|
"Очки, разбитые стеклами внутрь" (психосоматика травмы).Автор статьи: Вербицкая Ольга Владимировна
Маленький человек, приходя в этот мир, целостен (здесь не идёт речь о перинатальных травмах). Вглядитесь в деток с момента рождения до 2-3 лет: они смотрят на мир широко открытыми глазами с доверием, радостью и желанием исследовать всё, что окружает их. Но, по мере взросления ребенок сталкивается с социализацией: детский сад, начальная, средняя школа с их требованиями соответствия определенному поведенческому стереотипу. На семинаре " Работа с тенью" я предлагаю описать "профиль хорошего ученика", где часто звучат такие характеристики: спокойный (но активный, когда это требуются), уважающий учителей, послушный, добрый, ...список можно продолжать. "Удобный"- одним слов. Грусть в том, что потребность в спонтанности, самовыражении, физической активности, отстаивании своих границ (зачастую, это злость, которая не приветствуется), возможности иметь свою точку зрения и т.д. "задвигаются" куда подальше, но не исчезают, уходя в "тень", которая даёт о себе знать с помощью заболеваний, зависимостей, конфликтах, "случайной" телесной травматизации, не менее "случайной" потере денег, плохом настроении и отсутствии сил. Такова оплата входного билета во взрослую жизнь. Другими словами, ребенок, сталкиваясь с этим "фильтром", неизбежно переживает травму. И, конечно, таким фильтром могут являться родители, с которыми было " холодно", если "входной билет не оплачен": определенные требования не выполняются ( слушаться старших, учиться хорошо, не доставлять бытовых проблем, не играть шумно, не плакать громко, а лучше вообще не плакать и т.д). В общем и целом, это ... нормально: все детки сталкиваются с таким моментом . В определенном смысле, такая травма помогает выжить и дает возможность социализации- "членства в сообществе под названием " Социум" ( а без него- никак, если мы не находимся на необитаемом острове). Вспоминается фраза в одном из пабликов: "Залог психического здоровья ребенка- своевременная психотерапия.. За пару лет до его зачатия". Другими словами, вырастить маленького человека без единой травмы очень сложно ( равно, что не возможно). Проблемы начинают возникать, когда данную модель поведения маленький человек усваивает и носит этот костюм уже постоянно, не снимая. Человек растет, окружение меняется (уже старшая школа, институт, работа, отношения, семья), а костюмчик не меняется в размерах и начинает жать. В прочем, это зачастую не осознается носителем такого костюма, но остро ощущается при потере отношений или любимой работы, появлению болезней и других кризисах. Конечно, всё это красивые метафоры, за которыми стоит боль, отчаяние, усталость, болезни, поиск выхода и иногда невозможность его увидеть..годами, а то и более, ведь "травма- это очки, разбитые стеклами внутрь". И именно через такие стекла человек воспринимает действительность с искажением, раня себя и близких, но не подозревая о возможности использования других очков, качественных. Есть хорошая новость: у всех нас был опыт ощущения себя настоящего (до момента травмы), и именно этот опыт может помочь в работе. Итак, если у вас есть симптом: Шаг 1. Поймите, как он представляется и физически ощущается ( любые характеристики, метафоры и т.д.)
P.s. А ещё бывает не лишним спрашивать себя, через какие линзы воспринимается на ситуация: через линзы " травмы" или без линз-искажений.. Pp.s.Идея названия статьи и алгоритма работы с травмой взята из цикла программы повышения квалификации "Большая и малая психиатрия" под руководством Лары Писаренко. Удачи! Olgaverbitskaya.ru Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|