Хочу. Почему не могу? или Что в нас мешает изменениям. Часть 1.

Часто на сайте авторы тем на вопрос "что хотите здесь получить, какую помощь?" отвечают примерно следующее: "Хочу понять, что не так".

А что дает это понимание? Как всегда, каждому своё. Одному - возможность убедиться, что он не одинок в своей дезадаптации и на время успокоиться, другому - индульгенцию на  страдания и поиск виноватых, ну а третий, поняв и осознав, решится-таки на самый важный первый шаг по изменению себя.

И на любом этапе каждого ждет своё внутреннее препятствие, свой способ сопротивления естественному состоянию счастья и гармонии. Предлагаю рассмотреть все те возможные способы саботажа, которые крайне сложно изменить сознательно, ибо они работают на бессознательном уровне.

1. Конфликт частей.  Про Самостоятельные Единицы Сознания - СЕС -  и работу с ними Сергей Викторович Ковалев написал замечательную книгу "Команда нашего Я". Рекомендую всем. Здесь лишь поясню вкратце, что наша психика структурирована (конечно же, бессознательно) на СЕС, которые имеют собственную иерархию. Самые младшие из них - субчасти - отвечают за ощущения, чувствования.  Далее, по мере взросления, так сказать. Части - отвечают за поведение, реакции, состояния. Субличности - это уже эмоциональная окраска, ответ на вопрос "какой я?". И, наконец, идентичности - здесь уже разговор скорее о ролях, ответ на вопрос "кто я?".

Так вот о частях. Благодаря им человек способен учиться и доводить полученные навыки до автоматизма. А конфликт возникает как раз из-за того, что одновременно в человеке сформированы противодействующие части. Например, одна часть хочет постройнеть, а другая требует тортик на ночь. Или одна часть заставляет человека разбираться со своими проблемами, а другая сопротивляется, напоминая, как привычно-хорошо-тепло в родном болотце.

Спешу заметить, что на самом-то деле каждая из частей имеет в основе своей позитивное намерение, выявив которое можно очень даже договориться с конфликтующими сторонами. Это замечательно отрабатывается при помощи несложных психотехнологий. 

2. Вторичные выгоды.  Спорим, каждый из нас знаком с ними? Так не хочется утром вставать на работу/учебу...Так страшно брать на себя ответственность за свою жизнь... Так хочется подольше оставаться маленьким и беззащитным...Так приятно осознавать, что ты всем нужен... Так здорово быть независимым и свободным!..

Бессознательное обязательно услышит просьбу. И организует ситуацию: болезнь, навязчивая опека родителей, муж-тиран, родственники "без-меня-пропадут-совершенно", невозможность выстроить близкие отношения.

В общем, если есть проблема, которая не решается, ищите вторичные выгоды!

Работа с выявлением вторичных выгод очень интересна. На этом этапе у человека часто происходят те самые инсайты, позволяющие взглянуть на проблему как на задачу для решения.

3. Внушение значимых других. Здесь стоит поговорить о детстве и родительских предписаниях. Как говорится, сначала нас учат ходить и говорить, а потом сидеть и молчать...

"Ай-яй-яй, как не стыдно!...", "Мама обиделась на тебя!", "Ну что ты радуешься, как дурачок?", "Вот вечно ты всё портишь!", "Всё, больше не получишь!" Список этот, более чем печальный, можно пополнять до бесконечности.

Я уже не говорю о том, как привычно взрослые раздают определения, которые по уровню иерархии СЕС уже идентичности (см.п.1 наст.статьи): тупица, балбес, растеряша, неумёха, нытик/плакса, ябеда, жадина..., опять же, нашей фантазии нет предела.

Кстати, вы замечали, что привычное обращение врача к пациенту -"больной"? А врач ведь тоже значимая персона.

Чтобы сократить количество "букаф" приведу ссылку на свою статью, где расписаны периоды формирования человека и его базовые потребности. Проанализируйте, какого плана предписания/внушения мешают вам и в каком возрасте они получены.   http://www.psyoffice.ru/article/29925/

 

Продолжение здесь:     http://www.psyoffice.ru/article/30576/



Просмотров: 586
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Конфликт "хочу" и "надо" в человеке: причины формирования и как помочь
  • "Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ..." - "КТО ЗДЕСЬ?" Лингвистическая модель любви.
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Ребенок не понимает "Нет" и "Нельзя" Вопрос - ответ
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • Часть 2. "Ходячие гробики": почему вредно говорить детям "нельзя злиться"
  • Фантазм "Одна жизнь на двоих" или "Все будет потом!"
  • Почему при любом самостоятельном шаге "в плюс", вас сначала унесёт в "минус"?
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Хочу быть счастливым человеком" или "я по другому не умею"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Мой комментарий к статье "Потерять часть себя", в журнале "Vladhealth"
  • "Я буду любить тебя вечно!" или почему так трудно забыть "бывшего"?
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Конфликт между "Хочу" и "могу"
  • Дверь в спальню. "Охотники" и "жертвы" как способ существования в браке. Часть 2.
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь