"Кот в сапогах" - 2011, мнения и попытка психологического анализа

«Кот в сапогах»  вышел на экраны и сразу стал поводом для оживленной дискуссии. Разумеется, абсолютное большинство голосов принадлежит взрослой части населения.  Многие взрослые в своих отзывах, часто негативных или весьма критических, честно добавляли мнения своих детей – а ребенку очень понравилось.
Есть смысл попытаться понять причины разницы взрослых и детских реакций, и для чего и для кого, собственно, этот фильм.
Любой может, набрав соответствующие ключевые слова в строке поиска своего веб-браузера, узнать массу самых разных мнений – и профессиональных кинокритиков и простых потребителей культурного продукта.
Поэтому я попытаюсь очень коротко описать некую квинтэссенцию взрослых мнений, а потом проанализировать значение «Кота» для детского мира.
Для взрослых важно, что главный персонаж – Кот в сапогах – очень напоминает актера, вдохнувшего в него жизнь своим голосом, Антонио Бандераса, своими манерами и, конечно, тут же вызывает аллюзию на одну из знаменитых ролей актера, Зорро. Кто из поколения шестидесятников не помнит Зорро в исполнении ослепительного Алена Делона и Антонио Бандераса в фильме с продолжением?  Не побоюсь сказать, что влияние того героико-романтического персонажа на наши, в то время детские умы и сердца, было колоссальным. Достаточно вспомнить, что на заборах и в подъездах того времени главенствовали три слова – «Фантомас», «Zorro» (именно в такой транскрипции) и еще одно, не являющееся цензурным во все века, слово «х». Не будем обсуждать сейчас причины популярности Фантомаса и фактора «х», это отдельные темы. А вот за что любили Зорро – он был хорош собой, смел, благороден, и, что немаловажно, удачлив во всех своих предприятиях. Это была ожившая мечта о красоте, романтике, лучших человеческих чувствах в апогее развития. В общем, хотелось хотя бы впитать этот образ и поиграть по возможности в него, если уж невозможно ему полностью соответствовать. Зорро сменил собой героев гражданской и Великой Отечественной войн с их высокой степенью трагизма и слишком малой дистанцией по отношению к нашей реальной жизни. Про войну было смотреть интересно, но слишком больно оттого, что почти каждая семья испытывала боль утраты деда или отца или брата… Зорро отстоял значительно дальше от нашей реальности и не мог  причинить такой боли, как напоминание о реальном событии.
Создателям «Кота» пеняли на фривольное отношение к сюжету братьев Гримм,  поспешную попытку взлета на волне популярности «Шрека», прародителя киноверсии истории «Кота», американский стиль туалетного юмора и гиперсексуальность голоса Кисы Мягколапки, голоса, которым, по некоторым высказываниям, можно лечить импотенцию. На многое еще пеняли и дружно ругали.
Пришло время посмотреть на Кота глазами ребенка, для которого, собственно, и предназначены сказки и способ оживления сказки с помощью мультипликации. Нам поможет  внимательный взгляд на некоторые аспекты фильма, которые не сразу бросаются в глаза.
Вот ответ мальчика шести лет в ответ на вопрос, чем ему так понравился Кот из нового фильма: «Ну, он ловкий, мягонький…, - и, почему-то стесняясь, добавил, - и странный». Кот странный, и почему это может нравиться ребенку? Конечно, это всего лишь одно мнение, но от него, как от печки, можно пойти в пляс дальше. А дети, скажите пожалуйста, не кажутся нам странными на каждом шагу? И непонятными, и ставящими нас в бесчисленные тупики своими вопросами или, наоборот, упорным молчанием. Безусловно, любой ребенок это странное существо, это странник по определению, легко (в отличие от нас, взрослых), путешествующий в миры Зазеркалья и вообще любые миры. Наш взрослый опыт обжигания на киселе и дутья на воду, нередко приковывает нас к тщательно взлелеянной и наиболее безопасной картине мира и этим резко сужает наше сознание и поле восприятия. Мы пытаемся расширять свое сознание, не буду говорить, чем, но куда нам до любого ребенка с его свежим и охочим до новизны восприятием.
Посмотрите на этого Кота, у него масса эпитетов – Диабло Като, пушистый Дон Жуан, Чупакабра, Рыжий Убийца.  Он весьма богат потенциальными возможностями, и его не всегда верно понимают. Как любого из детей. Он – вне закона. А кто из детей способен хотя бы понять этот наш закон? Кот постоянно подвергается несправедливости, и он остается (хочется добавить – человеком) самим собой, хорощим другом, верным спутником и замечательным жизнелюбом, да, конечно, еще авантюристом. Нотка авантюры, головокружительного приключения, это непременный атрибут любого супергероя детской масс-культуры. Она помогает ему отрешиться от изветшалых стереотипов социальных стратегий и покинуть кокон переходных периодов развития. Причем, покинуть по классическому сценарию героического пути, будь то мифы, народный фольклор или современная масс-культура, не ползком или пешком, а в полете. Способность летать – непременный атрибут супергероя, тоска души по истинной свободе во всем, в том числе к перемещениям в пространстве, времени, между измерениями. Летают эти герои сами или на ковре-самолете или с помощью семимильных сапог, встроенных кибер-механизмов, качеств, приобретенных в процессе мутации или эволюции, или на паутине, не столь существенно. Кот летает! Он перелетает с крыши на крышу, в зажигательных латиноамериканских танцах, на чудесных облаках, доставивших его в чертоги волшебной Гусыни, несущей золотые яйца. Это, если не считать устрашающе-стремительного взлета в небо на колоссальном стебле, проросшего из волшебного боба. Полет супергероя это совершенно безотказно действующая фишка, она делает ребенка счастливым. Взрослый же человек нередко слишком боится падений, чтобы мечтать о полетах. Мало того, еще и готов изъязвит своим сарказмом летающего. От зависти, разумеется, и собственного бессилия.   
Эпизод парения в разреженных небесных сферах, в которых голоса героев становятся писклявыми (собственно говоря, детскими) вызывает аллюзию на главу из «Мэри Поппинс» про день рождения дядюшки Мэри, на котором все проглотили смешинки и взлетели под потолок. Это один из самых увлекательных и полных радости эпизодов этой чудесной книги.
Чем достигается успешность главного героя, тоже не последняя спица в колесе. Он не великан, не наделен ни силой, ни какими-то сверхспособностями, кроме гипнотического взгляда. А разве детский чистый взгляд не манит погрузиться на самое его дно и забыть обо всем на свете? Этим Кот должен бы выгодно отличаться в наших взрослых взглядах от супергероев типа мутантов и киборгов, он всего лишь зовет назад, к нашей природе, к мягкости и пушистости наших истоков.
Взрослым критикам и даже простым зрителям оказался практически не понятным образ Шалтая Александра Болтая. Он, безусловно, дополняет образ главного героя, но, если Кот олицетворяет собой архетип, который со времен К.Г. Юнга, называется Дитя, то Шалтай может позиционироваться как архетип Вечного Зародыша. Он есть яйцо, и эта суть делает его объектом насмешек и причиной собственного комплекса неполноценности. Яйцо это чистый потенциал, не проявленная суть, тайна за семью печатями, и таковы некоторые из нас, которым в детстве не посчастливилось получить карт-бланш на свободное и неповторимое развитие, потому возникла привычка рядить свое яйцо в социальные платья и маски, даже не подозревая, что внутри они вовсе не протухли, как утверждают злорадные присутствующие, а, напротив, содержат золотое сердце, достойное исполнения мечты Шалтая о небесах. Чтобы обнажить это золотое сердце и помочь ему вознестись, надо обладать широтой души и способностью к любви Кота.
Еще несколько слов о золотых яйцах, которыми осчастливили Кот и Шалтай граждан своего города Сан-Рикардо. Мы не видели, чтобы кто-то успел материально разжиться за счет приобретения этих яиц, и похожи она на крупинки небесной радости… Последний момент, возможно, притянут за уши. Тянут за уши и в день рождения, и мы можем просто поздравить ребенка с рождением нового симпатичного и очень нужного ему героя современной сказки, на которого он так хочет стать похожим, и чей  костюм уже просит на ближайшие новогодние праздники! Не удивляйтесь этому, просто помогите ему приобрести черты внешнего сходства, и этим приблизить его к внутренней чудесной сути Кота и своей собственной.



Просмотров: 613
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как кастрировать Кота в Сапогах. Немощь и могущество родителей.
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Очень простой способ, как понять, стоит ли дальше быть с этим человеком.
  • Чтобы съесть яблоко… или "Не обижайте черного кота!"
  • "Затерявшиеся в бермудах" или Если вас терзают мыши, перестаньте спасать кота
  • Мы принимаем решения быть с этим человеком, а потом находим причину, чтобы уйти от него.
  • Ошибка кота Матроскина или как легко улучшить свою жизнь
  • Есть ли у вас "Синдром кота"?
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Как заставить взрослых детей покинуть родительский дом?
  • Глазами кота Хюге (Терапевтические рассказы от усатой морды)
  • Вот почему так важно говорить о деньгах! Хотя бы с самим собой
  • «Сказка — ложь, да в ней намек…» или Сказки для детей и взрослых
  • Всего 2 вопроса, чтобы понять оставаться вам с этим человеком или нет?
  • «Особакивание» кота: отвергающий партнер и заслуживание Любви
  • «Я очень люблю своего ребенка, но иногда мне кажется, я бы его просто убила!».
  • Не ждите от мужчины того, чего у него и не было никогда
  • мамы, отпустите своих взрослых детей!
  • История про кота-2
  • История про кота-1
  • "Не пылесось кота!" Как не превратить выходные дни в праздник бытового бунта?
  • Попытка поменять свою жизнь в один момент, может сделать этот момент – последним
  • Про Кота (сетевой маркетинг)
  • Сказка про Рыжего Кота
  • Про рыжего соседского кота
  • Проект ПиФ. Ну возьмите кота!
  • Про Россию, созависимость и... кота!
  • Если Вы не научите этим навыкам своих детей.... Или как сэкономить на психологе
  • "Нога в дверях" или история про кота



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь