Психотерапия в 4,5 (четыре с половиной) встречи

Вдохновляющий семинар Анатолия Михайловича Ялова (к.психолог.н., психотерапевт, супервизор, доцент кафедры психологии кризисных и экстремальных ситуаций факультета психологии СПбГУ, автор методички «Краткосрочная позитивная психотерапия»), побудил меня к детальному изучению захватывающей книги финских психотерапевтов Т. Ахола Б. Фурман «Психотерапевтическое консультирование. Беседа, направленная на решение», и теперь этот метод психологической помощи целиком увлек меня.

Solution Focused Brief Therapy (Talk) – этот вариант психологической помощи интересен тем, что практичен, экологичен, полезен, экономичен, и успешно работает, как при работе с клиентскими запросами, так и с коллегиальными – при профессиональном взаимодействии – в супервизии и консилиумах. Он очень деликатный, бережный и вместе с тем довольно глубоко влияющий на клиента. Но влияние не насильственное, не давящее, а именно что вдохновляющее, заинтересовывающее, побуждающее к пробе нового.

Тем более этот вариант психологической помощи, как нельзя лучше применим в формате телефонной коммуникации, форума, чата, Skype-сессии и e-mail-переписки.

И теперь я предлагаю метод беседы, ориентированной на решение опробовать и здесь, в Internet-Counseling.

 

В блестяще проведённом М. Хойт интервью (как мне представляется, в духе лучших традиций SFBT), ведущие эксперты в краткосрочной терапии – Стив де Шейзер и Джон Уиклэнд говорят о затруднении выделить нечто существенное и тем более ответить на прямой вопрос – что такое краткосрочная терапия?

Хойт: Можно я сниму вопрос про сущность и спрошу по-другому. Что такое краткосрочная терапия?

Де Шейзер: О черт! Мне кажется, так еще хуже! (смех)…

http://www.sfbt.ru/2013/02/blog-post_6145.html

 

Правда в том, что выделяя одно, неизбежно оказывается, что теряется нечто и даже многое другое, что является существенным в ином ракурсе. И всё же, разделяя с экспертами это затруднение, я попытался изложить своё видение КППт/SFBT – каким оно мне видится, чувствуется и осмысливается, и расставить свои акценты, надеюсь, это заинтересует и вас, уважаемый читатель, совершить свои открытия, как захватило и меня, и побудит к более глубокому знакомству с КППт/SFBT.

Работал над материалом с начала июня, думать начал ещё раньше, и вот результат моих усилий. Текст получился довольно большой, но ещё больше идей, получивших лишь тезисное звучание. КППт/SFBT требует понимания – на что собственно смотреть, что замечать, что оценивать. С этой целью, материал представлен в виде сопоставления (насколько это оказалось возможным) метода КППт/SFBT и клинического и динамического подходов.

Приятного и полезного размышления и свершения своих открытий! Буду рад дискуссии.

Немного предыстории -

Стив де Шейзер (Stive de Shazer) в 1985г. свой метод назвал Solution Focused Brief Therapy – решение фокусированная краткосрочная терапия. Стив де Шейзер так и позиционировал свой метод, как реализуемый в его центре в среднем за 4,5 встречи. С кем-то могло быть и 10 встреч, а с кем-то и одна встреча, которая, тем не менее, оказывала свой позитивный эффект.

В России метод появился уже в конце 80-х годов. Его привезли финские психотерапевты Тапани Ахола и Бен Фурман, которые прошли подготовку в США, в центре С. де Шейзер. А в Россию, тогда в СССР, их пригласил Борис Анатольевич Бараш, психотерапевт, работавший на кафедре Б.Д. Карвасарского Института им. Бехтерева. Эта форма работы, а финские психотерапевты представили метод не в лекционном виде, а в форме наглядной работы с реальными пациентами клиники, эта работа не впечатлила многих психотерапевтов, взгляды которых были обращены к динамическому подходу. Тем не менее, кто-то оказался заинтересован и сотрудничество завязалось.

«Карманные воры на нудистском пляже» - так была названа книга финских психотерапевтов, в России же она вышла в силу политкорректности под названием «Краткосрочная позитивная психотерапия», под этим названием и получила своё распространение.

Другая книга Т.Ахола и Б.Фурман «Беседа, фокусированная на решении» была издана также под другим названием «Психотерапевтическое консультирование».

Итак, 4,5 встречи. Но как же такое возможно?!

Другое название Brief Solution Focused Therapy – краткосрочная позитивная психотерапия получившее распространение в России по следам издания книги Т.Ахола и Б.Фурман. При этом интересен сам термин, который ввели финны – «беседа», ориентированная на решение – Solution Focused Brief Talk, эти названия, по сути, являются синонимами, но не только. Ключевое – акцент, фокус на решении, при этом на решении полезном, так и на позитивной направленности беседы (потому-то она и краткосрочная), вместе с тем важен и сам термин – «беседа».

Вводя в практику психотерапии этот термин «беседа» Т.Ахола и Б.Фурман стремились ввести практику психотерапии в широкую сферу социального общения. При этом они стремились сохранить в этой коммуникации полезность и целенаправленность беседы, таким образом, наряду с оказанием поддержки, собеседник получал несомненную пользу в свободной беседе о разрешении своих проблем.

В этой формулировке «беседа», заключены отличные от традиционной психотерапии роли клиента и психолога/психотерапевта в КППт/SFBT – собеседники.

Неизменное обращение КППт/SFBT в будущее, к целям клиента, акцент на позитивных перспективах, ставит психолога в положение равного участника рассмотрения и сопоставления открывающихся вариантов, вместо эксперта по пониманию, трактовке и переживанию травм прошлого опыта. Роль и активность клиента при смене этих акцентов несоизмеримо возрастает. Клиент признаётся экспертом в своей жизни и её хозяином, автором.

К слову сказать, многие люди именно так и считают, и именно с этим подчас связано нежелание обращения к психологам, при котором является существенным принятие на себя роли, пусть и не пациента, но клиента, получающего помощь – что ни говори, а всё же роль довольно пассивная – вот и не хочется её принимать на себя.

Такое распределение ролей в КППт/SFBT моментально вводит партнёров в отношения на основе сотрудничества, которое строится вокруг задачи клиента. Такого рода задача – это ещё одно нововведение в психотерапию, которая была и остаётся большей частью ориентированной на прояснение проблемы, уточнение нарушения, расстройства, и выработку терапии на основе точного понимания причин заболевания.

И это уже совершенно новое в организации самой консультативной/психотерапевтической работы, в зонах внимания (цели клиента, его возможности и средства их достижения), в степени активности её участников, в распределении ответственности, задачах беседы (терапии) и её результатах, которые определяются так, чтобы они были максимально реалистичными, измеряемыми и достигаемыми. Строго говоря – появление к завершению беседы альтернативного решения и решимости его опробовать – это и есть хороший результат сессии в КППт/SFBT.

Но рассмотрим всё детальнее.

Достижение изменений в понимании на уровне «Что делать?» и готовности опробовать новое пробное решение происходит гораздо скорее, чем достижение устойчивых изменений психических состояний, самооценки, мыслительных установок, убеждений, личностных отношений и тем более черт характера, «Я-концепции», структуры личности, свойств темперамента и исцеления расстройства. А появление новых альтернатив и является целью КППт/SFBT.

Потому и количество сессий столь критично минимально! В ходе самой сессии происходит множество перемен – в эмоциональном состоянии, ментальной оценке ситуации, в настрое – пассивности/активности и решимости клиента, которые отмечаются психологом, подводя клиента к готовности опробовать вновь выработанное решение. Психолог поддерживает малейшую активность клиента, выраженную в надежде, заинтересованности, проявлении сомнения, в переживании решимости к действию…

КППт/SFBT определяет своим предметом не дисфункции, не дезадаптацию, не симптомы, синдромы заболевания, а нарушение психо-социального функционирования и ориентирована на поиск нового пробного решения для разрешения сложившейся (возникшей) сложной жизненной ситуации, формулирование которого, и решимость его опробовать, и является показателем эффективности психологической работы. 

Таким образом, клиент КППт/SFBT – это человек не с какими бы то ни было расстройствами, дисфункциями или дезадаптацией (которые, впрочем, могут и присутствовать).

Клиент КППт/SFBT – это человек, чьё решение относительно возникшей трудной или сложной (проблемной), или и трудной, и сложной (кризисной) ситуации, является либо неэффективным, либо оно вовсе отсутствует (хотя подобное и сложно представить – чтобы человек вовсе не предпринимал никаких действий по разрешению своих затруднений).

Другими словами, человек, переживающий состояние тупика, замешательства, нередко отчаяния.., и, вместе с тем, стремящийся найти эффективное, подходящее решение относительно своей проблемной (кризисной) жизненной ситуации может рассчитывать на хороший эффект в КППт/SFBT.

И уже здесь есть выбор к чему присоединиться. Основное положение КППт/SFBT – акцент на ресурсах, значит, и выбор активности клиента несомненен.

Т.е. по контрасту с традиционной моделью медицинской парадигмы психотерапии, в которой человеку, чтобы начать психотерапию, требуется признать у себя наличие расстройства, принять на себя роль пациента, в КППт/SFBT всего этого не требуется, достаточно стремиться найти новое решение в сложившейся ситуации.

Но что же служит объяснением причин возникающих проблем человека во вновь возникающих ситуациях?

Основные идеи КППт/SFBT:

  • Каждый человек является экспертом, автором своей жизни.
  • Психотерапевт является экспертом в области помогающих взаимоотношений и выполняет функцию организа­тора мыслительного процесса человека для обеспечения доступа к ресурсам и по разрешению им своей проблемной ситуации.
  • Проблемы, кризисы возникают в силу утраты доступа человека к своим ресурсам.
  • Главными задачами психотерапии являются: помощь человеку в чётком формулировании собственной экологичной цели, переоценка ситуации, имеющихся возможностей, ресурсов, установлении им связи со своими ресурсами, необходимыми ему для продуктивного и конструктивного разрешения сложившейся (возникшей) проблемной (кризисной) си­туации и выработки альтернативных решений, которые позволят человеку достигать желаемые им цели, и настройку на решимость опробовать найденные решения, готовность экспериментировать.

При этом для этого используются такие положения, как: активность лучше пассивности и польза важ­нее точности, будущее свободно от прошлого, люди свободны в построении такого будущего, какое мы только готовы принять.

И соответственно, отсюда вытекает особое отношение к человеку – не как к пациенту при лечении заболевания, а как к равному партнёру по поиску подходящего для него решения в его уникальной жизненной ситуации, преимущественно происходит обращение к будущему клиента (которое всегда многовариативно и непредсказуемо) и потому взаимоотношения строятся на основе сотрудничества в атмосфере творчества. 

Согласитесь, разница существенная. Сейчас это уже привычное дело, однако, в момент кристаллизации этого метода, это имело революционное значение.

По сути, это и позволило психотерапии выйти за стены клиники и предложить свои возможности людям здоровым, и при этом, интересующимся улучшением ситуаций, взаимоотношений, оптимизацией своего бытия, урегулированием различных конфликтов, разрешением текущих индивидуальных и семейных проблем, жизненных задач личностного, социального роста, социальных процессов бизнеса …

В России в 90-х годах эта идея нашла выражение в тезисе – «Психотерапия слишком хороша, чтобы принадлежать только клинике».

И также, один этот отказ от лечения, от диагностики и диагнозов в пользу разрешения текущих проблем и позволяет существенно снизить количество необходимых сеансов. В дальнейшем это положение найдёт выражение и в психологическом контракте, его предмете и заключении его на паритетных условиях.

Вместе с тем, КППт/SFBT позволяет достигать существенного прогресса и в ходе традиционной психотерапии депрессии, других эмоциональных расстройств, личностных расстройств и психосоматических и даже соматических заболеваний, в силу своей направленности в будущее, с отношением, вдохновляющим надежду и с позитивным вниманием и интересом к прогрессу в разрешении проблем, связанных с терапией расстройств.

SFBT выросла из экспериментов и опыта М. Эриксона, обращавшегося к прошлому опыту для поиска и нахождения ресурсов, опыта преодоления, роста силы (по контрасту, например, с динамическим подходом, который находит в прошлом причины, устанавливая их связи с текущими проблемами), что и послужило одним из оснований SFBT. Опыт Миланской школы семейной психотерапии дал понимание роли системы и взаимодействия людей в семье и ещё шире – в социальной сети (близкое окружение) для появления у людей тех или иных психологических проблем, вплоть до дисфункций и психосоматических заболеваний. И, конечно, собственные находки, в ходе смелого и творческого экспериментирования с различными возможностями кристаллизовали этот метод помощи, как отдельному человеку, так и семейной системе, и социальным сообществам.

«Мой подход воспринимается как «слишком простой» и пренебрегающий слишком многим из того, что в психотерапии считается общепринятым» – Стив де Шейзер (Stive de Shazer).

Действительно, как говорит Джон Уиклэнд: «Я скажу одну вещь про сущность. Она (краткосрочная терапия) исключает множество вещей, которые очень многие люди считают существенными».

И вместе с тем, нельзя сказать, что КППт/SFBT упрощённый метод.

Попробуем разобраться, в чём же его специфика, особенности?

Отличительные признаки КППт/SFBT:

  • Сотрудничество, взаимодействие, собеседование, против влияния, убеждения, работы с сопротивлением и анализом переносных отношений.

Атмосфера творчества и сотрудничества больше подходит для поиска решений проблем. Сопротивление в КППт/SFBT не рассматривается, оно попросту остаётся в стороне, поскольку психолог акценти­рует пробуждение клиента, то, что есть положительного в жизни и в ходе сеанса и опускает своим вни­манием пассивность и негативные стороны явлений. Так же КППт/SFBT вообще не ставит задачи ана­лиза личностных отношений и внутриличностных противоречий.

  • Фокусирование на способностях и доступных ресурсах, обращение к надежде и будущему, особое внимание прогрессу, поддержка конструктивных действий, поиск альтернативных действий в проблемной (кризисной) ситуации, дающих её разрешение и использование полезных объяснений, против разбора проблем, определения причинности и точности диагноза.

Отказ от диагностики и диагнозов, и проработки-переживания страдания и вины, травматического опыта ввиду осознания следующего: само понимание проблем, как следствия дефицитарного устройства человека (семьи) или неправильных действий зачастую порождает у клиента переживания вины и стыда, что является дополнительным препятствием на пути желательных изменений.

Поэтому в КППт/SFBT акцент ставится на ресурсах, которые при соответствующем акценте обнаруживаются и в прошлом клиента, которое в психодинамическом подходе представляется преимущественно источником психотравм, которые требуется проработать.

  • Работа с проблемами.

Способ объяснения проблем и действия, предпринимаемые для их разрешения, тесно взаимосвязаны.  Не только конкретное объяснение приводит к определенным типам решений, но и конкретные решения отражают определенные типы объяснений. Изменение способа объяснения проблемы, со всей вероятностью влечет за собой изменение способа, при помощи которого человек пытается её разрешать, и наоборот. Объяснения различаются по степени полезности, против стремления к истинности и точности в традиционном подходе.

Движущая сила изменений – это стремление к лучшей жизни, чем избавление от вины и стыда. Поэтому некоторые объяснения лучше других создают благоприятную обстановку для сотрудничества и творчества.

Предпочтение рассмотрения ряда проблем по отдельности друг от друга и даже изоляции некоторых, выбор очерёдности рассмотрения проблем из всех – с приоритетом к тем, которые ведут к разрешению или тем, которые влекут за собой разрешение и других, против определения и проработки ряда проблем в их взаимосвязи. Другими словами, перенести гору легче по камешку.

  • Изменения в жизни постоянны и неизбежны.  Люди не могут предотвратить изменения, поэтому в проблемных ситуациях всегда есть исключения, анализ которых служит ключом к построению решения.
  • Различие порождает различие. Терапия призвана запустить процесс изменений, а не завершить его.

Инсу Ким Берг, психотерапевт, подруга и коллега Стива кратко сформулировала 3 правила, следуя которым, специалист способен оказывать помощь людям в решении самых разных проблем:

  • Не чините то, что не сломано.
  • Узнав, что работает, способствуйте этому еще.
  • Если что-то не работает, то не повторяйте это опять, а делайте что-нибудь другое. 

Прогресс – вот что интересует терапевта SFBT и что постепенно может захватить и его собеседника – клиента SFBT.

Поэтому повторение прежних подходов к разрешению проблемы, например, описание давней истории, выражение эмоций в связи с происшедшим некогда событием, которое оставило травматический след, может иметь значение тогда лишь, если оно несёт пользу. Например, помогает построению взаимоотношений, взаимопонимания, помогает провентилировать застоявшиеся эмоции, побудить к генерации новых идей…

Но, если это просто повторение, то к терапии это отношение не имеет, а только к закреплению памяти и фиксации на негативных переживаниях – что нередко вызывает обеспокоенность клиентов возможной ретравматизацией, когда они ищут помощи – «Не придётся ли мне всё ЭТО рассказывать снова

Вместе с тем, воспоминание об этом же событии может иметь смысл в контексте прояснения извлечённого из него опыта, оценки личностного роста в ходе преодоления жизненных тягот. В прошлом не только проблемы, но и опыт их преодоления – на этом и делает акцент КППт/SFBT.

По сути, в ходе этой работы достигается переход от страдательной позиции: «Почему это произошло со мною?!» - к позиции активного осмысления «Какой это несёт для меня смысл?»

Принципы и инструменты Solution Focused Brief Talk (Therapy):

- Позитивный подход – акцент на положительных сторонах жизни человека и моментах в ходе сессии, широкая опора на доступные ресурсы человека, в том числе и в его социальном окружении. Интерес к достижениям прошлого и идущему прогрессу.

- Использование только положительных подкреплений. Отказ от выраженных отрицательных подкреплений, использование отсутствия внимания в отношение к негативным, нежелательным, неполезным с точки зрения КППт/SFBT моментам терапии, ослабляющим силу клиента (например, жалобам). Повышенное внимание к проявлениям интереса, активности, побуждений, надежды, воли, решимости клиента.

- Стремление использовать на пользу всё, что приходит в ходе работы, как имеющее положительное значение и работающее на итоговый результат. Принимается и поддерживается любая активность, имеющая пользу для выработки нового пробного решения относительно проблемной (кризисной) ситуации.

- Фокус на решениях – вершинный подход в отношении работы с терапевтическим материалом – обращение к поиску новых полезных действий, разрешающих проблемную (кризисную) ситуацию.

Отказ от глубинного подхода с его представлением о дисфункции клиента, как о верхушке айсберга и акцентом на бессознательной мотивации, конфликтах, ранних моделях социализации, сильных и/или продолжительных травматических переживаниях, поиском причин проблем в детском опыте и стремлением к их проработке. Вместо выяснения обстоятельств, динамических причин формирования личности, взаимоотношений в родительской семье, личностных отношений, акцент ставится на поиске новых действий взамен тех, которые ведут к тупику, к не желаемому положению для клиента, поиск таких действий, которые могут помочь, будут полезными в разрешении сложившейся ситуации.

Люди могут менять свою жизнь в своём темпе и в любой момент – утверждает КППт/SFBT.

- Ориентация на будущее. Это задаёт особые взаимоотношения терапевта и клиента КППт/SFBT – равных перед перспективами, и имеющих возможность отказаться от точности и позволить себе творить в пространстве здесь и теперь в отношении к там и тогда в будущем – так, как если бы нечто было возможным… Эта область будущего обычно представляется вызывающей тревогу – ведь никому не известно, что на самом деле произойдёт.

О грядущем – вытекающем из текущего состояния дел, а часто даже не из анализа состояния дел, а на основании переноса опыта прошлого в будущее – по типу самосбывающегося пророчества – о таком грядущем можно говорить довольно легко – оно действительно представляется ясным – как было вчера, так есть и сегодня, так, по всей вероятности, произойдёт и завтра. При этом уже здесь неизбежно вводится идея вероятности, и значит и новых возможностей. И тогда, если в сегодня нечто изменить, тогда, как эта перемена изменит нечто в завтра? И какие перемены можно ждать в послезавтра? А в будущем?

Итак, терапевт снимает мантию эксперта в области клиники заболеваний, так и в области понимания глубинной природы возникновения проблем, точности толкований и занимает довольно неустойчивую, но, тем не менее, сильную позицию заинтересованного собеседника, любопытствующего относительно желаний, целей, возможностей, доступности ресурсов, надежды, решимости и возможных действий, перспектив человека. При этом важно не превратиться в «Знайку», некоего мудреца, знающего ответы на житейские вопросы, тем более что нередко и сам клиент, так и норовит превратить консультанта в гуру – то выказывая полное отчаяние и беспомощность, то с мольбою устремляя взгляд, высказывая просьбу о совете к консультанту… Искушение крайне велико!

Но у специалиста имеется своя значимая роль – он становится экспертом в области выстраивания помогающих целительных взаимоотношений.

В ходе их выстраивания, клиент переходит из позиции «жалобщика» на условия воспитания, травмы прошлого, на обстоятельства текущей жизни, описаний давления среды, своей беспомощности, переходит в позицию эксперта в области своего будущего, формируя суждения, описывая желаемое, возможное будущее, и даже отстаивая его перед психологом, примеривая возможные действия, клиент становится автором своей жизни и её хозяином.

Приятное и значимое переживание. Но и не просто приятное – это переживание отражает подъём самооценки. Пусть и немного, пусть и не навсегда. Является ли это хорошим результатом сессии?

Эта позиция автора своей жизни даёт шанс, рассмотрев некую альтернативу, примерить её, и если она приходится по нраву, то и опробовать. Широко используется опора на воображение, используются фразы, начинающиеся с вводного переводящего в область вероятностей, возможностей «Что, если бы…», мягко стимулируется дальнейший поиск, без критического отношения к уже названному – «Да, хорошо, и что ещё?»

- Модель коммуникации – педагогическая – рассмотрение клиента не в качестве пациента, которому требуется лечение, а в качестве скорее обучающегося, которому требуется помощь, возможно инструктирование в организации иного оперирования исходными данными, иного распределения и учёта ресурсов, оценки возможностей и решения сложной социально-психологической задачи, разрешения затруднительной жизненной ситуации. Не решения, не совета, а помощи в организации решения. Фактически рассматривается алгоритм или схема решения подобных задач.

Специалист в этой позиции выступает поддерживающим консультантом, не по типу лидерства – «делай, как я», но таким подбадривающим, стимулирующим эмоционально и управляющим ходом творческого поиска с помощью наводящих вопросов и дополнительных побуждений с выказыванием заинтересованности к самому поиску и сопутствующим открытиям – «Да, и как можно ещё?».

В этом смысле, решаемую задачу можно вообще закодировать под грифом «Х» и так с нею и работать, не раскрывая содержательных аспектов самой проблематики.  

- Гласность. Этот принцип предполагает свободу при обсуждении ситуации в широком кругу лиц, с разными людьми – близкими клиента – родственниками и друзьями, и другими специалистами, которые прежде были вовлечены в круг людей, помогающих ему в его жизненных затруднениях (психологи, психиатры, социальные работники, инспектора, педагоги…). Фокус на будущем, которое, как известно, многовариативно, и это позволяет избежать необходимости поддержания конфиденциальности, т.е. поскольку не рассматриваются секретные данные, то и хранить нечего.

Но не только это – многие клиенты психотерапии знают о том, что их психотерапевты обсуждают случаи работы со своими клиентами в профессиональном кругу – консилиумы, интервизии, супервизии, балинтовские группы – каких форм только нет. Обычно, в ходе этой работы психотерапевт обсуждает свои сложности, возникающие у него в работе с клиентами. Нередко, возвращаясь после подобных совещаний, клиенты замечают смену курса в терапии, смену фокуса терапевтического внимания… Обычное дело при клиническом и психодинамическом подходах.

В КППт/SFBT с клиентами обсуждается их будущее, иногда обсуждение касается возможных объяснений тех затруднений, из-за которых обратился клиент, при этом, предпочитаются не те, которые могли бы быть точны с позиции тех или иных уважаемых концепций – клинического или психодинамического подхода, а те объяснения, которые были бы полезны для выработки пробного решения в сложившейся ситуации клиента, и когда это так, то и скрывать больше, что бы то ни было, нет необходимости. Поэтому и консилиумы в КППт/SFBT проводятся в присутствии клиента и его окружения, всех, кто может принять участие в этой плодотворной работе. Этот аспект и был назван гласностью в своё время – конец 80-х, период гласности и перестройки в СССР, теперь этот принцип мог бы быть назван открытостью. 

- Юмор широко используется в этом подходе, клиент приглашается для совместного взгляда на ситуацию с разных сторон, и юмор при этом имеет большое значение. Это способ не посмеяться над чем-то и тем более над кем-то, а улыбнуться вместе с клиентом над чем-то, что вызывает повышенную тревогу, тем самым несколько сбив напряжение, и открыть пространство для творчества. 

- Экоцентризм – этот принцип предполагает учёт и широкое вовлечение социальной системы клиента КППт/SFBT. Человек рассматривается, как часть социальной системы, соответственно, и другие элементы этой системы учитываются при поисках подходящего пробного решения. Социальное окружение клиента рассматриваются, и как сеть клиента, со всеми внутренними взаимосвязями и взаимовлияниями, и как его потенциальные ресурсы, и через учёт этих взаимосвязей, открытие возможных связей, конструктивное налаживание контактов и коммуникации, продуктивное взаимодействие с миром, возможно улучшение состояния человека и эффективное разрешение проблемной (кризисной) ситуации.

Психотерапевтическое изменение

Вернусь к допущению – достижение изменений в понимании на уровне «Что делать?» и готовности опробовать новое пробное решение происходит гораздо скорее, чем достижение устойчивых изменений психических состояний, самооценки, мыслительных установок, убеждений, личностных отношений и тем более черт характера, «Я-концепции», структуры личности, свойств темперамента и исцеления расстройства.

Конечно, если цель – понять, изменить личность, разрешить внутриличностные конфликты, противоречия, личностно вырасти – это задача всерьёз и надолго… И здесь можно говорить о преображении личности, о символической смерти одной – прежней, конфликтующей личности и рождении другой, обновлённой и гармоничной личности.

Но всегда ли стоит именно эта цель? Всегда ли и каждый ли человек готов к столь кардинальным переменам в себе, в своей жизни? Всегда ли требуются именно столь грандиозные перемены?

Если же задача – повлиять на текущую проблемную (кризисную) ситуацию, найти ключик к её разрешению, изменить состояние в этой ситуации, посмотреть на ситуацию под иным углом, изменить отношение к ней самой, найти альтернативное решение среди возможных действий в этой ситуации и своею активностью оказать влияние на некоторое изменение ситуации, то это вполне решаемая задача и в ходе 2-4 встреч в КППт/SFBT.

О ситуации обращения к психологу по необходимости – когда личной инициативы нет, но есть необходимость «пройти психолога» - то ли партнёр «направил», то ли родители приводят своего ребёнка, который пока не нашёл своего личного смысла.

В динамическом подходе принято работать с инициатором визита – есть инициатива, и её сила, нужда = мотивации к работе.

В КППт/SFBT есть возможность вступления в контакт с визитёром – кажется же, что с человеком, у которого нет личного понимания смысла, нужды встречи с психологом, а точнее есть желание поскорее «отбыть» данную процедуру, если уж избежать совсем нельзя, вроде бы и говорить не о чём.

Однако специалист КППт/SFBT может обратиться к посетителю, который пришёл из-за партнёра, например, с такими вопросами:

– «Как Вы думаете, для чего Ваша супруга хотела бы, чтобы Вы пришли к психологу?»

– «Как Вы считаете, в чём, по мнению Вашей супруги, для Вас могла бы быть польза беседы с психологом?»

– «Как Вы предполагаете, что могло/должно было бы измениться, чтобы Ваша супруга, согласилась, что Вам больше не нужно приходить к психологу?»

– «Как Вы полагаете, что, по мнению Вашей супруги, Вам нужно сделать, чтобы она была удовлетворена и больше не давила на Вас (не тревожилась за Вас)?»

– «А что, как Вы оцениваете, Вам было бы полезно изменить, как могла бы тогда измениться Ваша сегодняшняя ситуация?»

Т.е. и в этом случае, специалист КППт/SFBT обращается к желаемому ближайшему будущему посетителя и, присоединяясь к реальности человека, пытается установить с ним контакт и оказать ему свою помощь в осмыслении ситуации.

КППт/SFBT увлекает своим жизнеутверждающим посылом, любопытством к возможностям, обращённостью к будущему, открытостью альтернативам, интересом к положительным переменам, гибкостью, широкому использованию, как внутренних, так и внешних ресурсов…

Развитие идей КППт/SFBT

В заключение хочу предложить оценить, как метод беседы, ориентированной на решение, сработает в широкой сфере человеческого общения и взаимоотношений – как в проведении интервью, как в педагогике, в спорте, в бизнесе и менеджменте, в части взаимодействия с подчиненными, коллегами, партнёрами и клиентами… И как в виде некоей философии и техники, будет применим в собственной семье, как среди взрослых, так и во взаимоотношениях родителей и детей в период юношества, насколько этот подход сможет облегчить юношам, девушкам становление их личности, отделение от родительской опеки и выход в самостоятельное плавание, особенно, что касается взаимоотношений сотрудничества и принципов партнёрства, проявленного в ролях уважающих друг друга собеседников. 

Другие материалы о SFBT/КПК:

Проблемы и решения КПК/ОРКТ

Психотерапия - краткосрочная/долгосрочная

Психотерапия/консультирование

Познакомьтесь – это КПК/SFBT

Психотерапевтическая беседа, ориентированная на решение

Краткосрочное позитивное консультирование. Возможное и запредельное.Тренинг КПК

Объяснения в психотерапии

Всё, что ни делается – к лучшему

о SFBT/КПК

Супервизия по модели SFBT

 

Приглашаю на семинар -

http://www.psyoffice.ru/trainings/positive_brief_counseling/



Просмотров: 442
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • SFBT/КППт/ОРКТ
  • о SFBT/КПК
  • Супервизия по модели SFBT
  • Особенности психоаналитической психотерапии и их влияние на решение проблем клиента
  • О КППт в 2-х словах. Сходства и отличия. Преимущества.
  • Использует ли психолог клиента для решения собственных проблем? О созависимости психолога.
  • Место экзистенциальных проблем в жизни человека и терапии клиента: неопределенность личная и понятийная
  • Выбор партнера. Решение личных проблем клиента. Финальная работа.
  • Аноргазмия. Панические атаки. Решение проблем клиента
  • В копилку психологу. Направляем клиента, выясняем факты, меняем восприятие ситуации!
  • Семейные сексуальные проблемы. Простить всех и родить ребёнка. Решение проблем на этом пути
  • Мини-разбор реальной финансовой ситуации клиента
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Страхи клиента, которые мешают эффективной сессии у психолога
  • Качество работы с психологом измеряется не ценой консультации, а силой изменений у клиента*.
  • Что именно является лечебным элексиром для души клиента?
  • Упражнение для выявления глубинных психологических проблем клиента
  • По страницам сайта b17.ru. Погрешность клиента № 2. Контроль клиента над деятельностью психолога.
  • Алгоритм красивого решения любой жизненной ситуации.
  • Что делает психолог? И что происходит во время встречи клиента и психолога?
  • Кризисные ситуации в жизни школьников: причины и пути решения
  • Особенности работы с клиентами-психологами . Как позаботиться о себе, не ранив клиента?
  • 5 секретов работы с мотивационной сферой личности клиента.
  • «Хороший-плохой» психолог. Пособие по посещению. Беседа о сопротивлении и ответственности клиента.
  • 7 проблем человека, которые зачастую ведут его к психологу
  • Хочу, чтобы в моей жизни больше не было проблем. Вы уверены, что и правда этого хотите?
  • Особенности психологической работы с религиозными переживаниями психотического клиента
  • О готовности клиента к психотерапии
  • Не теряйте надежды сохранить клиента, если терапия зашла в тупик
  • Что происходит, если терапевт отказывается от клиента на стадии формирования негативного переноса?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь