Зачем болеют дети. Немного о важном...

Зачем болеют дети Немного о важном

Зачем болеют дети? Не почему, а именно зачем? Кто из нас задавал себе такой вопрос?

Я себе такой вопрос задал ещё будучи подростком. Моя мама - воспитатель в специализированном доме ребёнка. Я часто заходил к маме на работу, по вечерам слушал её рассказы о детях её группы. Дети были там разной тяжести, с разной динамикой. И, главное, каждый был прикреплён к определенному воспитателю. Воспитатели тогда работали в режиме сутки через сутки. Естественно, к прикреплённому за ним ребёнку они уделяли больше времени, чем остальной группе.

И вот какие наблюдения я сделал:

- чем более открытый воспитатель, тем более динамичней развивался ребёнок и тем более здоровым он был.

- когда воспитатель уходил, ребёнок начинал себя хуже чувствовать или хуже себя вести, часто одно было следствием другого. 

Тогда я сделал вывод: когда дети получали достаточно человеческого тепла и заботы, тем им было лучше. А плохое самочувствие даёт гарантированное внимание со стороны взрослого. Позже я нашёл подтверждение в литературе и в результате различных исследований.

Другое моё наблюдение уже касалось детей семейных, с которыми я общался в школе, на улице. И вот один из них, мой друг, тогда мне сказал, что он любит болеть, его никто не трогает. Можно побыть одному. Мама у него была гиперактивной и мальчик был под опекой "строгого режима". Позже, этот опыт мне помог сделать вывод, что дети иногда заболевают, чтобы "отдохнуть" от заботы.

Когда я уже учился на психолога, меня очень заинтересовала психосоматика, и я провёл параллель с моими ранними наблюдениями и решил изучить какую-нибудь серьёзную болезнь. Такой болезнью была бронхиальная астма. Выбор пал не неё ещё потому, что я сам ей страдал в детстве, но благополучно справился с ней.

 В ходе изучения данной болезни я сделал два важных наблюдения (вкратце):

- бронхиальная астма часто "проходит сама собой" по мере взросления. Тут я имею ввиду, что приступы удушья становятся менее интенсивными, рецидивы случаются всё реже, вплоть до полного исчезновения симптомов.

- приступы бронхиальной астмы часто обусловлены "внешними" факторами. Т. е. приступ удушья является реакцией ребёнка на какие-то неблагоприятные с его точки зрения события. Например, отсутствие мамы долгий период. Или как реакция на проблемы в школе, которыми он не может поделится со взрослыми.

Отсюда можно сделать вывод, что имеет место нездоровый (психологический) симбиоз или травматический опыт. Например, сильная привязанность ребёнка к матери (сильный симбиоз) или сильный испуг в первые годы жизни, сильная неадекватная реакция одного из родителей на ребёнка (ранний травматический опыт).

В случае симбиоза матери и ребёнка по мере взросления происходит естественная сепарация (разрыв психологической связи) ребёнка и матери, т. е. симбиоз рушится и приступы астмы уменьшаются (при частичной сепарации) или сходят на нет (при полной сепарации), так как являлись симптомом нездорового симбиоза.

В случае же травматического опыта изменение симптоматики будет происходит по мере изменения восприятия этого опыта или выхода из среды, воспроизводящей такой опыт.

Всё это справедливо и для других психогенных заболеваний.

Исходя из выше сказанного, можно сделать следующий вывод: заболевание у ребёнка может быть защитной реакцией на стресс, который он испытывает внутри семьи и/или в ближайшем окружении. Например, в детском саду или школе.

С точки зрения системной семейной психологии, можно сказать, что частые болезни у ребёнка есть признак дисфункциональной семьи. На общечеловеческом: ребёнок через болезнь решает проблемы, которые в норме должен решать родитель, т. к. семья не может полноценно выполнять свои функции.

Примеры:

- когда ребёнок болеет, папа и мама перестают ругаться и живут в мире;

- когда ребёнок болеет, мама начинает о нём заботится/папа чаще бывает дома;

- когда ребёнок более, папа/мама не кричат на него/не бьют его;

- ребёнок не выдерживает нагрузки (в учёбе, в домашних делах), не может соответствовать «идеалу» родителей, и уходит в болезнь;

- над ребёнком издеваются в детcком саду/школе, но он не может об этом сообщить взрослым по каким-либо причинам;

- допишите своё.

 

Подводя итог.

Важно помнить, что дети очень ограничены в своём взаимодействии с миром, с родителями, с друзьями. Они могут использовать лишь то, чему научились, находясь в семье. Болеют все дети, и помнят они не только горькую микстуру, но и то, как менялся мир вокруг них на то время.

Важно помнить, что заботиться о детях надо не только, когда они болеют, но и когда у них всё хорошо. Так, чтобы болезнь не стала единственным инструментом получения заботы.

Важно помнить, что дети – тоже личности, со своими границами и желаниями, что сверхзабота их может душить.

Важно помнить, что не стоит обвинять ребёнка в том, что они попили холодной воды и у него снова болит горло, или что он опять играл с кошкой и теперь весь в аллергии. Лучше помочь им как заботящийся, а не критикующий родитель.

Важно помнить, что здоровые отношения родителей залог здоровья ребёнка. И что эти отношения в наших руках.



Просмотров: 394
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Надо заставить ребёнка учиться! Пусть ребёнок лучше умрёт, чем тройки будет в школе получать!
  • Почему болеют дети? Или "Мама - лучший доктор, папа - лучший врач".
  • "Солнечные дети - счастье в доме" или трудности воспитания ребёнка с ОВЗ
  • Когда родитель решает проблемы за счёт ребёнка...
  • Почему болеют дети? Дети и "холод" в семье.
  • Мужские сексуальные проблемы. "Кто отец ребёнка?" — иногда лучше этого не знать
  • Когда мама не принимает своего ребёнка
  • Когда для ребёнка "слишком". Контейнирование чувств
  • Что важно помнить родителям и другим взрослым, у которых дети входят в подростковый возраст.
  • Как мы так и НЕ познакомились с фразой "мой ребёнок часто болеет"
  • "Мамочка, можно я встану в угол?" О наказании и прощении ребёнка и (или) себя.
  • Может ли ваш ребёнок ответить на вопрос: "Кто я?"
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими. Ваш ребёнок всегда лучше!
  • "Мы" как тест на симбиотические отношения матери и ребёнка
  • Когда дети болеют: мысли психолога
  • Ребенок - "кумир семьи". или Когда взрослеют дети?
  • "Мой ребёнок окончил школу". О том, как одно слово может изменить жизнь.
  • Когда дети болеют
  • История одного ребёнка. Авторитарная бабушка и непослушный ребёнок.
  • Приведения, монстры и темнота: когда ребёнок не может уснуть
  • Определить Психологическое Состояние ребёнка в детском саду, школе, дома с помощью рисуночных тестов.
  • Вести из песочницы: что делают дети на детских площадках, когда истощенная мама не дает им внимание.
  • Можно ли отдавать ребёнка в садик до 3 лет с точки зрения нейропсихологии
  • Почему некоторые дети часто болеют. Психологические причины болезней детей.
  • Недоступный родитель, преисполненный важности, создаёт ребёнка, который не может найти «своего пути»
  • Папа-школа - продвинутый уровень - "Жизненный Сценарий вашего ребёнка"
  • Рекомендации психолога родителям, чьи дети часто болеют:
  • Когда лучше отдавать ребёнка в детский сад
  • Когда родитель обиделся и не хочет разговаривать. Последствия для ребёнка!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь