Многие риски, описанные в прошлой статье, для меня сейчас не представляют серьезной опасности, являясь, скорее, важными сигналами о том, что происходит на консультации. Однако с недавних пор для меня стали актуальными сложности, связанные с эмпатией (см. первую часть). Почему? Потому что большую часть работы я провожу с помощью генеративного транса, который основан на том, чтобы ощутить состояние клиента и помочь ему из этого состояния попасть в ресурсное. Естественно, для этого мне самой как терапевту нужно уметь, почувствовав, что происходит в клиенте, вернуться в свое ресурсное состояние.
Знаете, как говорят в самолете: сначала наденьте кислородную маску на себя и убедитесь, что ваша маска работает, только после этого позаботьтесь о тех, кто не может надеть свою маску без вашей помощи. Так больше шансов спасти жизнь другого. В нашей профессии, на мой взгляд, тоже самое, если мы чувствуем, что во время сессии паникуем, испытываем страх, неуверенность и т.п. и пропускаем эти эмоции, клиент их считывает, результаты терапии ухудшаются. Поэтому так важно знать, что в нашей профессии является «кислородной маской».
Техники, которые можно использовать во время консультации
Итак, представим себе, что во время консультации Вы ощущаете одно из следующих состояний:
Неуверенность, что можете помочь, или страх, что ничего не получится.
Ощущение, что помочь клиенту нужно срочно, желательно прямо сейчас, слишком сильную за него тревогу, беспокойство, грусть и т.п.
Раздражение или злость на клиента за то, что он что-то делает не так, не выполняет Ваши задания, рекомендации.
Сомнения относительно ситуации клиента или того, какой способ работы ему предложить.
Не понимаете, что дальше делать.
Что можно предпринять?
Первое – дать себе время осознать происходящее. Предложите клиенту на 1-2 минуту прерваться и сделать дыхательное упражнение, любое из тех, что Вы знаете, можно просто понаблюдать за своим дыханием. Можно взять паузу и любым другим удобным способом: налить чай, предложить клиенту заполнить опросник, сделать письменную практику, например, попросить клиента описать, что он сейчас испытывает. Хотя по моему опыту дыхательное упражнение полезнее.
Вы в это время также приводите в порядок свое дыхание, осознаете, что Вы сейчас видите, слышите, ощущаете (можно это про себя проговорить: «сейчас я осознаю, что…). Это позволит вспомнить, что текущее состояние – это сигнал о происходящем здесь и сейчас в клиенте и между вами и им. Затем Вы соединяетесь с необходимыми ресурсами. Как это можно сделать:
Задать себя вопрос, что бы сделал, как бы среагировал на эту ситуацию тот или иной психотерапевт, который является для Вас авторитетом (кто-то из Ваших учителей, коллег или один из великих терапевтов).
Вспомнить время/событие из своего прошлого, когда Вы чувствовали себя хорошо (уверенно, спокойно), или аналогичную ситуацию, с которой Вы хорошо справились. Вспомнить, как это ощущалось.
Вспомнить о месте, где Вы чувствуете себя в безопасности (реальном или воображаемом). Представить себя в этом месте и побыть в нем некоторое время. Если это регулярно практиковать вне сессий, то хватает и 30-40 секунд. В такое упражнение можно вовлечь и клиента.
Подумать о части тела, которая сейчас ощущает себя хорошо и спокойно. Например, о пальцах ног или о коленях. И позволить себе проследить за тем, как это ощущение оттуда перетекает во все остальные части тела и, в том числе, в Ваш разум.
Когда Вы вернулись в ресурсное состояние, Вы можете решить, как обойтись с этой ситуацией:
Продолжить слушать то, что сообщает клиент, возможно, попросив его это сделать в виде метафоры или с помощью объектов (игрушек), чтобы прервать его привычные способы жаловаться и т.п.
Сообщить клиенту о своих эмоциях и состоянии, спросить у клиента, как он считает, это похоже на его состояние сейчас? Обсудить, насколько это похоже на то, как это происходит у него в общении с другими людьми.
Сделать упражнение, технику, чтобы клиенту передалось ресурсное состояние (тут подходят трансовые техники, НЛП-техники, наверняка, есть и другие, но я в них не разбираюсь, если знаете, поделитесь в комментариях).
Рассказать клиенту историю, метафору о его ситуации, чтобы предложить иной ракурс, иное видение.
Пересмотреть свой подход к терапии данного клиента, выбранную стратегию.
Признать, что терапия действительно не приносит результатов и Вы бессильны. Сообщить об этом клиенту, обсудить это с ним. Быть готовым закончить терапию, принять на себя ответственность за неудачу, возможно, порекомендовать своего коллегу. Или же, если клиент хочет продолжать, отдать инициативу клиенту, спросить у него совета, принять его помощь.
Отказать в терапии (особенно, если это первая сессия), когда это полезно, например, вы понимаете, что клиент сразу перекладывает на Вас всю ответственность («Вы единственный, кто может мне помочь» - «Если все так плохо, я не могу вам помочь»).
Отдельно стоит сказать о ситуации, когда клиент сам говорит о том, что его не устраивает качество работы психотерапевта или результаты работы. В этом случае важно спросить о том, что конкретно не устроило: в чем была моя ошибка что мне надо было сделать по-другому? И использовать эту обратную связь для своего развития и корректировки хода терапии.
Способы для подготовки к консультациям и минимизации их негативных эффектов, «профилактика» выгорания
Тем не менее, как бы мы ни старались, может получиться так, что негативные эмоции мы принесем с консультации в свою жизнь. Что с ними делать дальше? Напрашивающееся решение – вынести случай на интервизию или супервизию, если этого недостаточно то на личную психотерапию. Мы можем считать это нашим профессиональным клише, но на самом деле обращение за поддержкой – наиважнейший инструмент сохранения хорошего самочувствия для любого человека.
Но необязательно сразу прибегать к профессиональной поддержке. Для начала можно попробовать отдохнуть и воспользоваться поддержкой родных и близких, оставаясь в границах этики и сохраняя конфиденциальность. Также можно задействовать различные практики (самогипноз, медитации, физические упражнения, чтение, прослушивание музыки и т.п.), которые Вам приносят удовольствие и помогают восстанавливать силы. Но если состояние не проходит к следующему дню, или Вы постоянно думаете о прошедшей консультации, тогда, конечно, стоит обратиться к коллегам.
Разбираясь с негативными эффектами, мы помогаем себе не «выгореть» в ходе работы. Но также важно регулярно заботиться о себе, чтобы приходить на работу в ресурсном состоянии. Здесь опять-таки помогает профессиональное общение, прохождение личной терапии, саморазвитие. Плюс банальный регулярный отдых, приятное времяпрепровождение вне дома, кабинета, развлечения. Рекомендуется 1,5 часа в день выделять для себя, занимаясь тем, что возвращает Вас от забот внешнего мира к себе, своему центру.
Желаю всем успешной навигации по профессиональному морю!
P.S. Про бюрократию ничего не сказала, потому как я с ней не сталкиваюсь.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.