому же было не под силу (управлять хозяйством трудно);

- сын, вместе с имуществом, полномочиями и правами обязан был взять на себя ответственность за всю семью (включая стариков и не выросших братьев и сестер);

- следующему брату могло достаться кое-что по распоряжению отца. Он строил свою семью отдельно, не претендовал на большее, но и не имел той ответственности за оставшуюся большую семью;

- остальные дети оставались в роле "Иванов - дураков" (ничего обидного), поскольку отец уже ничем не распоряжался, а старший брат не являлся их отцом.

Все справедливо, традиционно, разумно и честно, поскольку с самого начала понятно кто на что может расчитывать и чем ему за это отвечать. Подлизывайся (ласковый теленок...) или угрожай (поменяю завещание) - механизм не работает, нет почвы для манипуляций.

Такие вот обычаи, если верить рассказанному в сказке.

Напоминаю, что большинство высказываний в статье носят переносный смысл и  в ней не идет речь о многодетной семье.

Разделим обсуждение на три части. Возможно мы сможем определить ту или иную модель взаимодействия со взрослым ребенком с учетом современных возможностей.

I модель "Старший умный был детина"

Чаще всего встречается в семье с одним ребенком. Все ему- время, внимание, наследство. Часто случается, что ребенком гордятся, хвалят, открыто выражают любовь (это важно и уместно). Это мотивирует его быть послушным,  уважительным, хорошо учиться,  и т.п.(все пойдет в актив)

Ответственность. Помните, в сказке у старшего брата самая большая ответственность за статус и имущество!

Такая современная модель предполагает тесную связь (иногда слишком)  с родителями до конца их жизни. Авансом полученное признание может хорошо отразиться на карьерном росте, но создать при этом препятствие для создания собственной семьи. Обоюдное стремление проживать с родителями, посвящать им свое свободное время, часто заканчивается безбрачием, поздним браком или награждает достойного мужчину обидным званием "маменькин сынок"

II модель "Средний был и так и сяк"

Самая невыгодная  модель деструктивных отношений современной семьи (при любом достатке и количестве детей). Родители обеспечивают потребности ребенка не освобождая "своего трона" до конца жизни. Авторитет родителей удерживается за счет материальной помощи и/или  будущего распределения наследства. Этот авторитет подчеркнуто обозначается, как предмет для подражания и автоматически держит "ребенка" в заведомо низшем положении. Если денежное и материальное довольствие существенно, пагубно отражается на проявлении инициативы ребенка "стать на ноги." Для родителя - "уходит из под контроля" и снижение  собственной значимости. Для ребенка - могут снизить дотации и отправить на собственное довольствие (раз такой умный) и опасение невыгодного решения.

Одним  словом повальная манипуляция. Искренность  уважения под большим вопросом с обеих сторон, да и взаимных упреков хватает.

III модель"Младший - вовсе был дурак"

Речь, как я уже говорила, не идет об умственных способностях человека. И о родителях - тиранах тоже речь не идет . Это, скорее о свободе выбора своей судьбы и безусловное приятие этого выбора родителями. Я бы назвала эти отношения самыми здоровыми из вышеперечисленных. При таких отношениях возможны равное уважительное отношение между родителями и ребенком, и правильное распределение ответственности. Как правило, родители в такой семье умеют оказать правильную поддержку, радуются успехам, сдержано относятся к ошибкам, помогают получить образование, не склонны принимать участие в обсуждении  друзей и спутников жизни.  С пониманием относятся к тому, что у взрослого ребенка теперь есть дела и интересы, которые их не касаются. Не предъявляют счет, не рассчитывают на поддержку детей, заботятся о себе во имя того, чтобы не стать обузой для детей.

В прицепе (вырастили крылья, подарили удочку ,а не рыбу) - здоровый, жизнеспособный подход к воспитанию.

Почему же тогда "дурак"? 

У детей врожденная потребность  в  гордости за него значимых людей,  в оправдании  доверия.

В этой модели доверия больше всего, а значит высока ответственность за достойную собственную самостоятельную жизнь. Иногда с этим трудно справиться. В оправдание приходят дурацкие мысли, что кому-то повезло, он на все готовенькое пришел. И надо найти в себе силы, преодолеть временное отчаяние, "встать с печи" и двигаться дальше в направлении взятия новых "высот". Тем более, что для этого у него все есть. Весь вопрос  в воле к победе над собой.

Помните, в конце пути Иван-дурак получил награду больше, чем ожидал.

Если у вас  пока не все получилось, но вы продолжаете двигаться дальше -значит еще не конец! (для детей)

Родители позвольте детям победить!

 

 



Просмотров: 354
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Молодая семья - это "мы" или все-таки два "Я"?
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • Семья - это когда мы "вместе" или "в месте"?
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • "Мама и папа, что же вы делаете" или "Давай построим семью"
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Фантазм "Одна жизнь на двоих" или "Все будет потом!"
  • Токсичные отношения: "Я всем должен" или "Мне все должны"
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • "Ведическая" женщина - или я все делаю "правильно", но до сих пор одна - почему?
  • "Тело все помнит!" или "Почему меня колотит?"
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • "Возрастные кризисы" или "Как наладить контакт родителя и ребенка"?
  • "Я буду любить тебя вечно!" или почему так трудно забыть "бывшего"?
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Девушка "номер 1"или "в запасе" , как это понять?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь