|
Я не трус, но я боюсьАвтор статьи: Жуматий Татьяна Анатольевна
В статье обобщаются и анализируются представления психологической науки о феномене страха и его производных. Опираясь на опыт работы с клиентами, даются рекомендации по управлению своим страхом, тревогой, напряжением. Статья может быть полезна для самопомощи и работы с клиентами. «Если ты никого не боишься, значит ты – самый страшный!» (Юмор)
В процессе психологической практики ко мне часто обращаются клиенты с жалобами на страх и тревогу. Эта статья является попыткой поделиться важными, на мой взгляд, моментами в работе с темой страха. Основное желание «боязливых» клиентов - избавиться от страха. Для начала, я предлагаю поисследовать страх и уже потом решить, что с ним делать. Тревога, паника, беспокойство, ужас, кошмар, фобия и т.п. – это эмоциональные состояния, основой которых является страх. Сам же страх – это базовая эмоция человека. Это значит, что страх, не являясь суммой других эмоций, при этом может быть их составляющей. Х.Кёлер рассматривает страх как явление внутренней природы человека. Такое метафорическое сравнение, на мой взгляд, удачно демонстрирует необходимость принятия своей базовой эмоции. Как душевный феномен, страх так же естественен, как и явления внешние – дождь, ветер, туман или гроза. И с точки зрения нашей внутренней природы, желание ликвидировать страх так же абсурдно, как и желание ликвидировать неприятные погодные условия (4). Н.Пезешкиан определял страх как эмоциональное состояние с центральным мотивом защиты от опасности и стереотипными сопутствующими проявлениями со стороны организма (5). Страх основан на инстинкте самосохранения и имеет защитный характер. Пока у учёных нет единого мнения, являются ли «страх» и «тревога» разными по своей сути понятиями или же речь идёт об одной эмоции, но выраженной в различной степени. Тем не менее, многие авторы, считают, что разница между тревогой и страхом проста:
Но при анализе конкретного случая состояния напряжения установить эту разницу довольно непросто (1). К примеру, М. Литвак считает тревогу эмоцией, которая возникает при общей оценке ситуации как неблагоприятной. Если источник тревоги ликвидировать не по силам, тревога переходит в страх. А К. Изард полагает, что первичной и самостоятельной эмоцией является страх. А тревога представляет собой комбинацию нескольких эмоций: страх+печаль+стыд+вина.(8)
"Страх в малых дозах стимулирует, в больших - парализует." (И.Шевелев)
Ю. Щербатых также дифференцирует понятия страха и тревоги (см. табл.1).(9)
Согласно исследованиям Ч.Д. Спилбергера, тревожность может выступать как черта личности, которая определяется типом нервной системы, темперамента, характером, воспитанием и приобретёнными стратегиями реагирования на внешние факторы, а может быть реакцией человека на угрожающую ситуацию (6). «Что является объектом угрозы?» - это один из вопросов, касающихся понимания тревоги. Как правило, опасность угрожает целостности живого организма, а в дальнейшем объектом становится целостность «Я» и потребности личностного уровня (1).
«Единственное различие между страхом и приключением, как часто вы дышите». (Юмор)
Тревога, в отличие от страха не всегда может быть отрицательно воспринимаемым чувством, так как её проявление возможно и в виде волнующего ожидания, радостного волнения, воодушевления. И. Кириллов считает, что тревога и воодушевление являются проявлением избыточной энергии, полученной в результате стресса. Во что превратится эта энергия, зависит от того, есть ли у человека или его организма готовый план действий. Если таковой имеется, то человек действует, испытывая воодушевление, даже если ситуация очень неприятна. А, не зная, что делать со своим возбуждением или пытаясь подавить свои естественные импульсы. Человек даже в самой приятной ситуации ощущает тревогу (3).
«Если Вы не боитесь темноты, значит у Вас плохо с воображением» (Юмор)
Н. Пезешкиан отмечал, что восточные философы различали три вида страха, которые называли первичными страхами: это страх перед прошлым, настоящим и будущим.(5) Интернет-ресурсы подтверждают этот факт, говоря о том, что 70% наших страхов связаны с будущими событиями, 25% - с прошлыми и только 5% с настоящими.(10)
"Если хотите ничего не бояться, вспомните, что бояться можно решительно всего." (Сенека Младший)
В соответствии с четырьмя качествами жизни и четырьмя формами переработки конфликтов, Н. Пезешкиан выделял 4 основных формы страхов и депрессий, которые могут приводить к четырём механизмам бегства (в болезнь, в работу, в одиночество и в фантазии) (см. рис. 1). (5) Рис. 1 Четыре базовые формы тревоги и депрессий
Х. Кёлер отмечает, что страх становится патологическим, если человек не замечает его смысла и побудительного характера. Страх возникает каждый раз, когда мы попадаем в ситуацию, которая нам не под силам, во всяком случае пока. Смелый человек отличается от боязливого тем, что ему удаётся интегрировать и преобразовать свой страх. Любое развитие, любой шаг навстречу зрелости связан со страхом. (4)
“Храбрость есть не столько отсутствие страха, сколько победа над страхом.” (Н. А. Бердяев)
Используя технику позитивной реинтерпретации в работе с клиентами и принимая во внимание опыт коллег, я собрала список позитивных функций страха.
Страх – это:
«Существует старинная восточная притча о демоне пустыни. Если путник долго идёт по дороге, перед ним может возникнуть крохотный вихрь, в центре которого будет просматриваться маленький чёртик. Как только путник обратит на него внимание, чёртик будет расти, надуваться, пыжиться, пока не превратится в огромного злобного демона до небес, который занесёт над путником свою ногу, чтобы раздавить его. Тогда, гласит притча, у путника остаётся только одно спасение. Следует скорчить презрительную мину и начать понижать свой взгляд – и демон тут же начнёт уменьшаться в размерах, оставаясь ниже линии взгляда. И когда он снова превратится в маленького чёртика у ваших ног, можно смело раздавить его. Не испугавшись даже на первый взгляд безнадёжной ситуации, можно переломить её в свою пользу. Методика распознавания страха и его сдерживания проста: увидеть приближение противника и схватить его прежде, чем он проникнет в вас и овладеет уже вами».(7)
Г. Дик-Рид заметил следующую последовательность событий в процессе родов: страх-напряжение-боль. Например, будущая мама боится боли, о которой ей рассказали другие женщины ещё задолго до родов. Из-за этого она переживает и держит себя в напряжении. Напряжение и неумение расслабиться делает приходящие схватки ещё более болезненными. Теперь каждую последующую схватку женщина будет ждать со страхом. Так и возникает последовательность страх-напряжение-боль, которая прослеживается во многих сходных ситуациях (2). Боль, на мой взгляд, может быть не только физической, но и душевной, например, если задеты самолюбие, гордость, репутация и т.п. Если боль была слишком интенсивной, то перспектива её повторения будет вызывать страх. Таким образом, образуется замкнутый круг (рис.2) Рис.2 Замкнутый круг: СТРАХ-НАПРЯЖЕНИЕ-БОЛЬ
Человека учат бояться с самого раннего периода его развития. С гормонами стресса тревога матери передаётся ребёнку, находящемуся ещё в утробе. Далее следует реально болезненный и пугающий процесс родов. И, надо заметить, если роженица не готова к этому процессу, то пугается и ребёнок, которому не менее больно и страшно, чем маме. Начиная с рождения, родители начинают обучать ребёнка бояться. Это происходит, как сознательно, так и опосредованно. Ребёнок будет бояться того же, чего боятся его родители.
«Не можешь быть хорошим примером – будь страшным предупреждением.» (Юмор)
Первая фаза стресса – это тревога, которая начинается мобилизацией ресурсов организма. Возникает напряжение. Природой заложены две реакции организма на угрозу: бить (сопротивляться) или бежать (убегать). Есть ещё одна реакция, возникновению которой мы обязаны социуму – это замирание. Очень часто в детстве подавляется сопротивление, ребёнка учат терпеть. В процессе замирания наблюдается внешнее спокойствие, но чувства никуда не деваются, они перерастают во внутреннее напряжение. Длительное напряжение вызывает боль. Интеллект отключается, и тогда чувства овладевают человеком. Повторение боли пугает. Круг замыкается. Часто я слышу от своих тревожных клиентов, что они боятся уже самого приступа тревоги больше, чем того, что якобы может с ними случиться. Возникает боязнь своего страха. Чтобы разорвать этот порочный круг необходимо вести работу с его тремя составляющими:
«Кто по горло сыт страхом, не голоден до впечатлений». (Станислав Ежи Лец)
Прежде всего, необходимо перевести человека из состояния «боящегося» в состояние «исследователя» своего страха (см. рис 3). Рис.3 Исследование чувства страха по балансной модели Эти же данные можно брать в дальнейшую проработку с целью их изменения. Также можно использовать техники работы со страхами из других методов психотерапии (диалог со страхом, скульптура страха, рисунки, аутотренинг и т.д.) 1. Работа с напряжением. «Шутка есть ослабление напряжения, поскольку она отдых». (Аристотель) Говоря о напряжении, в основном мы имеем в виду мышечное напряжение. Скелетные мышцы можно научиться напрягать и расслаблять, используя самоконтроль. Напряжение же внутренних органов невозможно расслабить по собственному желанию. Тревога и страх несовместима с расслаблением. Если научиться расслабляться, то с успехом можно снимать тревожные приступы. Но, чтобы понять, что такое расслабление, необходимо сознательно ощутить напряжение. Техника релаксации с чередованием напряжения и расслабления (по Джейкобсону) требует длительной практики. Г. Дик-Рид считает, что очень важно научиться расслаблять лицо. Лицо поддаётся релаксации хуже всего. Всего имеется около шестидесяти лицевых мышц, которые могут испытывать напряжение. И хотя человек с расслабленным лицом выглядит не лучшим образом, замечено, что если научиться расслаблять лицо, то легко можно устранять напряжение и в других частях тела.(2) Во время процесса расслабления воображение может возвращать мысли в переживания. Не нужно пытаться остановить мысли, так как это является очень активным упражнением. Необходимо помнить, что мысли нужно сосредоточить только на расслаблении мышц, и тогда для других эмоций не останется места. Когда мышцы расслабляются, мысли становятся спокойнее, пока не угаснут совсем.
"Боль, которую ждешь, всегда кажется сильнее неожиданной." (В.Брусков)
Если работу со страхом и напряжением можно отнести к работе с симптомом, то работа с душевной болью может относиться как к симптоматическому, так и к базовому уровню психотерапевтической работы. Многие из моих клиентов параллельно являются пациентами докторов и принимают медикаментозное лечение. Однако, их направили ко мне, так как таблетки не помогли или имели краткосрочный эффект. В таком случае психотерапия работает с причиной возникновения страхов. Это может быть связано с какими-то травмирующими событиями в течение жизни (потери, измены, ситуации на работе и т.д.) или же с детской ситуацией (физическое насилие, контроль, подавление и др.). Необходимо поисследовать события в жизни, которые связаны с душевной болью и проработать их, простить людей, которые причинили боль и отпустить свои обиды.
Сама тема страхов завораживает и пугает. Человек в страхе похож на человека, оказавшегося внезапно в темноте и не знающего, что его там ждёт. Чтобы не бояться находиться в незнакомой тёмной комнате, мы включаем там свет. И хотя данная статья является каплей в океане информации о феномене страха, я надеюсь, что кому-то она поможет пролить свет в темноте тревожных переживаний. Литература:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|