|
Профилактика компьютерной зависимости младших школьниковАвтор статьи: Оленникова Виктория
Отчего дети сидят за компьютером часами? Наверное, этот вопрос задавали себе многие родители.. Гораздо проще не корректировать уже сформировавшуюся привычку, а предупредить ее или принять меры "в самом начале". Основной задачей младшего школьного возраста психологи считают развитие произвольности собственного поведения, что подразумевает под собой освоение социальных норм и правил. Прежде всего, это связано с поступлением ребенка в школу и изменением его статуса: теперь он ученик и обязан соответствовать предъявляемым ко всем ученикам требованиям. Однако, дети данного возраста активно осваивают не только социальные требования и границы, но и границы собственного «Я». Часто, в совместных играх они соревнуются в том, «кто самый ловкий», «самый быстрый», «самый красивый» и т.д. Эта соревновательность детей младшего школьного возраста отражает потребность в определении тех своих качеств, на которые ребенок может самостоятельно оказывать воздействие. С поступлением в школу самовоздействие, самоизменение должно стать основным содержанием большинства форм деятельности маленького человека (конечно, нельзя исключать и другие, в которых ребенок просто отвлекается, например, игру) Зачастую возросшая ответственность – как в школе, так и перед собой самим – оказывается слишком тяжела для детей, и одной из форм ухода, отказа от нее как раз и является компьютерная зависимость. "Не получается ничего изменить в школе, дома - можно в игре!" - примерно так думает ребенок. Психологи выделяют следующие негативные новообразования у детей младшего школьного возраста, обусловленных неверной адаптацией к школе (иначе: дефицитарные качества личности). - Ориентация на ошибки. Она возникает тогда, когда взрослые, а затем и сам ребенок, оценивают его действие по ошибкам в результате. Страх допустить ошибку тормозит проявления инициативы школьника. Он становится пассивным, не проявляет живого интереса к учебе и другим видам деятельности, в которой его могут оценивать. "А за компьютером - можно делать то, что хочешь и то, что получается" - мысли могут быть такими. Взрослый в этом случае должен учить ребенка видеть познавательное значение ошибки: ошибка дает возможность сделать в следующий раз правильно. «На ошибках учатся», это не страшно. - Недооценка себя, неуверенность в себе. Такие дети постоянно уклоняются от ситуаций напряжения, от ответственности, так как считают, что не справятся. Неуверенность возникает тогда, когда взрослые постоянно объясняют неудачи ребенка его глупостью, невнимательностью, невезением («все у тебя вечно не так»), а успехи – случайностью. Выражение «Как вы яхту назовете, так она и поплывет» хорошо передает специфику этой неуверенности. "Зачем тратить силы, если все равно не получается, а в игре все легко" - может думать ребенок Преодоление неуверенности возможно через создание ситуаций успеха и одобрение при малейшем успехе. - Сокращенная жизненная перспектива. Такие дети легко поддаются влиянию других, во всем ждут подсказки взрослого или ориентируются на сверстника. "Я и сам не знаю, чего хочу, захватило" - возможны такие мысли. Преодоление этого качества – развитие самостоятельности детей: как через дозирование помощи, так и через стимулирование к самостоятельным действиям, а также планированию своих действий: «Давай составим план на сегодня, чем ты будешь заниматься..» «Посмотри, у тебя получается и без моей помощи.. » - Ограниченный языковой код. Ребенок судит о своих способностях и способностях других только по школьным оценкам. Или ценность другого определяется какой-то вещью либо отдельным качеством, которое у него есть. "Все играют, это классно. А я не хуже" - ребенок может думать и так Ограниченность эту можно и нужно преодолевать, показывая ребенку разные качества других людей и его самого, которые проявляются во взаимоотношениях с другими, в действиях других.. Профилактика компьютерной зависимости среди младших школьников основана на необходимости включать ребенка в разнообразные виды деятельности с целью сформировать у него устойчивое убеждение в том, что своими действиями он может изменять себя к лучшему: он постарается, и сможет хорошо учиться, достигать успехов в спорте, творчестве и т.д. И это интереснее, чем "часами за компьютером". Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|