«…Взрослый человек способен на искреннее проявление чувств, только если в детстве у него были родители или воспитатели, способные понять его. У людей же, с которыми жестоко обращались в детстве, не может быть внезапного прилива чувств, ибо они могут испытать лишь такие эмоции, которые им позволяет ощущать унаследованная от родителей внутренняя цензура. Депрессии и душевная опустошенность являются расплатой за этот самоконтроль. …»
А. Миллер «Драма одаренного ребенка»
Бывает ли с вами такие ситуации, когда получая неожиданную очень хорошую или наоборот очень плохую новость, вы, вместо того, чтобы проявить полноту чувств - радость или огорчение, искренне пережить счастье или горе - впадаете в ступор? Конечно, где то в глубинах души все это кипит, внутри вас переполняют эмоции, но все это глубоко, а вот на поверхности, во вне - полное отсутствие реакций. Или хуже, в непредвиденной ситуации вы вообще перестаете что либо чувствовать, как будто замираете.
Безусловно, необходимо выделить в отдельную область тех людей, у которых подобные реакции являются следствием имеющейся психологической травмы (это касается тех, у кого в жизненном опыте были кризисные ситуации связанные с угрозой жизни самого человека, или окружающих его людей). В этом случае происходит так называемое замирание и психика так и остается на этом этапе (рефлекс "бей, беги, замри"). Это тема требует отдельного обсуждения.
А вот если вам рассказывают какую то радостную новость и вроде прыгать бы от счастья по такому случаю, а вы сидите, само спокойствие и максимум, что увидит ваш собеседник - легкую улыбку на лице. Бывает? Тогда цитата Алиса Миллера скорей всего про вас. Под жестоким обращением, думаю, в данном случае не стоит понимать только физическое насилие, тут имеется в виду любое непринятие ребенка и его чувств. Родители, по какой то собственной причине, не принимающие "слишком" (на их взгляд) эмоционального ребенка влияют на формирование его реакций на жизненные ситуации. В дальнейшем уже взрослый человек не может искренне и в полную меру проживать счастье или горе, не умеет выражать радость или огорчение.
Работая с семьями я всегда вижу, что у каждого родителя есть свои причины поступать так, как он поступает и они тоже в основном родом из собственного детства, поэтому я не буду задерживаться долго на том "кто виноват". Тем более, что пока мы росли, наши родители росли и менялись вместе с нами, и тот цензор, который не позволяет нам выражать эмоции, в большинстве случаев, это уже не реальный человек, а некий наш внутренний образ этого человека. Поэтому давайте перейдем к следующему пункту - "что же делать"?7
В данном случае проблему нужно решать там, где она появилась, а значит в детстве. Машины времени у нас с вами пока нет, поэтому воспользуемся услугами собственного подсознания. Вам помогут упражнения, направленные на взаимодействие с внутренним ребенком, одно из них я опишу ниже. Но самое главное это наблюдение за собой и тем, что с вами происходит именно в момент, так называемого ступора, спрашивайте себя: "а что я чувствую на самом деле, как мне бы хотелось выразить свою эмоцию" и попробуйте это сделать. Пусть постепенно, маленькими шажками, но вы придете к цели.
Итак, сядьте поудобнее, закройте глаза, и представьте перед собой себя, но маленьким ребенком. Вспомните какой то очень яркий радостный момент вашей жизни, или не получается вспомнить - придумайте, чтобы вам хотелось увидеть в этой картинке, что может заставить этого ребенка прыгать от радости. Представили? Побудьте с этим образом столько, сколько вам необходимо, потом открывайте глаза и нарисуйте то, что вы видели. Лучше всего это делать красками. И, да, то, что вы не умеете рисовать в данном случае не имеет никакого значения ))), просто постарайтесь передать атмосферу видимого вами образа. Теперь посмотрите на этот рисунок и опишите те чувства, которые он вызывает у вас. Почувствуйте внутри себя это детское ощущение счастья. Запомните это состояние, вы можете возвращаться к нему всегда, когда вам это будет необходимо.
Это упражнение поможет вам начать проявлять спрятанные когда то в глубину подсознания чувства и эмоции. Просто позвольте этому ребенку внутри вас чувствовать то, что на самом деле он ощущает в собственной душе.