|
Хочу. Почему не могу? или Что в нас мешает изменениям. Часть 1.Автор статьи: Железкова Наталья Александровна
Часто на сайте авторы тем на вопрос "что хотите здесь получить, какую помощь?" отвечают примерно следующее: "Хочу понять, что не так". А что дает это понимание? Как всегда, каждому своё. Одному - возможность убедиться, что он не одинок в своей дезадаптации и на время успокоиться, другому - индульгенцию на страдания и поиск виноватых, ну а третий, поняв и осознав, решится-таки на самый важный первый шаг по изменению себя. И на любом этапе каждого ждет своё внутреннее препятствие, свой способ сопротивления естественному состоянию счастья и гармонии. Предлагаю рассмотреть все те возможные способы саботажа, которые крайне сложно изменить сознательно, ибо они работают на бессознательном уровне. 1. Конфликт частей. Про Самостоятельные Единицы Сознания - СЕС - и работу с ними Сергей Викторович Ковалев написал замечательную книгу "Команда нашего Я". Рекомендую всем. Здесь лишь поясню вкратце, что наша психика структурирована (конечно же, бессознательно) на СЕС, которые имеют собственную иерархию. Самые младшие из них - субчасти - отвечают за ощущения, чувствования. Далее, по мере взросления, так сказать. Части - отвечают за поведение, реакции, состояния. Субличности - это уже эмоциональная окраска, ответ на вопрос "какой я?". И, наконец, идентичности - здесь уже разговор скорее о ролях, ответ на вопрос "кто я?". Так вот о частях. Благодаря им человек способен учиться и доводить полученные навыки до автоматизма. А конфликт возникает как раз из-за того, что одновременно в человеке сформированы противодействующие части. Например, одна часть хочет постройнеть, а другая требует тортик на ночь. Или одна часть заставляет человека разбираться со своими проблемами, а другая сопротивляется, напоминая, как привычно-хорошо-тепло в родном болотце. Спешу заметить, что на самом-то деле каждая из частей имеет в основе своей позитивное намерение, выявив которое можно очень даже договориться с конфликтующими сторонами. Это замечательно отрабатывается при помощи несложных психотехнологий. 2. Вторичные выгоды. Спорим, каждый из нас знаком с ними? Так не хочется утром вставать на работу/учебу...Так страшно брать на себя ответственность за свою жизнь... Так хочется подольше оставаться маленьким и беззащитным...Так приятно осознавать, что ты всем нужен... Так здорово быть независимым и свободным!.. Бессознательное обязательно услышит просьбу. И организует ситуацию: болезнь, навязчивая опека родителей, муж-тиран, родственники "без-меня-пропадут-совершенно", невозможность выстроить близкие отношения. В общем, если есть проблема, которая не решается, ищите вторичные выгоды! Работа с выявлением вторичных выгод очень интересна. На этом этапе у человека часто происходят те самые инсайты, позволяющие взглянуть на проблему как на задачу для решения. 3. Внушение значимых других. Здесь стоит поговорить о детстве и родительских предписаниях. Как говорится, сначала нас учат ходить и говорить, а потом сидеть и молчать... "Ай-яй-яй, как не стыдно!...", "Мама обиделась на тебя!", "Ну что ты радуешься, как дурачок?", "Вот вечно ты всё портишь!", "Всё, больше не получишь!" Список этот, более чем печальный, можно пополнять до бесконечности. Я уже не говорю о том, как привычно взрослые раздают определения, которые по уровню иерархии СЕС уже идентичности (см.п.1 наст.статьи): тупица, балбес, растеряша, неумёха, нытик/плакса, ябеда, жадина..., опять же, нашей фантазии нет предела. Кстати, вы замечали, что привычное обращение врача к пациенту -"больной"? А врач ведь тоже значимая персона. Чтобы сократить количество "букаф" приведу ссылку на свою статью, где расписаны периоды формирования человека и его базовые потребности. Проанализируйте, какого плана предписания/внушения мешают вам и в каком возрасте они получены. http://www.psyoffice.ru/article/29925/
Продолжение здесь: http://www.psyoffice.ru/article/30576/ Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|