"Очки, разбитые стеклами внутрь" (психосоматика травмы).

Очки разбитые стеклами внутрь психосоматика травмы

Маленький человек, приходя в этот мир, целостен (здесь не идёт речь о перинатальных травмах). Вглядитесь в деток с момента рождения до 2-3 лет: они  смотрят на  мир широко открытыми глазами с доверием, радостью и желанием исследовать всё, что окружает их. Но, по мере взросления ребенок сталкивается с социализацией: детский сад, начальная, средняя школа с их требованиями соответствия определенному поведенческому стереотипу.

На семинаре " Работа с тенью" я предлагаю описать "профиль хорошего ученика", где часто звучат такие характеристики: спокойный (но активный, когда это требуются), уважающий учителей, послушный, добрый,  ...список можно продолжать. "Удобный"- одним слов.

Грусть в том, что потребность в спонтанности, самовыражении, физической активности, отстаивании своих границ (зачастую, это злость, которая не приветствуется), возможности иметь свою точку зрения и т.д. "задвигаются" куда подальше, но не исчезают, уходя в "тень", которая даёт о себе знать с помощью заболеваний, зависимостей,  конфликтах, "случайной" телесной травматизации, не менее "случайной" потере денег, плохом настроении и отсутствии сил.

Такова оплата входного билета во взрослую жизнь. Другими словами, ребенок, сталкиваясь с этим "фильтром", неизбежно переживает травму.

И, конечно, таким фильтром могут являться родители, с которыми было " холодно", если "входной билет не оплачен":  определенные требования не выполняются ( слушаться старших, учиться хорошо, не доставлять бытовых проблем, не играть шумно, не плакать громко, а лучше вообще не плакать и т.д).

В общем и целом, это ... нормально: все детки сталкиваются с таким моментом . В определенном смысле, такая травма помогает выжить и  дает возможность социализации- "членства в сообществе под названием " Социум" ( а без него- никак, если мы не находимся на необитаемом острове).

Вспоминается фраза в одном из пабликов: "Залог психического здоровья ребенка- своевременная психотерапия.. За пару лет до его зачатия". Другими словами,  вырастить маленького человека без единой травмы очень сложно ( равно, что не возможно).

Проблемы начинают возникать, когда данную модель поведения маленький человек усваивает и носит этот костюм уже постоянно, не снимая. Человек растет, окружение меняется (уже старшая школа, институт, работа, отношения, семья), а костюмчик не меняется в размерах и начинает жать. В прочем, это зачастую не осознается носителем такого костюма, но остро ощущается при потере отношений или любимой работы, появлению болезней и других кризисах.

Конечно, всё это красивые метафоры, за которыми стоит боль, отчаяние, усталость, болезни, поиск выхода и иногда невозможность его увидеть..годами, а то и более, ведь "травма- это очки, разбитые стеклами внутрь". И именно через такие стекла человек воспринимает действительность с искажением, раня себя и близких, но не подозревая о возможности использования других очков, качественных.

Есть хорошая новость: у всех нас был опыт ощущения себя настоящего (до момента травмы), и именно этот опыт может помочь в работе.

Итак, если у вас есть симптом:

Шаг 1. Поймите, как он представляется и физически ощущается  ( любые характеристики, метафоры и т.д.)


Шаг 2. А теперь освободите пространство вокруг себя и начните шагать назад, где каждый шаг символизирует отрезок времени ( 1 шаг- 1 год, к примеру). Цель- попасть в тот возраст, когда симптома ещё не было. Возможно, вы сделаете множество шагов, исследуя своё прошлое, результат того стоит.


Шаг 3. Вы попали туда, в возраст, когда симптома ещё нет.  Дайте себе время, чтобы "побыть" там. Что происходит в том моменте? Что вы видете вокруг себя? Есть ли кто-то рядом с вами? Что вы делаете, что чувствуете , будучи маленьким собой? Как это переживается на уровне тела и чувств? Запомните это состояние на физическом и чувственном уровне.


Шаг 4. Сохраняя это состояние, сделайте шаг назад, в возраст когда симптом уже был, изменяя состояние этого периода нынешним ощущением себя. Если вы чувствуете, что для этого нужны какие-то дополнительные ресурсы, не стесняйтесь  их просить/брать в воображении или реальной жизни.


Шаг 5. Итак, шаг за шагом не теряя того состояния,вы приходите в свой нынешний возраст.
Прислушайтесь к себе: что чувствуется физически и эмоционально? Как вы воспринимаете то, что окружает вас? Что  произошло с симптомом: если  он есть, снизилась ли степень  его проявленности сейчас? За счёт чего?
Если симптоматики уже нет, отметьте  это.
Шаг 6. При желании можно взять краски, кисти или карандаши и нарисовать это состояние, к которому можно обращаться за "ресурсом" в непростых ситуациях или обычной жизни.

P.s. А ещё бывает не лишним спрашивать себя, через какие линзы воспринимается на ситуация: через линзы " травмы" или без линз-искажений..

Pp.s.Идея названия статьи и алгоритма работы с травмой взята из цикла программы повышения квалификации "Большая и малая психиатрия" под руководством Лары Писаренко.

Удачи!

Olgaverbitskaya.ru



Просмотров: 524
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "NLPt-психотерапия. Практик". Шпаргалка через "Хорошо сформулированный результат"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Травмы и насилие" или "как защитить себя"
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь