|
Взрослые дети (три способа взаимодействия)Автор статьи: 404
Вспомним сказку: "Первый - умный был детина; Средний был и так, и сяк; Младший - вовсе был дурак." Пока наши дети маленькие, нам некогда думать о том, что когда - нибудь они станут взрослыми. Мы предаемся заботам и радостям, а там, как пойдет. Почему мы это делаем - понятно, просто не задумываемся. Так, промелькнет иногда в голове мысль из общепринятой мудрости, например:"Главное, чтобы вырос хорошим человеком."" или "Он будет жить лучше, чем жили мы." или " Мой отец мне ничего не оставил, я все создал сам!" (варианты: "пусть тоже сам" или "а я лучше отца, поэтому постараюсь, создам и оставлю") и т.п. Нормально, только задумайтесь о своей позиции в этом альянсе, когда настанет время распределить роли. Правила устанавливают взрослые. Логично, дети к этому не готовы. Если взглянуть на сказку под углом нашего размышления, можно заметить, что это вовсе не характеристика человека, а правила. Эти правила были традиционны и исполнялись из поколения в поколение. Тому, разумеется, способствовали условия. - традиции не положено было нарушать; - отец обязан был передать свои полномочия старшему сыну, когда у того появится семья и готовил его к этому; - нарушить это правило отцу к тому же было не под силу (управлять хозяйством трудно); - сын, вместе с имуществом, полномочиями и правами обязан был взять на себя ответственность за всю семью (включая стариков и не выросших братьев и сестер); - следующему брату могло достаться кое-что по распоряжению отца. Он строил свою семью отдельно, не претендовал на большее, но и не имел той ответственности за оставшуюся большую семью; - остальные дети оставались в роле "Иванов - дураков" (ничего обидного), поскольку отец уже ничем не распоряжался, а старший брат не являлся их отцом. Все справедливо, традиционно, разумно и честно, поскольку с самого начала понятно кто на что может расчитывать и чем ему за это отвечать. Подлизывайся (ласковый теленок...) или угрожай (поменяю завещание) - механизм не работает, нет почвы для манипуляций. Такие вот обычаи, если верить рассказанному в сказке. Напоминаю, что большинство высказываний в статье носят переносный смысл и в ней не идет речь о многодетной семье. Разделим обсуждение на три части. Возможно мы сможем определить ту или иную модель взаимодействия со взрослым ребенком с учетом современных возможностей. I модель "Старший умный был детина" Чаще всего встречается в семье с одним ребенком. Все ему- время, внимание, наследство. Часто случается, что ребенком гордятся, хвалят, открыто выражают любовь (это важно и уместно). Это мотивирует его быть послушным, уважительным, хорошо учиться, и т.п.(все пойдет в актив) Ответственность. Помните, в сказке у старшего брата самая большая ответственность за статус и имущество! Такая современная модель предполагает тесную связь (иногда слишком) с родителями до конца их жизни. Авансом полученное признание может хорошо отразиться на карьерном росте, но создать при этом препятствие для создания собственной семьи. Обоюдное стремление проживать с родителями, посвящать им свое свободное время, часто заканчивается безбрачием, поздним браком или награждает достойного мужчину обидным званием "маменькин сынок" II модель "Средний был и так и сяк" Самая невыгодная модель деструктивных отношений современной семьи (при любом достатке и количестве детей). Родители обеспечивают потребности ребенка не освобождая "своего трона" до конца жизни. Авторитет родителей удерживается за счет материальной помощи и/или будущего распределения наследства. Этот авторитет подчеркнуто обозначается, как предмет для подражания и автоматически держит "ребенка" в заведомо низшем положении. Если денежное и материальное довольствие существенно, пагубно отражается на проявлении инициативы ребенка "стать на ноги." Для родителя - "уходит из под контроля" и снижение собственной значимости. Для ребенка - могут снизить дотации и отправить на собственное довольствие (раз такой умный) и опасение невыгодного решения. Одним словом повальная манипуляция. Искренность уважения под большим вопросом с обеих сторон, да и взаимных упреков хватает. III модель"Младший - вовсе был дурак" Речь, как я уже говорила, не идет об умственных способностях человека. И о родителях - тиранах тоже речь не идет . Это, скорее о свободе выбора своей судьбы и безусловное приятие этого выбора родителями. Я бы назвала эти отношения самыми здоровыми из вышеперечисленных. При таких отношениях возможны равное уважительное отношение между родителями и ребенком, и правильное распределение ответственности. Как правило, родители в такой семье умеют оказать правильную поддержку, радуются успехам, сдержано относятся к ошибкам, помогают получить образование, не склонны принимать участие в обсуждении друзей и спутников жизни. С пониманием относятся к тому, что у взрослого ребенка теперь есть дела и интересы, которые их не касаются. Не предъявляют счет, не рассчитывают на поддержку детей, заботятся о себе во имя того, чтобы не стать обузой для детей. В прицепе (вырастили крылья, подарили удочку ,а не рыбу) - здоровый, жизнеспособный подход к воспитанию. Почему же тогда "дурак"? У детей врожденная потребность в гордости за него значимых людей, в оправдании доверия. В этой модели доверия больше всего, а значит высока ответственность за достойную собственную самостоятельную жизнь. Иногда с этим трудно справиться. В оправдание приходят дурацкие мысли, что кому-то повезло, он на все готовенькое пришел. И надо найти в себе силы, преодолеть временное отчаяние, "встать с печи" и двигаться дальше в направлении взятия новых "высот". Тем более, что для этого у него все есть. Весь вопрос в воле к победе над собой. Помните, в конце пути Иван-дурак получил награду больше, чем ожидал. Если у вас пока не все получилось, но вы продолжаете двигаться дальше -значит еще не конец! (для детей) Родители позвольте детям победить!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|