Лингвистическая компетентность личности

 

            При помощи слов и речевых предложений  каждый из нас может выразить разные мысли. Наши слова и речь в целом являются своеобразной формой – сосудом, который мы наполняем важным для нас содержанием – смыслом. Люди понимают друг друга, когда им понятны смыслы – идеи, которые содержатся в формах нашей речи в коммуникации.

            Оформление мыслей в речи так, чтобы они были понятны собеседнику – важная задача в общении. Тем не менее, многие думают, что нет ничего проще, чем выражать свои мысли. Ан нет, - очень часто у нас вместо реального понимания появляется иллюзия понимания собеседника. Но если нет понимания, - нет и эффективности.

            Умение и навык точно формулировать свои мысли – поистине королевские качества личности человека. Я определяю их именно как личностными качествами, так как сформированность этих качеств  свидетельствует о богатстве и силе личности человека. Можно без всякого преувеличения утверждать, что реальная власть человека над обстоятельствами напрямую определяется способностью человека к полноте понимания происходящего – то есть оформления смысла ситуации в соответствующую точную лингвистическую форму.

            Понимать что-то означает способность это точно сформулировать. Как вы знаете о том, понятна ли вам ситуация или нет? Проговорите или напишите – сформулируйте  свои мысли по поводу этой ситуации. Если в ваших формулировках содержится конструктивная идея происходящего – можете быть уверены, что понимание ситуации имеется. Если формулировки негативны по форме, оценочны, не точны и размыты (рефлексивны) – то, скорее, понимания происходящего нет. И контроля над ситуацией, соответственно, тоже нет.

            Примерами могут быть любые бытовые ситуации, ссоры, которые, к сожалению,  иногда случаются. Скажем, что Вы думает по поводу ситуации с супругом, ребёнком, вашим другом, когда их поведение  Вас не устраивает?  Как вы квалифицируете поведение партнёра по бизнесу, клиента, покупателя, который действует «вопреки здравому смыслу»? Как Вы объясняете обстоятельства и поведение участников ситуации, в которой Вы почувствовали себя обиженным (растерянным, «жертвой манипуляции» и пр.)?

            Я такого рода ситуации называю тестовыми. Их в нашей жизни огромное множество. Это все те ситуации, которые находятся за пределами «зоны комфорта» для Вас и требуют  объяснения и понимания.  То, как мы справляемся с такого рода ситуациями, определяет наше субъективное благополучие, стабильность и успех. А  сама возможность справляться здесь однозначно сводится к качеству нашего понимания, - то есть к способности думать. Люди же зачастую не думают в случае столкновения со сложностью  ситуации, а переживают её как трудность.

            Люди в сложных ситуациях не думают только по одной причине: они эту ситуацию переживают. Переживать и думать – «вещи разные». Карл Густав Юнг – великий швейцарский учёный, утверждал, что это взаимоисключающие явления – эмоции и мышление. Когда человек сталкивается со сложной для себя ситуацией, он интуитивно реагирует на возможность с ней не справиться. И, стало быть, в сложности  тестовой ситуации содержится угроза его благополучию (автоматически включатся инстинкт самосохранения).

            Для того чтобы справиться с тестовой ситуацией нужно выключить инстинкт самосохранения. Я этот приём называю «катапультой». Суть его в том, чтобы перестать беспокоиться и начать думать. Этот приём катапульты подробно описан в моей книге «Психология счастья: всё значительно проще». Важной составляющей «катапульты» является инструкция по формулировке вопросов по поводу происходящего.

            Для того, чтобы перестать беспокоиться и начать думать важно последовательно и точно ответить самому себе (желательно письменно) на следующие 4 основных вопроса:

- что со мной происходит в этой ситуации (каковы обстоятельства,  что я чувствую, о чём я думаю, и что я делаю в этой ситуации);

- чего я реально хочу изменить в этой ситуации (прежде всего в себе самом) и чего я хочу достичь. Это классическая формулировка цели, процедура которой хорошо описана в НЛП (нейро лингвистическое программирование);

- какие у меня есть ресурсы и возможности, которые следует вовлечь в процесс изменений и достижения целей, чтобы воспользоваться тестовой ситуацией для достижений и личностного развития;

- каков реальный план действий («Что делать») и с чего нужно начать, первый шаг и проект в целом.

            Такая стратегия использования тестовой ситуации характерна для успешных людей, каждый из которых полагается на самого себя, на свою интеллектуальную инициативу и компетентность. Этих людей как раз и отличает способность к точным формулировкам и лингвистическая чувствительность. С появление НЛП в 1975  году впервые в истории практической психологии появилась система критериев оценки  лингвистической конгруэнтности субъекта. Так называемая мета модель в НЛП описывает систему критериев лингвистической точности.

            Лингвистическая конгруэнтность – свойство людей успешных, которое проявляется в реальном соответствии формы (лингвистической формулировки) и содержания (образного аналога данной формулировки). Проще говоря, субъект в случае лингвистической конгруэнтности точно знает (аналог) о чём говорит (лингвистическая формулировка). В случае лингвистической неконгруэнтности нет соответствия формы и содержания. К примеру, заявление «Она меня раздражает» ложно, не конгруэнтно, так как отсутствует аналог («она раздражает»).  Это просто неправда – никто никого никогда непосредственно не раздражает в таких (коммуникативных) случаях. Аналог нужно искать в явлении «Я сам раздражаюсь в ответ на восприятие и оценку её поведения»). Согласитесь, высказывания «Я раздражаюсь» и «Она раздражает» - далеко не одно и тоже. Более того, одно истинно, а другое ложно. Одно содержит выход из ситуации, а другое ведёт к ещё большему тупику.

            Понятно, что в случаях лингвистической неконгруэнтности люди вводят себя в заблуждение не специально и неосознанно. Однако, последствия такой психолингвистической некомпетентности поистине катастрофичны для человека, для его успеха и счастья. Это выражается в нарушении так называемого генеративного мышления –  способности человека отвечать на вышеназванные вопросы. Психолингвистическая неграмотность и нечувствительность к нарушениям блокирует возможность превращения психологической проблемы в творческую задачу. Человек каждую тестовую ситуацию  проживает как  состояние цейтнота и тупика и не осознаёт этого.

            Языковая конгруэнтность  –  явление новое в истории психологии. И не совсем ещё осмысленное учёными. В том числе и лингвистами и самими психологами. Недооцененная ещё пока в современной науке и практике интеллектуальная инициатива и лингвистическая компетентность субъекта самоактуализации приводит к отсутствию значительного прогресса в создании системы управления персональным успехом и счастьем в жизни. Но такая система уже рождается – нам есть что предложить для людей, стремящихся к развитию, самореализации и самоактуализации. Называется эта система генеративная психология и психотерапия.

            



Просмотров: 303
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Самопомощь себе и своим близким в ситуации проживания психотравмирующей ситуации
  • Почему у одних людей в сложной ситуации возникают суицидальные мысли, а у других нет
  • Что делать, когда бесят люди и ситуации?
  • Мало денег. Что делать в этой ситуации?
  • Как «вытащить» себя из плохого настроения. Чувства, мысли, ситуации.
  • Почему нужно быть спокойным в сложной ситуации?
  • 3 вопроса, которые вытаскивают меня из любой неприятной ситуации.
  • Нет страшнее ситуации, чем попасть во власть человека, которого долго унижали...
  • Как поддержать человека в тяжелой жизненной ситуации
  • Быть хозяином себя в любой сложной ситуации. Телесно-ориентированный и персональный способ обхождения
  • Как правильно поддержать близкого человека в трудной ситуации.
  • Психологические особенности человека, связанные с различными представлениями о ситуации развода
  • Тяжелые жизненные ситуации. Выход есть всегда!
  • Выход из сложной финансовой ситуации (реальный пример)
  • по какой причине возникают разного рода конфликтные ситуации?
  • Психологические особенности людей, переживших экстремальные ситуации
  • Мой мужчина говорит, что любит другую женщину! Как быть в такой ситуации?
  • Что будет, если в ситуации никого не винить?
  • Три ситуации, когда психолог не понадобится и вы сможете справиться сами
  • Поведение людей в критической ситуации: почему не "сама хотела" и "сама виновата"
  • Что делать, если друг живет в ситуации домашнего насилия?
  • Можно ли чувствовать себя комфортно в ситуации неопределенности?
  • Яйца молодых кур или как помочь самому себе изменить отношение к ситуации
  • План действий в безвыходной ситуации
  • Как вести себя в конфликтной ситуации
  • Как взять себя в руки в тяжелой ситуации?
  • Стратегия действий в стрессовой ситуации (упражнение)
  • «А вы сами-то в такой ситуации были?...»
  • Человек - не магнит! Он не может притягивать мечты и ситуации
  • «Штурман, приборы!» Эмоции как индикаторы нашей текущей жизненной ситуации.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь