|
Еще одна статья на тему: «Как выбрать психолога/психотерапевта»Автор статьи: Серебрийская Любовь Яковлевна
Можно выделить несколько причин возникновения трудностей при выборе психотерапевта. В нашей стране сфера психологических услуг, несмотря на ее стремительное развитие в последние десятилетия, относительно нова. Многие люди обращаются к психологу впервые в жизни и имеют смутное представление, что происходит в процессе психотерапии, на какие критерии оценки психолога ориентироваться, какого результата ждать от работы с ним, что хорошо и правильно, а что нет. Кроме того, рынок психологических услуг в настоящее время мало регулируемый, часто его называют «диким» и проводят аналогию со стихийным рынком 90-х годов. Нет стандартов, специалист с каким уровням подготовки имеет право заниматься психотерапевтической практикой. Никому не запрещено называть себя, например, психоаналитиком, и повесить соответствующую табличку на дверь своего кабинета. Каждому потенциальному клиенту приходится оценивать квалификацию психолога самостоятельно. В то же время идеи о государственной регуляции сферы психологических услуг вызывают опасения. Возможно, по мере своего естественного развития рынок станет более «цивилизованным», а общество более информированным и психотерапевтически грамотным. Существует множество направлений психотерапии, которые значительно отличаются методами работы. Порой то, что считается приемлемым или даже желательным в рамках одной психотерапевтической школы, избегается и порицается психотерапевтами другого похода. Конкуренция между подходами, их дискуссионность может запутать клиентов – человеку, далекому от психотерапии не всегда очевидно, что в настоящее время по многим вопросам нет согласия и среди специалистов, и не всегда специалист другой школы психотерапии, а тем более сам клиент может определить, где осознанное и обоснованное применение техники на благо клиента, а где низкая квалификация психолога. Но все же, пожалуй, основной сложностью при выборе психолога является большая субъективность его оценки. Все мы разные, и оцениваем специалиста исходя из наших личностных особенностей, через призму имеющихся у нас личностных проблем. И если часть критериев оценки психолога довольно легко формализовать (например, его образование), то другие описать гораздо сложнее. Например, кому-то приоритетно чтобы специалист был поддерживающим, а кто-то согласен на жесткие провокативные вмешательства, если они оказываются эффективными. Кому-то важнее чтобы психолог давал много пространства и возможность высказаться, кому-то, чтобы четко структурировал и направлял. Одно и то же качество также может восприниматься различным образом – так, немногословный психолог, дающий мало оценок, может быть оценен как закрытый, надменный или некомпетентный, либо, напротив, тактичный и профессиональный. Поэтому вряд ли существует психотерапевт, который одинаково хорош для любого пациента. Этапы поиска психолога Психолога выбирают очень по-разному, как правило, выбор происходит в несколько этапов – еще до встречи с профессионалом, на первых пробных встречах и в процессе дальнейшей работы. Кто-то просит у знакомых контакты хорошего психотерапевта и сразу записывается на первую встречу (не располагаю статистикой, но предполагаю, что так происходит чаще всего), кто-то тщательно собирает информацию о потенциальном психологе, изучает его публикации, и даже читает литературу по психотерапии и посещает мастер-классы или конференции для психологов. Часто значительное влияние при выборе психотерапевта оказывает психологическая проблема человека, например, люди, пережившие травму жестокого обращения в детском возрасте, бессознательно могут выбирать жесткие, директивные тренинги и удерживаются на них впоследствии. В основе такого выбора лежит бессознательная попытка еще раз пережить психотравмирующую ситуацию, чтобы разрешить ее и на этот раз выйти из нее победителем. Возможно, у нас есть стереотипы о подходящем психологе, вплоть до того, какого он должен быть пола и возраста, и мы можем сразу отсеять, например, слишком молодого и, по нашему мнению, недостаточно опытного психолога, либо слишком отличающегося по возрасту. Например, кому-то кажется, что проще рассказать о себе женщине, или хочется получить «мужской взгляд» на проблему. На первой встрече мы оцениваем внешность, вкус в одежде и оформлении кабинета, манеру держаться и говорить. Мы прислушиваемся к своим ощущениям - комфортно ли общаться, вызывает ли психолог доверие. Пытаемся понять, совпадают ли наши ценности и мировоззрение. Прикидываем, достаточно ли психолог умен и опытен, чтобы понять нас и разобраться с нашими проблемами. И деликатен ли, чтобы излишне не травмировать нас. В процессе работы на первый план выходят другие качества - например, надежен ли психолог, выдерживает ли он наши эмоции, честен ли он с нами. То, как мы оцениваем личностные качества психолога, во многом повторяет выбор других важных людей в жизни, который мы делаем с большим или меньшим успехом, и вряд ли нужны какие-то специальные советы, например, стоит ли смотреть на фотографии психолога и как это правильно делать. Вероятнее всего подобные советы и не будут иметь эффекта, так как подходит ли нам этот человек как психолог, мы определяем в значительной степени бессознательно. Поэтому я больше остановлюсь на специфике оценки профессиональных качеств психолога – на что обратить внимание в его образовании, специализации и теоретической ориентации, а также при контакте с психологом. Образование Как известно, психолог-психотерапевт – это специалист, который имеет высшее психологическое образование (либо высшее медицинское, если это врач-психотерапевт) и дополнительную подготовку по психотерапии, и ей особенно важно уделить внимание при выборе психолога. По международным стандартам сертифицированный психотерапевт проходит длительную специализацию по одному из направлений психотерапии в течение нескольких лет, которая обязательно состоит из трех частей – теоретической, личной терапии и супервизии, и после этого сдает особый экзамен – это может быть защита случая или импровизированная сессия. Личная терапия необходима, так как она дает возможность не привносить неосознанно собственные проблемы в терапию клиента. Супервизия – работа под наблюдением более опытного коллеги, который помогает психологу увидеть, осознать то, что сложно заменить, находясь внутри терапии. Обычно требуется пройти 50-200 часов личной психотерапиитерапии и 40-50 часов супервизии. Причем для качественного образования важно не только количество часов обучения, но и то, являлись ли учителя будущего психотерапевта сертифицированными тренинговыми терапевтами, сами получившими полноценную подготовку. Существует другой взгляд на подготовку психотерапевта – считается, что он должен владеть как можно большим количество психотерапевтических методов и техник и подбирать метод под конкретного пациента или его проблему. Так часто считают психотерапевты, работающие в эклектическом подходе, которые используют разнородные методики, не обращая внимания на их теоретически предпосылки. Однако, для получения мастерства даже в одном направлении психотерапии требуется много временных и других ресурсов, поэтому часто владение большим числом методов оборачивается их поверхностным знанием. С другой стороны, каждый из основных психотерапевтических подходов работает с широким спектром проблем, так что во владении психотерапевтом ими всеми нет насущной необходимости. Есть психотерапевты, которые получили длительную подготовку сразу по нескольким направлениям, но это скорее исключение, и чаще они работают в каком-то одном из этих направлений. Практический совет, который можно дать исходя из этого – рассматривая дипломы и сертификаты специалиста, обращать внимание количество часов в каждом из них и в целом на долгосрочную подготовку по психотерапии . Иногда можно встретить мнение, что сертификаты и дипломы лишь формальность, вопрос престижа. Однако их наличие дает клиенту определенные гарантии. Так то, что психотерапевт сертифицирован, подразумевает, что он смог прочесть довольно сложную психологическую литературу, и имеет глубокие, а не поверхностные знания. Для прохождения серьезных обучающих программ кандидаты проходят предварительный отбор на психологическое здоровье, что, в сочетании с обязательной личной терапией и супервизией с большей вероятностью страхует клиента от серьезных нарушений, злоупотреблений и травматизации. Членство в психологических сообществах Дополнительным плюсом психолога является то, что он является членом профессионального сообщества. Такое сообщество подтверждает уровень подготовки своих членов, а также следит за соблюдением ими этических норм – для этого в них существуют специальные этические комитеты. В случае недовольства пациент может обратиться за разъяснениями или с жалобой, и серьезное нарушение грозит психологу исключением из сообщества. Важен не только сам факт того, что психолог состоит в профессиональном сообществе, но и то, в каком именно сообществе он состоит. Есть международные профессиональные ассоциации, членство в которых очень ценится, как показатель высокого профессионализма, и чтобы быть принятым в них нужно удовлетворять строгим критерием отбора. Есть также российские ассоциации, являющиеся полноправными представителями этих международных ассоциаций. Есть российские ассоциации, основатели которых не считают нужным обучаться у западных коллег, ссылаясь на специфику российского менталитета и своеобразие психологических проблем, зачастую критерии членства в них гораздо более мягкие. Таким образом, если для клиента важно, чтобы психолог состоял в профессиональном сообществе, стоит разобраться, какие из них ценятся в данном направлении терапии. Например, для психоанализа и психоаналитической терапии это IPA и EFPP, в системной семейной терапии – EFTA и FTA, в гештальт-терапии – EAGT и AAGT, в когнитивно-бихевиоральном подходе – ЕАВСТ. Многие практикующие психотерапевты в настоящее время не имеют международной сертификации, но ее наличие является подтверждением высокого профессионализма специалиста и дополнительной гарантией качества психотерапии для клиента. Специализация Часто психологи пишут перечень проблем-запросов, с которыми они работают или наоборот не работают. Насколько важно искать терапевта, специализирующегося именно на вашей проблеме? Есть неспецифичные запросы (к примеру, проблемы во взаимоотношениях, самооценка, кризисы, переживание утраты), по ним оказывает помощь большинство психологов, и даже если они не перечислены в списке, возможно, то же самое описано другими словами. В других случаях специализация более важна, например, не все психологи возьмутся работать с людьми с суицидальными проблемами, алкогольной или наркотической зависимостью, тяжелыми психическими или соматическими заболеваниями. Также стоит поискать именно детского психолога-психотерапевта для ребенка, или специалиста, работающего с парами, если, например, вы хотите обратиться совместно, для решения супружеских проблем. Иногда пациент старается выяснить, работал ли психолог с подобными его проблемами или заболеваниями, и успешна ли была работа. Однако, не все психотерапевтические методы прямо направлены на устранение конкретной проблемы или симптоматики, иногда это и невозможно, упор делается на работу с личностью в целом, а проблема разрешается попутно, как бы «сама собой». Теоретическая ориентация Как уже говорилось выше, психологи работают в определенных подходах или школах, например, широко известны такие направления как психоанализ и психоаналитическая терапия, системная семейная терапия, гештальт-терапия, экзистенциальная терапия, психодрама и другие, все их обычно объединяют в три основных подхода – психоаналитический, гуманистический и когнитивно-бихевиоральный. Нужно ли пациенту вникать в теоретические основы методов психотерапии, и стоит ли выбирать психолога исходя из модальности, школы, в которой он работает? Существуют противоположные мнения – от «Метод имеет определяющее значение» до «Важен не метод, а личность терапевта». Думаю, разбираться в методах может быть полезным, если есть такое желание, но совершенно не обязательно, потому что придется изучать слишком много, особенно, если человек далек от профессии психолога. Не являясь специалистом, есть риск получить неверное или упрощенное представление о подходе, в сравнительных описаниях чаще содержатся сведения, относящиеся скорее ко времени его возникновения без учета развития. Часто бывает, что почитав краткие описания психотерапевтических школ можно остаться в растерянности, так как все подходы кажутся одинаково хорошими и логичными. Особенно важно тщательно подходить к выбору терапевта и метода, которым он владеет, в случае тяжелых нарушений и серьезной симптоматики. Это связанно с хрупкостью личности таких пациентов и риском ухудшения их состояния, поэтому не стоит экспериментировать с экзотическими методами, особенно предлагающими быстрые и при этом глубинные изменения. В процессе взаимодействия С началом работы с психологом мы можем обратить внимание на другие показатели его профессионализма. С помощью какого бы метода не работал психотерапевт, можно попытаться выделить некоторые общие особенности хорошего и плохого психолога. Хороший психолог обеспечивает безопасное пространство клиенту, способствуя его самораскрытию – то есть относится с уважением, внимателен ко всем мыслям и высказываниям, не обесценивает их, сохраняют терпение и доброжелательность, не торопит. У клиента возникает ощущение, что его хорошо понимают или стремятся понять, как можно лучше, ощущает принятие и поддержку со стороны терапевта, что дает возможность быстрее приближаться к значимым темам и смыслам. В противоположность этому, плохой психолог заполняет пространство собой, как бы отбирая его у клиента, навязывая свою картину мира. Это может проявляться по-разному. В некоторых случаях, терапевт буквально использует время психотерапевтической сессии для себя, и клиент вынужден выслушивать истории из жизни терапевта или его работы с другими пациентами. Клиент и терапевт фактически меняются местами. Вместе с тем, редкое, уместное и осознанное самораскрытие терапевта в интересах клиента используется в гуманистическом подходе и является очень мощным инструментов терапии. Вполне обоснованно может насторожить чрезмерная оценочность и категоричность суждений терапевта (причем как критика, так и похвала) или стремление поделиться своим жизненным опытом и давать советы в более явной или завуалированной форме. Советовать или хвалить, поддерживать клиента не требует от психолога высокой квалификации. Но было бы лукавством говорить о том, что психолог не дает советов или дает только профессиональные рекомендации. В той или иной форме, мы все даем советы или проявляем собственную позицию. Но совет не должен быть ответом на экзистенциальный выбор пациента – например: «На вашем месте я бы сохранял брак» или «Скорее всего он вас не любит, стоит поискать другой объект». Тогда как посоветовать продолжать терапию или обратиться к врачу другой специальности вполне уместно. Абсолютная нейтральность психолога – тоже скорее абстракция, чем реальность, либо может говорить скорее о формализме, чем о профессионализме, вряд ли психолог будет оставаться нейтральным, например, если клиент подвергает свою жизнь опасности. Еще одним признаком низкой квалификации психолога может быть стремление поскорее «втиснуть» проблемы клиента в известные психологу теоретические схемы и шаблоны, когда диагноз ставится буквально с порога. Например, звучат слова, что вам надо «перестать быть жертвой» или «проработать эдипов комплекс». Хороший психолог стремится быть понятным и говорить на языке клиента, а не читать ему лекцию. Признаком недостаточной проработки психолога может быть ощущение клиента, что ему как будто не дают высказывать критику и выражать тяжелые чувства, уводят от болезненных тем, например, психолог не желает слушать агрессию в свой адрес, становится в ответ агрессивным и даже мстительным. Не всегда бывает легко определить разницу между своим естественным сопротивлением терапии, то есть искажением, вызванным собственными проблемами клиента, и реальными недостатками терапевта. Отчасти можно ориентироваться по времени возникновения негативного впечатления. Если на первых встречах с терапевтом нет выраженного дискомфорта и неприятия, есть ощущение понимания, и возникает доверие специалисту, а в дальнейшей работе, когда затрагиваются более глубокие и болезненные темы, возникает напряжение и недовольство – скорее всего, это связано с сопротивлением. В таком случае, имеет смысл попытаться продолжить работу и обсудить возникающие эмоции с терапевтом. Если напряжение и недоверие возникает уже на первом этапе общения, более вероятно, что данный терапевт не подходит, так как при выраженном негативном отношении к терапевту уже с первых встреч, даже при уверенности в его профессионализме, невозможно будет продолжать продуктивную работу. Не стоит делать выводы о профессионализме психолога по тому, использует ли он специальные упражнения, дает ли домашние задания или нет. Они могут быть полезны и уместны и очень часто производят на клиента впечатление новизной и необычностью, но их отсутствие не говорит о недостатке знаний терапевта. Кажущаяся простота метода, когда терапевт «просто разговаривает» часто оказывается обманчивой, например, клиентцентрированный подход при внешней простоте и естественности происходящего на сессии предъявляет очень высокие требования к проработке личности и подготовке терапевта). Вне зависимости от школы и метода работы, есть некоторые общие этические принципы в работе психолога-психотерапевта, которые должны соблюдаться. Например, конфиденциальность, отсутствие двойных отношений (между клиентом и психологом не может быть никаких отношений, кроме терапевтических), уважительное отношение к клиенту, отсутствие эксплуатации и дискриминации, честность, надежность. Отклонение от этих принципов всегда должно настораживать. Еще один критерий, который часто ставится во главу угла при оценке психолога - это его эффективность, которую пытаются определить либо по отзывам клиентов, либо по обещаниям самого психолога. Надо иметь в виду, что довольно сложно оценить результат терапии изнутри процесса, так как и оценка терапевта, и оценки клиентов по вполне понятным причинам подвержены искажениям. Успех терапии зависит от множества факторов, поэтому терапевт может гарантировать не результат (гарантии результата скорее должны насторожить), а свою профессиональную подготовку, владение методом, соблюдение этических принципов и стремление помогать пациенту. Резюме Надо ли психолога "выбирать сердцем" и опираться на собственную интуицию, или руководствоваться более формальными рассудочными критериями – наверное, важно и то, и другое, можно выбирать сердцем из тех, кто имеет необходимую подготовку и квалификацию. Хороший психолог должен совмещать в себе множество порой с трудом совместимых качеств, сохранять нейтральность, и при этом включенным, поддерживающим и эмпатичным, быть гармоничной личностью и не иметь серьезных психологических проблем, но иметь опыт переживания страданий, иметь высокую профессиональную подготовку, но при этом скромным и понимать свои ограничения. Несмотря на сложности выбора психотерапевта и возможные ошибки и разочарования на этом пути, не стоит забывать, что на самом деле нужен не психолог, который идеален по всем параметрам, не имеет слабостей и недостатков. По аналогии с популярной концепцией Д.Винникотта о достаточно хорошей матери (он писал, что ребенку нужна не безупречная и не совершающая ошибок мать, а поддерживающая и удовлетворяющая его основные потребности), клиенту нужен достаточно хороший психолог. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|