|
Нужен ли взрослый современному подростку?Автор статьи: Ирина Букина
Мир изменился...Многое из того, что было, ушло, и не осталось тех, кто помнит об этом (х/ф "Властелин колец: Братство кольца") Мир действительно изменился. Меняется и психологический портрет современного человека, а в особенности – ребенка и подростка. По мнению А. Варги, усилился разрыв между родителями и детьми, поскольку родители еще росли в мире, не знавшим мобильной связи и Интернета, а сегодняшние дети – это дети электроники, компьютеров и «всемирной паутины». Зачастую детям и родителям сложно понять друг друга, у них мало общих интересов. В этой связи показательный результат получили А. М. Прихожан и Н. Н. Толстых. Они повторили в 2009-2010 гг. эксперимент Т.В. Драгуновой, проводившийся в 1950-х гг. (Прихожан, Толстых, 2011): Современные подростки в отличие от советских детей 12-13 лет, читая отрывки из трилогии Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность», эмоционально не отзывались на описание переживаний главного героя – подростка Николеньки, не сопоставляли собственный опыт с тем, что описан в книге. В этой связи исследователи делают вывод о том, что у современных подростков рефлексия (самоанализ) практически не выявляется в отличие от школьников 1950-х гг. и даже подростков 1980-х гг., у которых она была выражена существенно слабее (Прихожан, Толстых, 2011, с. 20). В условиях современной инфраструктуры связи у подростков изменился механизм поиска своего «Я» (идентичности): на смену рефлексии и интроспекции (самонаблюдения), характерных для подростков конца XIX - начала XX века, пришло самовыражение через «рассказ» о сиюминутных событиях, происходящих в жизни подростка. При этом этот «рассказ» в действительности представляет собой короткие записи или размещение фотографий в блогах, на страницах социальных сетей, что не предполагает глубоких размышлений, логически связанного текста и т.п. Показательна также тенденция к попытке запечатлеть каждое, даже весьма незначительное событие своей жизни с помощью моментальных фотографий – селфи, что даже не предполагает размещения какого-либо текста. Таким образом, «рассказ» о себе становится сугубо образным и контекстуальным: такой «рассказ» будет непонятен не только следующему поколению подростков, но и, например, подросткам из другого города, другой страны или другой социальной группы. Увеличение разрыва между родителями и детьми, в первую очередь, касается разрыва между детством родителей и детством их собственных детей. В современной ситуации граница между взрослым и ребенком существенно размыта. Для современных подростков не свойственно чувство взрослости в виде стремления обладать правами, но не обязанностями взрослого. «Им не надо бороться за свои права, для большинства из них соблюдение этих прав естественно» (Прихожан, Толстых, 2011, с. 20). Само понятие взрослости перестало ассоциироваться с конкретным возрастным периодом – появилась новая тенденция «становление взрослости» или «появляющаяся взрослость» (emerging adulthood). Эта тенденция относится к той категории относительно молодых людей (20-40 лет), которые продолжают жить во многом подростковыми ценностями и механизмами поведениями. Дж. Арнетт – ученый, который ввел в научный оборот термин emerging adulthood, - отмечает, что «традиционные маркеры взрослости - брак, родительство, финансовая независимость и домовладение - становятся все более трудноуловимыми в прямом и переносном смысле» (Arnett, 1998, 2005. Цит. по: Золотухина М., 2014). Чем современный подросток отличается от подростков прошлых лет? Психологи выделяют следующие черты:
Значит ли это, что у них "другие проблемы"? Оказывается, что современным подросткам приходится решать те же задачи, которые были характерны для прошлых поколений (Райс, Долджин, 2010).:
В связи с этим возникает нетривиальный вопрос: какова роль взрослого в жизни современного подростка? Остается ли взрослый (родитель, педагог, тренер) значимым человеком в жизни подростка, источником не только знаний, опыта, но и поддержки, помощи? Многочисленные исследования отечественных и зарубежных специалистов показывают, что юношеская концепция социальных отношений и социального устройства общества формируется не только в общении с родителями, но и во взаимодействии с другими значимыми взрослыми. Более того, значимость взрослых, не являющихся родственниками ребенку, в процессе становления социальных навыков может быть очень существенной. Это в большей степени касается воспитателей – тех взрослых, которые заботятся о ребенке наряду с родителями (например, няни, спортивные тренеры, близкие друзья семьи и т.п.). Благоприятные отношения, складывающиеся между учителем и подростком, мотивируют школьника достигать более высоких результатов образовательной деятельности (Wentzel & Caldwell, 1997), способствуют развитию индивидуальности (Campbell, Lamb, & Hwang, 2000), стимулируют социально полезное поведение (Zahn-Waxler & Smith, 1992). Чем значимый взрослый (родитель, педагог, тренер, друг семьи) может помочь подростку? Очень точно об этом сказала Ф. Дольто: «…необходимо, чтобы взрослый видел то, что находится в сердце ребенка, а не искал бы в отроческих проектах высокого процента рациональности» (Дольто, 2010). Подросток в этот период остро ищет признания со стороны не только сверстников, но и взрослых, подсознательно чувствуя, что пока он не в состоянии конкурировать с последними, поскольку у него еще нет достаточного опыта. Именно это и придает такую остроту этим попыткам, зачастую приводящим к эпатажным выходкам, девиантному поведению (отклоняющемуся от социально принятых норм). Подросток очень чувствителен к критике, особенно, со стороны значимых взрослых, поэтому в этот период ему важно убедиться, что взрослые воспринимают его, готовы выслушать его мнение. Задача такого взрослого в этот момент выслушивать ребенка, интересоваться его мнением о какой-либо теме, происходящих событиях и т.п. В этот период подростку также важно эмоционально отдалиться от своей родительской семьи, поэтому единственного интереса родителей явно недостаточно: подростку важно найти себя за пределами своей семьи - в партнерском общении с другими взрослыми. К подростку, как пишет Ф. Дольто, возвращается "хрупкость новорожденного" и одновременно остро возникает потребность "найти себя", поэтому бережное и уважительное отношение взрослого позволит сохранить доверие и оказать необходимую поддержку.
Ссылки и рекомендуемая литература: Дольто Ф. (2010) На стороне подростка. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. Кондрашкин А.В. (2013) Интернет в развитии современных подростков // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». М., 2013, №2. Круглый стол: «Проблемы современного человека. Чем может помочь психолог?». URL:http://www.psynavigator.ru/articles.php?code=202. Дата обращения: 19.12.14 Обухова Л. Ф., Попова М. В. (2011) Варианты жизненной позиции российских подростков / На пороге взросления: Сборник научных статей. – М., 2011. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. (2011) Подросток в учебнике и в жизни: кризис тринадцати лет / На пороге взросления: Сборник научных статей. – М., 2011. Райс Ф., Долджин К. (2010) Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб: Питер, 2010. Аrnett, J. J. (1998, 2005) Learning to Stand Alone: The contemporary American transition to adulthood in cultural and historical context. Human Development. № 41. P. 295—315. 1998, 2005. (Цит по: Золотухина М. Взросление по-американски: смена вех. // «Отечественные записки», № 5(62), 2014 г.) Hair, E. C., Jager, J., & Garrett, S. B. (2001). Background for community-level work on social competency in adolescence: Reviewing the literature on contributing factors. Washington, DC: Child Trends. Hamre, B. K., & Pianta, R. C. (2001). Early teacher-child relationships and the trajectory of children's school outcomes through eighth grade. Child Development, 72(2), 625-638 (Цит. по: Hair, E. C., Jager, J., & Garrett, S. B. (2001). Background for community-level work on social competency in adolescence: Reviewing the literature on contributing factors. Washington, DC: Child Trends) Scales, P. C., & Gibbons, J. L. (1996). Extended family members and unrelated adults in the lives of young adolescents: A research agenda. Journal of Early Adolescence, 16(4), 365-389. (Цит. по: Hair, E. C., Jager, J., & Garrett, S. B. (2001). Background for community-level work on social competency in adolescence: Reviewing the literature on contributing factors. Washington, DC: Child Trends) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|