ГЛАВА 8 "Коллекционирование психологических марок"

«Лучше простить, чем мстить», -

древнегреческий мудрец Питтак (651 до н.э. — 569 до н.э.)

 

ГЛАВА 8 Коллекционирование психологических марок 

 

ГЛАВА 8

КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МАРОК 

Вы когда-нибудь участвовали в промо акциях, которые предлагают супермаркеты? Например, собирали ли вы когда-нибудь наклейки, которые нужно приклеивать в специальные альбомчики или листы, которые нужно заполнять и обменивать на какой-то бонус?  

Чаще всего нам нравится приклеивать такие наклеечки и мечтать о том, на что мы можем их обменять (нож, сковородку или личный автомобиль), и в таких случаях мы действуем из своего Внутреннего Ребёнка, удовлетворяя его потребности. Участвуя в подобных акциях мы верим, что таким образом, мы экономим деньги, и тогда мы проявляемся из своего Внутреннего Родителя. Но когда мы рационально подсчитываем наши затраты при участии в подобны акциях, мы понимаем, что на самом деле экономия не такая уж и большая, и не стоит затрачивать столько энергии на это, тогда мы опираемся на своего Внутреннего Взрослого.

 

МАРКИ В ТРАНЗАКТНОМ АНАЛИЗЕ(ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТОРГОВЫЕ КУПОНЫ)

Ребёнок внутри нас коллекционирует другую разновидность подобных торговых купонов. Они называются психологические «марки» или «купоны». Всякий раз, когда мы испытываем чувство печали, страха, злости, обиды, мы можем накапливать эти чувства внутри, вместо того, чтобы разрешить себе их проявить. Таким образом мы и копим психологические купоны, а потом обналичиваем.

Накопление подобных купонов означает накапливание чувств, которые в дальнейшем мы обмениваем на поглаживания, которые нам очень необходимы. Точно также как и при участии в различных промо акциях, мы наклеиваем наклеечки, и после определённого количества наклеек мы можем обменять их на долгожданный бонус. Если мы скопили достаточное количество злости, то у нас может случиться истерика или драка (злость без чувства вины в данном случае и является «бонусом»). Чаще всего это возникает из-за каких-то мелочей, которые на самом деле не имеют никакого значения. Случалось ли когда-нибудь такое с вами? Это очень похоже на то, когда вы полностью заполнили наклейками весь альбом для акции, и получили свой бонус.

Разные люди используют разные цвета для обозначения своих накопленных чувств (например, красный – для злости, голубой – для страха, коричневый – для неО’Кейности). В транзактном анализе «Коричневыми Марками» называют марки, которые включают в себя все негативные накопленные чувства. Кроме того, когда, например, кто-то говорит вам комплимент (поглаживание), и вы не принимаете его, то вы копите  «Золотые Купоны», то есть это все фальшиво-«хорошие» чувства (фальшивая радость, например).

Секрет Коричневых и Золотых Купонов заключается в том, что они «печатаются» внутри нас. Когда Родитель говорит ребёнку «Ты глупый», Ребёнок печатает Коричневый Купон и внутри накапливается негативное чувство.  Затем мы можем выбросить этот купон или складываем его в специальный альбом для купонов, чтобы потом их обналичить. 

 

ИСТОРИЯ ОДНОГО «КОЛЛЕКЦИОНЕРА»

«Я учился в школе и у меня был друг Вася, у которого была подруга. Однажды, когда я шёл в школу, я увидел их и поздоровался, но они оба промолчали в ответ, были увлечены разговором между собой. После этого я положил в свой «альбом с чувствами» две Коричневые Марки и пошёл дальше.

Позже на уроке ко мне повернулась Маша и попросила карандаш. Я сказал ей, что у меня нет запасного. Учительница увидела, что я разговариваю, и начала громко кричать на меня, что нельзя разговаривать во время занятий. Я ничего не сказал, но положил в свой альбом с чувствами ещё одну Коричневую Марку. Это было такое несправедливое обвинение, но  сказать об этом вслух я не мог.

Уже будучи дома кто-то из домашних попросил меня что-то сделать: выключить телевизор или любое другое поручение. Я стал раздражаться и говорить, что все от меня чего-то требуют и никто меня не любит, всё что делают окружающие – это только используют меня. Все начали интересоваться, почему я такой подавленный и расстроенный. Конечно, я не вспомнил о том, что случилось со мной в школе, и не рассказал близким об этом. Всё, что я делал, было направленно на действия близких, и я устроил истерику».

Мораль сей басни такова. Герой данной истории обналичил свои Коричневые Купоны, устроив истерику дома. Проявлять чувства на своих близких для него было безопаснее, чем делать это со своими друзьями, одноклассниками или учителем. В данном случае, истерика – это своеобразный бонус, благодаря которому герой этой истории почувствовал себя в итоге хорошо, почувствовал облегчение,  но все остальные стали чувствовать себя плохо.

 

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ С КОРИЧНЕВЫМИ КУПОНАМИ

Используя Коричневые Купоны, мы действуем из нашего Внутреннего Ребёнка, и таким образом  можем сделать три вещи с ними:

  • можем удерживать и хранить их для «большого куша»;
  • можем избавляться от них в тот же момент, в который они были «распечатаны»;
  • можем вообще их «не печатать».

 

Единственный способ, благодаря которому кто-нибудь может «вручить» вам Коричневую Марку – это сделать так, чтобы ваш Внутренний Родитель  согласился с ними и их мнением о вас, ваш Взрослый не смог остановить принтер по распечатке Коричневых Марок, и ваш Ребёнок в конечном итоге  положил их в свой альбом с чувствами.  Получается, что действуя из своего Взрослого, вы можете останавливать распечатку Коричневых Марок.

Если вернуться к примеру нашего «коллекционера».

  • Из своего Ребёнка он мог сказать: «Хэй, Вася, я поздоровался с тобой, ты меня не слышишь?»;
  • Или из своего Взрослого он мог сделать вывод: «О’Кей, может Вася просто не может сейчас со мной говорить. Он занят разговором с Катей. Я увижусь с ним позже. Я не буду переживать об этом или злиться сейчас, но когда я увижу Васю снова, я сообщу ему, что мне было не приятно, и мы придумаем как избежать подобных ситуаций в дальнейшем».

В ситуации с Машей и учительницей наш герой мог подумать следующим образом:

  • « Действительно, в тот момент не стоило никому сердиться, и вместе с тем я понимаю раздражение учителя из-за шума в классе, поэтому я просто промолчу, а потом в более безопасной ситуации обязательно с кем-нибудь обсужу это, возможно даже с учителем. Я – О’Кей, и учитель – О'Кей».
  • «Позже, если я всё-таки насобирал какие-то марки, то я могу поговорить об этом с Машей. Я рассказал бы ей, как я был расстроен из-за того, что случилось, и что я злюсь на неё, но это никак не повлияет на нашу дружбу. Учительница была права, что на уроке нужно соблюдать дисциплину, мы с тобой этого не сделали. Но досталось мне одному, из-за этого мне обидно. Но, когда я об этом говорю, мне становится легче».

Итак, Коричневые Марки могут быть распечатаны или нет, также могут быть сохранены или выброшены.

Вы получали сегодня подобные Марки? И что вы с ними сделали?

 

УПРАЖНЕНИЯ

1. а. Напишите историю о том, как вы когда-нибудь получили Коричневые Марки (когда вы чувствовали злость, тревогу, беспомощность, страх, печаль и не разрешили себе их проявить).

б. А теперь подумайте, как можно было избежать конфликта в той ситуации.

2. Проиграйте эту ситуацию у себя в голове или проговорите с кем-нибудь из близких или своим психотерапевтом так, чтобы разрешить конфликт, описанный в ситуации выше.

3. Сделайте «Коробку для Марок», поставьте её дома, на работе или в любом другом месте, где это возможно, куда вы можете сбрасывать свои Коричневые Марки, которые вы напечатали. Спланируйте время, когда бы вы могли придумать и осуществить церемонию очистки этой коробки.

4. Попробуйте сказать человеку, который причинил вам не приятные ощущения об этом, и что вам это не нравится. Предложите найти варианты, чтобы впредь избегать подобных ситуаций.  

5. Сделайте «Коробку для Пушистиков», и в любой момент возьмите себе столько поглаживаний, сколько вам нужно, или поделитесь своими Пушистиками с тем, кто в них нуждается, и наоборот.

 

Итак, вы уже столько знаете о себе, похвалите себя за это!

 

P.S. За основу статьи взят адаптированный и переработанный перевод книги Элвина и Маргарет Фрид «Современный ТА для детей (и взрослых)». 



Просмотров: 332
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Важные вещи, которые мы можем сделать для своего ребенка
  • Не могу пережить развод… Возможно ли когда-нибудь вернуться к нормальной жизни?
  • Когда мы можем говорить о потере. Часть 2
  • Когда мы можем говорить о потере. Часть 1
  • Почему моя дочь(сын) меня слушать не хотят? Как помочь, когда тебя об этом не просят
  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше
  • У вас когда-нибудь была депрессия? Не торопитесь отвечать «нет».
  • Что происходит когда мы не можем управлять собой
  • «Умереть сегодня - страшно, а когда-нибудь - ничего»
  • Создайте себе ресурс на всю жизнь | Когда плохо, когда жизнь наперекосяк, когда чувство, что всё зря
  • Расставание. Когда уже можем расстаться?
  • Я буду счастлив... когда-нибудь
  • Притупите мои чувства, чтобы меня было удобнее использовать
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Мы оба думали, что уже никогда, но знали точно, что когда-нибудь...
  • Когда меня стыдят, я замираю и не могу себя защитить
  • А так хочется, чтобы кто-нибудь меня пожалел
  • А какой марки машины ВЫ?
  • Когда с мужчиной не нужно говорить про чувства
  • О детях, о взрослых, которые когда-то были детьми и о психологах.
  • Когда мы не слышим нашего Внутреннего ребёнка.
  • «Кому сохранить жизнь?» или Мы все когда-нибудь умрем… Что делать? Источник желания.
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Меня все бесит или что делать, когда злость зашкаливает?
  • Как принять себя, когда видишь в себе столько изъянов?
  • Ты когда-нибудь это поймёшь
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • «ЛУЧШЕЕ, что мы можем сделать ДЛЯ СЕБЯ — это ПОЗНАКОМИТЬСЯ с собой! Какой Я?»
  • "Когда для меня делают что-то после моей просьбы, я испытываю не радость, а разочарование..."
  • Доцент, ты был когда-нибудь маленьким?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь