|
Тоска по дому.Автор статьи: Григоренко Ольга Вахтанговна
Работая с семьями переселенцев, оказывая психологическую помощь детям и взрослым я всё чаще сталкиваюсь с такими чувствами, как ностальгия по дому. На сегодня я хочу остановиться на детях, так как они переживают разлуку с домом не меньше чем их родители. Дом для ребенка это маленькая вселенная, где знаком каждый уголок, где вкусно пахнет к вечеру маминым ужином, это традиционные семейные вечера. Дом это безопасное место, где можно спрятаться от драчунов, а так же мир со своими любимыми игрушками, любимый двор, знакомые дорожки в садик, или в школу. Война разрушила этот маленький и безопасный мир ребенка, и даже если сохранилось жилье, на сегодня многие семьи не могут вернуться к себе домой. Многим семьям приходится жить в местах массового поселения, на съемных квартирах и в условиях сложившихся обстоятельств налаживать свой быт. Конечно постоянно надеясь, что скоро еще чуть-чуть и они снова вернуться домой. Что же происходит с ребенком , который живет с такими же ожиданиями, но эти ожидания пока откладываются на неопределенный срок. На что жалуются родители, таких деток, когда приходят на прием? Дети становятся не такие, как были дома. Они более капризны, замкнутые, не идут на новые контакты, не хотят выходить из квартиры, не отпускают маму ни на шаг. Отказываются посещать школу, знакомится с новыми одноклассниками. Мальчишки в некоторых случаях наоборот становятся более возбудимыми, драчливыми появляется желание себя защищать. В школе малоконтактны, с учителями общаются только если у них, что-то спросить. Речь тихая, малословестная. Работая с такими детьми я все чаще сталкиваюсь с тем, что дети очень сильно скучают по своему дому. Первое, что обращает на себя внимание, какой бы я инструмент не выбрала, песочница или игровая терапия, арт терапия дети сразу определяют место своего дома, дома в котором они росли. Их дом, сразу оживает, становится им доступный. Меняется мимика ребенка и он с радостью или тоской начинает проживать свои чувства к своему дому. Всплывают воспоминания, о том, как было хорошо у себя дома. Как плохо сейчас здесь в другом городу, в другом месте жительства. И не удивительно так, как поменялся полностью образ жизни семьи. Люди из частных домов переехали в квартиры, общежития. Их начинает тянуть к земле, что-то посадить, по ухаживать. Поменялся социальный уровень жизни самой семьи, и если в собственной квартире была своя комната у ребенка, сейчас у многих такой возможности нет, семья ютится в одной комнате. У ребенка нет своего угла. Потеря дома для ребенка проживается, как утрата. И она имеет свои стадии. Стадия шока или отрицания. Детский мир продолжает существовать в прошлом « А вот у меня дома….» и дети с тоской вспоминают, что у него дома остался любимый мишка, или машинка, или домашний питомец кошка или собачка. Они становятся печальными, плаксивыми, с подавленным настроением, плохим аппетитом. Рекомендации родителям: Дать возможность ребенку выразить свои чувства, не бояться разговоров о своем доме, близких, родных которые остались там на своей Родине. Оказывать эмоциональную поддержку в момент плача. Не спешить успокаивать ребенка, дать ему выплакать свое горе. Самое главное быть с ребенком рядом, обнять, пригладить. На стадии гнева. Ребенок может вести себя очень возбудимо, или наоборот уйти в печаль и тоску. Рекомендации родителям. Очень важно в этот момент быть с малышом рядом. Говорить слова поддержки Я с тобой рядом. Мы вместе справимся. Дать возможность проговорить свой гнев ребенку, выслушать его. В этот момент очень хорошо помогают творческие элементы рисования, лепка. Можете вместе с ребенком прорисовать гнев, раздражение. Вылепить, что-то из пластилина. Этап отчаяния. Обостряется желание вернуть утраченное. У ребенка возникает желание вернуться в прошлое, иногда это не осознается. В этот период обостряется тоска, печаль, грусть. Рекомендации родителям. Нужно максимально быть ближе к ребенку, Иметь с ним как словесный так и телесный контакт. Поглаживания, слова утешения, играют положительную роль в принятии ситуации. Этап принятия и адаптации. Ребенок начинает осознавать себя в новой ситуации, новых обстоятельств, появляются новые контакты. Рекомендации родителям. Желательно создать минимальный уют, напоминающий ваш дом. Выделить своему ребенку его личное пространство, в котором он разместит свои игрушки так как ему захочется. Это может быть даже самый маленький уголок вашего нового места, но оно должно принадлежать ребенку. Не плохо было бы найти старых друзей или одноклассников, и предложить ребенку общаться в телефонном режиме. Постараться по минимуму вернуть привычный образ жизни, режим дня и отдыха, сказки на ночь, прогулки перед сном. Первое время не спешить заполнить ребенка кружками. Нужно дать время для того, что бы ребенок привык к новой обстановке и новому месту. Дальше начать знакомство с городом. Можно поиграть в игру следопытов исследуя новые места и дороги к школе и саду. Придумывать знаки, по которым дорога станет узнаваемой. Начинать строить новые планы, обсуждать новые знакомства. Находить позитив в маленьких достижениях ребенка. Поиск ресурса у ребенка, на что может опереться ребенок при новых обстоятельствах. Родителям стоит не забывать, что место безопасности создают сами родители, где бы вы не находились. И если вам сейчас не комфортно, вы проживаете свою потерю и нет у вас опоры не стесняйтесь обращаться за помощью к психологу. Который поможет вам пройти трудный этап в жизни и найти ресурс и опору в вас, для того, что бы преодолеть трудности. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|