|
О сложной теме внутренних объектов по-детски, но не примитивноАвтор статьи: Дрёмов Сергей Владимирович
Созависимые отношения разворачиваются в отношениях (в межличностном, интерсубъективном пространстве), но до этого они уже присутствуют внутри в отношениях с собой. Таков универсальный закон: «что снаружи, то и внутри». Прежде чем заниматься анализом взаимоотношений, нужно подробно исследовать свой внутренний мир — то, что мы несем в отношения с Другими. Рассмотрим образы жертвы, контролера и спасителя, обитающие в психике. Именно они потом облекаются в особенности поведения и стиль взаимоотношений созависимого человека. Жертва Это сирота, оставленная в лесу, которая стремится к людям. Это ипостась ребенка, чье детство было наполнено отвержением, явным и неявным насилием — (см. Привычное насилие в родительской семьей). Как любому другому ребенку ему свойственны магическое мышление и ощущение всемогущества. Чтобы вспомнить это ощущение можно вернуться к древним представлениям о том, что Солнце вращается вокруг Земли. Это и есть естественное для него ощущение своего Я в центре мироздания. Когда взрослый человек живет установкой "кто если не я", это тоже отголоски того детского всемогущества. Ребенок представляет себя причиной ВСЕГО всего плохого и хорошего, что происходит вокруг него. Меня любят, значит я волшебное создание, меня отрицают – я ничтожество. Я повелеваю и распоряжаюсь всем, в том числе своей жизнью. Не зная слова «магия» ребенок мнит себя магом. Белым, розовым или черным в зависимости от обстоятельств. Все это очень сильно отличается от взрослой скромности и понимания своих ограничений. Когда ребенок в очень раннем возрасте сталкивается с состояниями небезопасности или встречается с тем, что не все его желания удовлетворяются, он испытывает фрустрацию, негодование и по-детски проявляет ярость. Требовательный плач ребенка вынимает из родителей душу. Детское несогласие и негодование изначально направлено на мать. Но очень быстро защищая свой внешний мир в лице матери или, замечая неизбежность отказов, ребенок приходит к судьбоносной трансформации в своей психике. Агрессия возвращается "бумерангом" назад — во внутреннем мире формируется и прочно вживается Нечто. Страхи перед внешним миром сменяются Тревогой, поселяющейся в душе, непонятным ощущением неизбежности катастрофы и бесконтрольным страхом перед мифическими «силами - существами», живущими под кроватью. Контролер Внутренний голос, говорит, что мы справимся, и мы будем жить, чего бы это ни стоило. За эту "самостоятельность" и выживание платится не шуточная цена, равная цене жизни. Защитив свою жизнь от внешних реальных и иллюзорных "врагов", ребенок приобретает не только защитника, но и демоническую фигуру контролера (преследователя, агрессора, тюремщика, мучителя). В самой глубине психике (в глубокой пещере, за высоким забором, в башне, на загадочном волшебном острове) создается надежное убежище, и там скрывается маленький король, прекрасная девушка, аленький цветочек и другие образы инфантильного идеала совершенства. Внутренний контролер (ведьма, мачеха, дракон, чудовище, демон) убеждает, что его защита с ограничениями и жестокостью будет лучше, чем оказаться в зависимости от того, кто тебя неожиданно бросит. Постоянная тревога, самосдерживание, потеря спонтанности и самонаказания менее унизительны, чем подчинение кому-то. Перфекционизм как апогей самоконтроля и героизм с самопожертвованием становятся маяками добродетельности. Внутренний Демон может быть ужасен, но он обладает качеством близкого родственника и вызывает безусловное доверие. Формируется у-беждение (быть у беды), что лучше я сам(а) буду себя наказывать, истязать и критиковать, сам(а) буду причинять себе вред и даже убью при необходимости, но при этом сохраню самую сокровенную часть своей души. Внутренний контролер привносит чувство самодостаточности жертвы и цементирует чувство собственного Я в окружении недружелюбного мира. В общении с другими просьбы формальны, помощь всегда отвергается, а сочувствие и жалость воспринимаются как унижение. О помощи позаботиться контролирующий демон защитник. Он будет сохранять свою силу до тех пор, пока человек не осознает ту великую цену, которую берет демон за выживание и защиту. Пока не появятся добрые силы, искреннее, добро-вольное желание открыться и выйти на белый свет. Спаситель Страстно нуждаясь в спасителе и ожидая освобождения, человек проецирует свое желание на других и следует логике, что он выживет, лишь спасая других. При этом потребность в спасении себя осознается лишь при разоблачении лживости контролера - внутреннего Демона, который будет говорить, что у нас то уже все случилось, все состоялось, помогай и спасай других — «мне бы им помочь, а сама я сильная, если не справлюсь, то из окна выброшусь». Это слова внутреннего демона, который предстает в образе фиктивного спасителя. Настоящий внутренний спаситель — (см. Дух покровитель и крестные родители), сильный и отказывающийся от сомнительных сделок стоит на стороне не выживания, а жизни. Он незаметен, пока человек охвачен мнимыми страхами, виной, пребывает в унынии, живет с недоверием или сохраняет свой ограниченный безопасный мирок. Внутренний спаситель вытеснен из сознания человека демоническим Контролером, который внушает, что спасителем являешься ты сам, это твое маленькое «я» призвано спасать других. Про настоящего Спасителя, волшебника, мудрого старца, про истинную Самость имеет смысл начинать разговор лишь после осознания обычности и ограниченности своего сознательного «я». На этом пути взросления и трансформации много разочарований много отказов от привычного и вырастание из иллюзий, кажущимися реальностью. Но это именно Тот Путь, которого можно удостоится, если ты настоящий исследователь, искатель и путешественник.
Читать по теме: Зависимость от психолога Защита созависимых От созависимости к любви
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|