|
Миропроявление энергии.Автор статьи: Горский Александр Витальевич
В материале приведены ключевые термины и понятия древних культур о причине миропроявления, дано представление разных народов о жизненной энергии, а так же современное понимание структурообразующих элементов и энергоинформационной системы мироздания. Недостаточность принятых определений энергии дополнена заключением о том, что энергия есть не свойство, а вид, первоначало и связующая нить материи.
КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ ДРЕВНОСТИ Приведём несколько ключевых терминов и понятий древних культур, которые созвучны и близки по смыслу научному пониманию «энергия». Славяно-русское представление о творящей саму себя Природе легло в основу художественного образа Сварога, который является началом мироздания и создателем всего сущего. Огонь на Руси издревле назывался Сварожичем. Существует так же легенда о разделении Первичного огня на три части, проявившиеся в образах трёх славянских богов (Ярило, Перун и Даждь-бог), в которых по современным представлениям воплотились три качества самого Сварога: молодость, зрелость, старость; создание, управление, разрушение. Чтобы заложить структуру мироздания Сварог перевоплощается в Рода, становясь при этом «видимым». Роду приписывается возникновение жизни на Земле. Индоевропейский корень «яр» означает возрождающуюся силу весеннего солнечного света. О той же идее наиболее сильной потенциальной энергии Кундалини, лежащей в основе продолжения человеческой жизни, идет речь в индийской философии йогов. У даосов мужская энергия «Ян» противоположна женской энергии «Инь». Правда, по одним источникам «Ян» тяготеет к пассиву, по другим - к взаимопроникновению. В древнегреческой мифологии богом хаоса является Эрес, а богом любви и координатором элементов, из которых состоит Вселенная - Эрос (Эрот). У Платона Эрот (Эрос) обозначает побудительную силу духовного восхождения, эстетический восторг и эстетическую устремленность к созерцанию идей истинно сущего, добра и красоты. Древнегреческий поэт Гесиод в поэме «Теогония» отмечал, что Эрос появляется вторым, сразу вслед за Хаосом. Значит, Эрос первичнее Космоса (как уже упорядоченного строя мира). Латинское слово «aera» (эра) - это «начинание». По Толковому словарю Ушакова эра - событие, момент особой значительности, открывающие собой какой-нибудь новый период развития, эпоху. Приведенные понятия относятся к периоду расцвета ведического мировоззрения. Последующие мировые религии возникли на его основе. Возьмем, например, Ветхозаветного бога Яхве (Ягве, Иегова, Саваоф), который обозначает непрерывное творение мира. Сверяя с окружающей природой свою жизнь, древние славяне без всякой науки Солнце, Землю, молнии, обычный огонь, растения, животных и себя относили к единой иерархии мироздания. В то же время огонь считался одним из основных элементов природы, ее создателем и связующей ее нитью. Древние славяне видели родственную связь земного и небесного огня. Они имели понимание и о вселенской иерархии. То, что создавало ее и связывало в единое целое, предки славян называли Первичным огнем (А.В.Горский, «Мир первостихий», Ростов н/Д.: Феникс, 2006 г.). В древности распространение в мире творческой силы первостихии огня связывали с первостихией воздуха. Во многих космогонических мифах дуновение, дыхание соотнесено с принципом начала жизни, животворящим духом, энергией. В древнерусской традиции мифологическая персонификация воздуха выразилась в представлениях о небесном дыхании бога, о действии кузнечных мехов в руках бога и его помощников, в зоо- и антропоморфных образах. В индуистской мифологии выдох Брахмы означает творение мира, а вдох - его уничтожение. Древнеиндийский бог Ваю - жизненное дыхание, и сам возник из дыхания Пуруши. В китайской мифологии этот же образ представлен в виде открывающихся и закрывающихся небесных ворот, соответствующих принципам Инь и Ян. В древнеегипетской мифологии бог воздуха Шу порождает небо и землю. Ту же аналогию находим в вариантах мифов о яйце мировом, снесенном крылатым, то есть воздушным божеством. И, наконец, библейский вариант - дух божий, носящийся над водами. Сотворяя человека, бог вдохнул в него душу. В более узком смысле дух божий нисходит на человека через дуновение, сообщая ему необычные свойства - от сверхъестественной физической силы до ясновидения, способности пророчествования и т. д. В Новом завете воскресший Иисус, явившись ученикам, «дунул, и говорит им: примите Духа Святаго» (Ио. 20, 22).Поэтому не случайно присутствие корня «дух» в словах «вдох», «выдох», «дыхание». Международным символом энергии можно назвать легендарную птицу Феникс, образ которой присутствует в мифах разных культур, подчас изолированных друг от друга пустынями и океанами. Такая птица есть в древних легендах американских индейцев, Египта, Древней Греции и Рима, Руси, Китая, Японии… В культуре славян имеется два подобных символа: Финист Ясный Сокол и Жар-птица. Образ никем и никогда не пойманного Феникса у всех народов связан с культом Солнца, являясь универсальным символом бессмертия: смерти и возрождения в огне из собственного пепла. Рис. 1. Жар-птица. Приведённые ключевые термины и понятия древних культур, в большей или меньшей степени наглядно свидетельствуют об общем понимания причины миропроявления (первоначала мира, непрерывного его творения или его возрождения). Например, в индийской «Санхье» миропроявление рассматривается как упорядоченное развитие материи от более тонких ее форм до наиболее плотных форм, которые называются «великими сутями», или «плотными сутями» («Бхагавадгита. Книга о Бхишме», введение, перевод с санскрита и комментарии Б.Л.Смирнова, СПб.: «A-cad», 1994 г.). Эти «сути» (сущности) аналогичны славянским первостихиям (огонь, вода, земля, воздух). Поскольку энергетические процессы миропрояления материи рассматриваются в древних источниках как вполне реальная тонкоматериальная субстанция - нечто незримое и текучее, то образ созданного первоэлемента почти повсеместно представлял собой огненное (в современном понимании энергетическое) начало. И это не случайно, так как энергию миропроявления нельзя изобразить в текстовой или живописной форме. В связи с этим часто путают понятие незримой энергии и зримого первоэлемента. В связи с тем, что существование энергии можно регистрировать лишь в результате миропроявления материи, в дальнейшем, сообщая о миропроявлении материи, будем подразумевать и предваряющее её миропроявление энергии. В ходе исторического процесса смысл, который наши предки вкладывали в понятие причины миропроявления отразился в научном понимании «энергии», превратившись в нём из вида материи (энергия, эфир, вещество, поле, информация) в одно из её свойств. В «Советском энциклопедическом словаре» (1989 г.) энергия (от греческого - действие, деятельность) это общая количественная мера различных форм движения материи. В физике соответственно различным физическим процессам определяют энергию механическую, тепловую, электромагнитную, гравитационную, ядерную и т.д. Современные исследователи энергии дают этому понятию и такие названия, как психическая, космическая или вселенская энергия, а также свободные электроны или микролептонный газ… Понятие «энергии» лежит в основе таких идущих издревле современных областей знаний, как рефлексотерапия, энергоинформатика, психоанализ, аналитическая психология, лингвистический психоанализ и другие. ЖИЗНЕННАЯ ЭНЕРГИЯ Понятие «жизненная энергия» есть у многих народов, только называется она везде по-разному. Для её обозначения, кроме уже упоминавшегося слова «дух», в древности существовали и другие термины: «чи» или «ци» - в древнем Китае; «кху» или «ку» - в древнеегипетской «Книге мертвых», «ки» - в традиционной культуре японцев, прана - в индуизме. Аналогичный смысл находим в словах «магнетизм», «биоплазма», «биоэнергия» или «пси энергия» - в европейской системе мышления. Например, энергия ци – есть жизнь, ци – повсюду. Она поступает к нам вместе с пищей, мы обретаем ци как наследство родителей. С каждым новым вдохом мы получаем новый глоток ци. С помощью данного понятия китайская философия жизни описывает динамичную движущую силу всех физиологических функций и жизненных процессов в человеческом организме. Древние мудрецы говорили: «Человек окружен ци, и ци в человеке. Ци природы в нас, и мы живем в ци природы. Ци космоса в нас, и мы содержимся в ци космоса». Подобное представление об энергии сохранилось и в санскритских источниках, в которых «читта» - мировое начало ума, «прана» - мировое начало энергии, «аказа» - мировое начало материи. Прана в переводе на русский язык – это «жизненная энергия», «жизненная сила», «жизненное дыхание». В каждом живом существе таится подобная сила. Сила самого глубинного естества. С проявлением жизненной энергии (силы) можно познакомится, например, по фотографии пробивающегося растения сквозь асфальт. Рис. 2. Растение, пробивающееся сквозь асфальт. Только благодаря жизненной энергии человек приходим в этот мир. Вместе с душой она попадает в тело младенца и вместе с нею же с последним вздохом покидает физическую оболочку. Подобно полену, подброшенному в костер, огонь человеческой души способствует развитию ребёнка, совершенствованию взрослого человека и продолжению Рода. Жизненная энергия, вдыхаемая человеком с воздухом, применяется для удовлетворения потребностей организма. Посредством системы кровообращения и энергоинформационной системы (о чём ещё будет идти речь) она передаётся разным органам тела и перерабатывается ими, образуя в совокупности внутренний пранический ток. В «Тарка-Санграхе» сказано: «Прана - ветер, движущийся внутри тела». Некоторые современные астрологи придерживаются мнения о том, что исходным пунктом праны является Солнце, которое называют самым мощным действующим элементом в зодиаке. Атмосферу Солнца принято разделять на фотосферу, хромосферу и корону, которая переходит в солнечный ветер. Четвертым слоем солнечной атмосферы, по мнению астрологов, является зодиакальный свет. Это туманное свечение, которое можно видеть невооруженным глазом на западе после захода и на востоке перед восходом Солнца. Этот зодиакальный свет (или частицы, заряженные жизненной энергией Солнца) и является источником праны, благодаря которой человеком осуществляется «солнечное дыхание». Проблема большинства взрослых людей заключается в том, что они ощущают жизненную энергию не так остро, как в детстве. Потому что на протяжении длительного времени она блокируется, перекрывается по самым разным причинам и поток ее практически иссякает. Занятия йогой помогают освободить прану из плена, снимают целый ряд блокад и позволяют изначальной энергии свободно циркулировать по телу. Дыхательные упражнения (пранаямы), асаны, работа с чакрами – все это увеличивает поток жизненной энергии – праны. Однако, при ориентации человека только на дыхательные упражнения, при их помощи можно улучшить в основном физические (телесные) способности. Нравственный же уровень человека формируется и повышается в результате творческого труда, осуществляемого в согласовании с правилами традиционной культуры. Дух в этом понимании видится как коллективный опыт, который гармоничен со многими проявлениями праны в человеке, обществе и природе. Гармоничен, но не властен. Власть, накопительство исключительно телесные понятия, оцениваемые логическим мышлением. Духовные успехи в творческом труде достигаются в результате преимущественно образного мышления и резонирования человеческого сознания с его родовой памятью. Поэтому дыхательные упражнения недостаточны для формирования целостного миропонимания, гармоничного развития личности и духовного совершенствования. Русский национальный опыт творческого труда является наиболее емким понятием жизни по природе. Не будем забывать так же о том, что в древнем понимании прана (праэнергия) – это энергия переданная нам от наших предков. ЭНЕРГОИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА Вследствие существования закона сохранения энергии понятие «энергия» связывает воедино все явления природы. Человек как открытая система может существовать благодаря постоянно протекающим процессам обмена с окружающей средой. В этом смысле выделяют три типа обмена: веществ, энергии и информации. Энергетический обмен рассматривается как вполне реальная тонкоматериальная субстанция - нечто незримое и текучее, что входит в наш организм извне, проходит по строго определенным каналам внутри тела и выходит из него в окружающую среду. Человек в состоянии определить действие того или иного вида энергии по следам миропроявления. Ученым известны некоторые пути, по которым энергия распространяется в человеческом организме. Высказывается гипотеза о существовании энергоинформационной (ранее биоэнергетической) системы у животных и растений. В древних и современных литературных источниках энергоинформационная система человека представлена в виде гармоничного сочетания биологически активных точек (БАТ), биологически активных зон (БАЗ) в комплексе представляющих проекции всего организма (ушные раковины, кисти, стопы, скальп, зубы, полость носа и рта), каналов, системы Кундалини, чакр, полей, тел, серебряной нити, котлов, двойников, сфер, спиралей, шаров и плоскостей. О многих перечисленных составляющих нет вполне обоснованных научных данных, так как эти структуры плохо фиксируются приборами и органами чувств. По мнению же индийских исследователей, приведённые выше тонкоматериальные объекты (парапсихологические конструкты), проектирующиеся на человеческое тело, можно познать в результате совершенствования в йоге. Некоторые исследователи предполагают наличие энергоинформационной системы у народа, человечества, Земли и Вселенной. ХРАНИТЕЛЬ И НОСИТЕЛЬ ЭНЕРГИИ Далеко не гладким является путь научного познания энергии. Наиболее острые баталии происходили в связи с осознанием системообразующего элемента (эфира). Приведём несколько цитат, характеризующих этот процесс. «Энергия - есть квинтэссенция такой тонкой природы, что она не может содержаться ни в каком другом сосуде, как только в самой сокровенной субстанции материальных вещей» (Эванджелиста Торричелли, 1608-1647 гг., итальянский математик и физик). «Первичное движение не может иметь начала, но должно существовать извечно» (М.В.Ломоносов, 1711-1765 гг., русский учёный-естествоиспытатель). Источник: М.В.Ломоносов, ПСС, том 2, Труды по физике и химии, 1747-1752 гг., изд-во АН СССР, 1951 г., стр. 201. «Потенциальная энергия есть не что иное, как живая сила движения некоторых сред, неощутимых для нас» (Н.А.Умов, 1846-1915 гг., русский физик и мыслитель). Источник: Н.А.Умов, «Уравнение движения энергии в телах. Докторская диссертация», Одесса, 1874 г. «…Наиболее быстро движущемуся элементу «х», который, по моему разумению, можно считать эфиром. Мне бы хотелось предварительно назвать его «Ньютонием» - в честь бессмертного Ньютона... Задачу тяготения и задачи всей энергетики (!!!) нельзя представить реально решёнными без реального понимания эфира, как мировой среды, передающей энергию на расстояния. Реального же понимания эфира нельзя достичь, игнорируя его химизм и не считая его элементарным веществом» (Д.И.Менделеев, 1834-1907 гг., русский учёный-энциклопедист). Источник: Д.И.Менделеев, «Попытка химического понимания мирового эфира», СПб.,1905 г., стр. 27. Рис. 3. Таблица: Периодическая система элементов по группам и рядам. Как известно, Д.И.Менделеев в 1869 г. открыл «Периодический закон изменения свойств химических элементов по группам и рядам». Концептуальное отличие его Таблицы (авторское название - «Периодическая система элементов по группам и рядам») от современных аналогов заключается в том, что она начиналась не с водорода, а с эфира, который представлял собой не химический, а системообразующий элемент. Последний раз в неискажённом виде упомянутая Таблица увидела свет в 1906 г. (учебник «Основы химии», VIII издание, СПб., 1906 г.). Такая подмена вызвана, вероятно, желанием устранить главное методологическое звено в открытии Д.И. Менделеева. После распространения Теории относительности физика-теоретика Альберта Эйнштейна (1879-1955 гг.) изучение дальнодействия в природе стали проводить без привлечения эфира, на основе нового понятия - поля. Господствующая школа релятивистов в 1964 г. запретила в научной литературе обсуждение проблемы эфира и критику теории относительности, требуя от любой новой теории соответствия последней. Поэтому ученые стали возвращаться к теории древнегреческого философа-материалиста Демокрита (родился ок. 470 или 460 г. до н.э.), согласно которой все вещества состоят из мельчайших частичек - атомов, между которыми пустота. Основным постулатом Специальной теории относительности является отсутствие в природе эфира, причем одним из оснований для его «отмены» является то, что, по мнению автора, с эфиром теория оказывается слишком сложной (А.Эйнштейн, «Принцип относительности и его следствия. Собрание научных трудов», М.: Наука, 1965 г., т. 1, с. 140). Последующая деградация в мировой официальной науке понятия «материя-энергия» привела к возникновению ложного тезиса об отсутствии у нынешней экологически грязной топливной энергетики реальной альтернативы. По данным современных исследований учёных активистов эфир является пока самой энергетичной фазой в нашем представлении о Вселенной. Он есть хранитель и носитель всех видов энергии (сил действия) в природе. СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ ПОКОЛЕНИЙ Очевидна недостаточность принятых в официальной науке определений энергии. Если в ней плохо изучена энергия, как вид материи, то куда уж ей до осознания мужской и женской, материальной и нематериальной её форм? Содержание, которое вкладывалось древними в понятие первоначала миропроявления, существенным образом отличается от официального научного понимания «энергии», в котором оказалась выхолощенной связь с народной культурой, в результате чего мир стал менее познаваем, люди теряют ощущение реальности, смысл собственного существования и способность к самоуправлению. Для преодоления этих проблем требуется расширение официального научного понимания энергии, включив в него в виде аксиомы древнее представление о причине миропроявления, связующей нити различных уровней развития человека, общества и природы, ибо эффективное управление должно учитывать и гармонично сочетать вербальные и невербальные подходы. В результате предложенного расширения понимания энергии, она перестанет быть свойством материи, став её видом, первоначалом и связующей нитью различных уровней развития человека, общества и природы, дополнится предположением о существовании материальной и нематериальной её форм. ГОРСКИЙ Александр Витальевич, доктор философии в области философии и психологии личности (Ph.D.), член-корреспондент Петровской академии наук и искусств Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|