|
О гештальт-терапииАвтор статьи: Малинина Марина Валерьевна
Это название родилось уже после возникновения самого метода. Его создатель Фридрих Перлз долго подбирал слова, чтобы емко и брендово назвать свою терапию. Поначалу были названия «терапия концентрацией», «экзистенциальный анализ», «терапия контакта», «интегративная терапия», … Что это всё значит?
Это значит, что суть метода такова: человек с помощью терапевта - концентрируется на своем способе жить свою жизнь, на всех происходящих с ним процессах, и осознаёт их; - научается четко видеть, как он контактирует с чем-либо/кем-либо, видеть и не путать три вещи: Себя, Другого и происходящий между ними Контакт; - соединяет воедино (интегрирует) все свои разрозненные, противоречивые, взаимно-изматывающие внутренние «я» в одно целостное и полное энергии «Я» - а в самом общем плане: получает возможность завершить все свои «гештальты» - т.е. все современные и «зависшие» с незапамятных времен незаконченные процессы, обременяющие психику и тело. (Потому и выбрал Перлз в итоге термин«гештальт-терапия». «Гештальт» - это понятие целостности, несводимой к простой сумме ее частей. Пока какой-то процесс в жизни не получил целостного завершения, он продолжает забирать на себя энергию, стремясь к законченности. В жизни есть множество препятствий для завершения наших гештальтов, и в этом – почва для неврозов. В ходе гештальт-терапии всё удается завершить, и освободить себя для свободного построения, протекания и завершения новых процессов.)
Зачем всё это нужно, и что это дает?
Проще всего это показать на примере. Допустим, у человека такой запрос к терапевту: «хочу стать более организованным». Т.е. сейчас он страдает от своей неорганизованности.
Терапевт ему предлагает сосредоточиться на том, что происходит с ним в ходе какой-нибудь его «неорганизованности» - какие там идут процессы? Делаем это не «вспоминая», а как бы погружаясь в такой эпизод, проживая его «здесь и сейчас» и попутно отвечая на вопросы терапевта, которые помогают осознавать происходящее. Клиент концентрируется на этом и обнаруживает, что ему чрезвычайно трудно заставить себя делать что-то нужное, что в нем живут как бы два человека: один твердит: «давай, давай, НАДО, лентяй несчастный!» - а другой из всех сил сопротивляется этому понуканию и устраивает забастовку – просто отказывается двигаться. На эти пререкания и борьбу двух «я» уходит вся энергия, и нет ни концентрации на деле, ни сил, ни хоть какой-то радости жизни. Кроме того, обнаруживается еще и третье «я», которое твердит «ни фига у тебя всё равно не получится» , и четвертое, которое резонно отвечает: « ну и нафиг тогда стараться?». Всё это, ясно дело, воодушевления не прибавляет.
Терапевт предлагает клиенту проиграть по очереди каждое из этих «я» - т.е. дать выговориться каждому и послушать, что они друг другу скажут. Когда человек это делает, он вдруг обнаруживает, что понукающее и заставляющее «я» - это, оказывается, не он сам, а «голос» его родителей. А бастующее и сопротивляющееся «я» - это он сам, вынужденный подчиняться в детстве, а теперь «отыгрывающийся» и утверждающий свою независимость и свободу – т.е. этому «я» по-прежнему лет очень немного, и понимает оно мало, но зато у него теперь есть возможность не подчиняться – ура! – и оно не подчиняется из всех сил. Человек обнаруживает, что его тело активно включено в эту борьбу: у него сжимаются кулаки, скулы, напрягается шея. На это уходит масса энергии.
Что касается того «я», которое уверено в его бездарности, - клиент слушает его и вдруг понимает, что это тоже голоса взрослых из детства – родителей и учителей, постоянно ругавших за промахи и ошибки, и слившиеся в одно послание: «у тебя ничего не получается и не получится». И что из «четвертого я» он им , увы, верит, и у него опускаются руки. Он замечает, что они у него действительно немеют, словно отнимаются, и замечает, как противно сжимается что-то в животе.
Итак, обнаружилось, что человек только внешне один, сидит и как-то пытается себя организовать. А на самом деле – в нем куча народу, масса «подвисших процессов», множество неоконченных Контактов между Ним и Другими.
Тогда начинается терапия контакта. Понятно, что в детстве у человека могло не хватать ресурсов постоять за себя, но что мешает ему сделать это сейчас? Снова терапевт предлагает вернуться к обнаруженным диалогам и посланиям, и выразить в них себя взрослого, настоящего, выразить свои подлинные мысли и чувства, прожить каждый контакт, а не убежать от него. Это может не сразу получиться. Терапевт выступает здесь как тренер, помогает человеку научиться быть Собой в Контакте с Другим.
После этой работы клиент уже может спокойно отделить от себя ненужные ему «голоса» третьего «я» и оставить их в далеком прошлом, отдать тем, от кого они звучали в реальности. Он почувствует в себе уверенность и силу, ответив им, и их мнение больше не будет иметь над ним власти, – четвертое «я» приободрится. Другие «я» он прочувствует и поймет по-новому: объясняя, почему «надо», он ощутит уже свою личную заинтересованность; а раскрывая, почему он сопротивляется, - проявит свои настоящие потребности и увидит, что они достойны уважения и внимания к ним. Дело кончится тем, что он перестанет видеть себя, как сборище разных «я», а ощутит себя по-новому целостно, увидит разные стороны своей натуры – своего большого «Я» - с равным принятием.
Итак, все «подвисшие процессы» закончены, гештальты завершены. И что в итоге? Думаете, теперь клиент, перестав бороться с собой, будет целыми днями с упоением бездельничать? Ничего подобного. В том-то и дело, что потребность бездельничать в нем больше не будет бороться с чем-то, отстаивать себя, и понадобится совсем немного времени, чтобы ее удовлетворить. А голос «надо» перестанет быть голосом опостылевшего диктатора, и станет личной заинтересованностью. Без всей это ненужной борьбы у человека высвободится большое количество энергии, а на пути не будет стоять уже преграда неверия в себя. Короче говоря, он организует свою работу легко и непринужденно, потом с удовольствием отдохнет, а потом опять с энтузиазмом примется за работу. Вот такой итог терапии. Попутно будут и другие эффекты, - например, появятся свобода и доброжелательность в общении, появятся новые интересы и желания, мечты и цели, изменится в лучшую сторону круг общения.
В этом примере для достижения такого результата потребовалось бы 2-6 часовых терапевтических встреч (разные люди с разной скоростью включаются в процесс терапии, поэтому такой разброс). С более сложными задачами, особенно связанными с детскими травмами, может потребоваться больше времени. Но однозначно – это не годы. Автор Малинина Марина (с) Связаться с писхологом: skype mavama68 Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|