Некоторых клиентов к психологу приводит…. доброта. Со стороны они будто живут для других. Им часто говорят: «ты идеальная мама», «ты идеальная жена», «ты идеальный глава семьи». Только слова эти исходят не из уст детей, мужа, членов семьи. Наоборот, в ответ на причиненное добро все чаще получают они в ответ агрессию от тех, для кого они все делают, для кого живут…
Подобная удушающая любовь описана в пронзительном автобиографическом романе Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом».
«Догнать и причинить» добро становится лозунгом, самоцелью. Только есть один прокол в таком благом намерении, которое выстилает дорогу во всем известном направлении. Представления объекта заботы о том, что есть благо для него, редко сходятся с фантазиями дарителя. «Мама знает, что для тебя лучше!» Как часто вам приходилось слышать такую фразу?
Супруги прожили долгую жизнь, но пришла мужу пора умирать. Жена спрашивает: - Дорогой, быть может есть у тебя последнее желание, которое я смогу выполнить? Дед смутился - Знаешь женушка, я бы хотел съесть корочку хлеба. Признаться честно, я никогда не любил хлебный мякиш, но стеснялся попросить тебя о горбушке, которую ты очень любишь - Я люблю мякиш – ответила жена – И всегда отдавала его тебе, потому что отдаю тебе всегда самое лучшее. А сама ела корки, от которых меня воротит….
Для меня эта анекдотичная история отдает глубокой грустью. Всего лишь прояснив желания друг друга, можно изменить целую жизнь… И тогда забота отталкивается от чужих желаний, а не собственных представлений о них.
Давайте рассмотрим, откуда вообще берется потребность быть к значимому другому всегда добрым, никогда не злиться и пытаться угадывать его желания? Как описал Дж. Боулби в работе «Создание и разрушение эмоциональных связей» в раннем периоде мама для ребенка есть жизнь. И в случаях, когда в семье табуируются проявления агрессии, существует угроза потерять мать при ее демонстрации. Формируется связка я злюсь – мама отказывает в любви и заботе – я умру. Злость начинает блокироваться ужасом. И наоборот, надо быть добрым, тогда мама будет заботиться, и я буду жить.
Впоследствии понятие мамы расширяется до значимого Другого, а иногда и еще шире (так формируется эпилептоидная угодливость).
«Догнать и причинить добро» - это значит смотреть, но не видеть другого человека. Нарисовать его в фантазии, приписать ему свои потребности или потребности удобные для себя. И выполнять их. Иногда всю жизнь…
А что есть добро вообще? Это хорошо, а это плохо. Социумом вроде расставлены акценты. Есть одобряемые вещи – это добро, есть осуждаемые – это зло. Так ведь и они разнятся в разных культурах и в разных контекстах…
На эту тему существует гениальный, на мой взгляд, рассказ Леонида Андреева «Правила добра». Черт решает научиться творить добро и приходит за советом к попу. Расскажи, мол, как стать добрым? Напиши правила, по которым понесу я добро в мир и исправлю свою черную душу. Долго старался поп найти такие универсальные правила, много выдавал советов черту. А получалось все не по-доброму, хоть и по правилам. И вот чем все закончилось.
Какими же словами можно описать отчаяние и последний ужас несчастного дьявола, когда, подведя последние итоги, не только не нашел в них ожидаемых твердых правил, а, наоборот, и последние утратил в смуте жесточайших противоречий. Подумать только, какие оказались итоги: когда надо – не убий; а когда надо – убий; когда надо – скажи правду; а когда надо – солги; когда надо – отдай; а когда надо – сам возьми, даже отними; когда надо – прелюбы не сотвори; а когда надо – то и прелюбы сотвори (и это советовал старенький поп!); когда надо – жены ближнего не пожелай; а когда надо – то и жену ближнего пожелай, и вола его, и раба его. И так до самого конца: когда надо… а когда надо – и наоборот. Не было, кажется, ни одного действия, строго предписанного попиком, которое через несколько страниц не встречало бы действия противоположного, столь же строго предначертанного к исполнению; и пока шла речь о действиях, все как будто шло согласно, и противоречий даже не замечалось, а как начнет дьявол делать из действия правило, – сейчас же ложь, противоречия, воистину безумная смута. И самое страшное и непонятное для дьявола было то, что, наряду с действиями положительными, согласными с известным уже дьяволу законом и, стало быть, добрыми, – старый попик с блаженным спокойствием предписывал убийство и ложь. Черт никак не мог допустить, что не попик его обманывал, а обманывают слова; и вот наступил для него миг совершенного безумия – вдруг показалось, что старый попик есть не кто иной, как самый величайший грешник, быть может, сам сатана, в виде сатанинской забавы пожелавший искусить черта.
Творить добро – это прекрасно. Да?
Буду благодарна за комментарии «что есть добро» для Вас.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.