|
Песочное рисование на световых планшетах: искусство на кончиках пальцевАвтор статьи: Никитина Ольга Николаевна
Песочное рисование на световых планшетах очень популярно в различных шоу-программах и концертах. Картины очень динамично сменяют друг друга прямо на глазах у зрителей. Этот удивительно красивый и захватывающий внимание процесс рисования вызывает восхищение и восторг. О том, что он ещё и полезен, известно не всем. В последнее время психологи обратили внимание на позитивный эффект от обучения рисованию песком: занятия позволяют избавиться от стрессов, нормализуют эмоциональное состояние. Рисование песком развивает тактильное восприятие, гибкость мышления, воображение, способствует снятию напряжения, творческому и эмоциональному самовыражению. Сочетание музыкальных, изобразительных и сказкотерапевтических подходов в развивающих занятиях с ребенком обеспечивает более широкие возможности применения в психологической и педагогической практике. Работа на световых столах усиливает терапевтический эффект благодаря игре света, теней, оригинальности и необычности ощущений и процесса. Психолог может вовлекать в эту творческую деятельность и родителей, так как совместная деятельность родителей и детей позволяет достичь более устойчивых результатов, решить множество психолого-педагогических и терапевтических задач консультирования. В 2007 году не многие специалисты знали о том, что такое песочная анимация и такой метод психолого-педагогической практики, как рисование песком, но уже в это время Марина Соснина - художник, педагог студии «SandARTist», - проводила с детьми развивающие занятия, применяя рисование песком. Сначала - на подносах и тарелочках, а потом - на специальных столах со световой подсветкой, которые конструировала вместе со своим мужем, Александром Сосниным. И в течение двух лет успешно развивала данное направление на практике. Её знания и умения в области педагогики, психологии и искусства соединились в авторской методике, по которой она вела занятия живописью и рисованием песком. Анализируя результаты своей работы, Марина обратила внимание, что занятия песочным рисованием не только развивают детей, но и помогают им избавляться от психологических проблем: дети, которых можно назвать стеснительными и тревожными становились более смелыми и активными, а дети, которые были слишком активными, неусидчивыми, шумными и не могли пяти минут усидеть на месте, с удовольствием занимались по 30 минут и потом родители отмечали, что и, в целом, дома они стали более спокойными. О своих наблюдениях Марина рассказала мне - специалисту, имеющему специальное психологическое образование и опыт работы, предложив создать совместную программу, которая впоследствии была названа «Метод Sand-Art. Психотерапевтические ресурсы рисования песком». Я заинтересовалась идеями Марины, и уже в 2011 году были разработаны основные технологии обучения песочному рисованию «Sand-Art» для детей и взрослых, которые помогают снимать психоэмоциональное напряжение, развивать художественные способности, формировать навыки саморегуляции и стрессоустойчивости. Именно эти технологии и легли в основу семинара и программы «Метод «Sand-Art».Психотерапевтические ресурсы рисования песком», которые с 2011 года проводятся в Институте практической психологии «Иматон». Три года мы работали вместе, а затем Марина предпочла выбрать концертную деятельность и с 2013 года я продолжаю вести обучающие семинары вместе с ее ученицей Оксаной Калинко - педагогом студии и талантливым художником. На наших семинарах можно познакомиться с основными методами применения рисования песком в решении обучающих, развивающих, коррекционных и терапевтических задач при работе с детьми и взрослыми. С 2011 года программа «Метод «Sand-Art». В 2014 году был создан отдельный семинар по развитию функциональности руки, который мы ведём вместе с Елизаветой Глибиной - опытным арт-терапевтом, методистом-психологом благотворительного фонда «Дорога к дому», педагогом-психологом Центра развития семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Наши дети». За это время многие участники наших семинаров создали свои программы работы на световых столах, основанные на знаниях и умениях, полученных на семинарах. С радостью мы узнаем об успехах наших студентов, педагогов, психологов, увлеченных песочным рисованием и применением его в психолого-педагогической практике. Так, выпускница нашего первого семинара, который состоялся в 2011 году, Т.А. Абрамова - психолог, педагог дошкольного образования, педагог по изобразительной деятельности и художественный руководитель изостудии, - успешно использует в своей деятельности метод рисования песком. Татьяна разработала свою методику «Радужный песок» - метод творческого, психотерапевтического рисования цветным песком на художественных планшетах - картинах с меняющимся цветовым фоном. В её работе фон художественного планшета является главной отправной точкой в создании картины, как средством творческого самовыражения, так и психодиагностическим инструментом созданной в целом цветной песочной композиции. Наши выпускницы Макарова Евгения Александровна, педагог-психолог первой квалификационной категории МБДОУ д/с компенсирующего вида№32 «Сказка» и Балаева Наталья Александровна, руководитель творческой студии «IQ Design», к.п.н., педагог-психолог, художник на основании материалов, изученных на наших семинарах, создали программу «Путешествие по Песочной стране». Программа направлена на развитие творческого мышления посредством использования метода «Sand Аrt» с детьми старшего дошкольного возраста. Данная программа стала в 2014 году лауреатом Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для Новой школы». Теперь она имеет гриф «рекомендовано для образовательных учреждений России». Всегда интересно знать, с чего все начиналось, как зарождалось инновационное новое направление «песочное рисование». Предлагаем вашему вниманию интервью с участниками наших первых семинаров, успешно применяющих метод рисования песком в своей работе. Они размышляли о следующем:
Макарова Евгения, город-курорт Геленджик Краснодарского края: «Ищущий психолог всегда находится в поиске новых, интересных методов и технологий. Однажды познакомившись с завораживающим песочным рисованием, ты понимаешь, что это то, что поможет тебе по-новому подойти к развивающим занятиям с детьми любого возраста и к осуществлению коррекционной работы. Даже проводить так нелюбимую детьми диагностику стало легко. Ведь для рисования на песке не нужны карандаши и краски, дети с большим воодушевлением выполняют любую проективную методику, и не говорят «я не умею рисовать». И очень радуются получившимся сюжетам. Коллеги, не бойтесь пробовать и внедрять в свою профессиональную практику что-то новое и неизвестное, не бойтесь учиться, погрузитесь в мир песочных сказок, историй и картин, и вы поймете как это прекрасно! Быть может, как и для меня, эта технология станет вашей любимой». Елизавета Глибина, г. Череповец, Вологодская область: «Если задаться вопросом, кто впереди «теория» или «практика»? Когда как… По классике жанра - сначала есть теория, за которой следует практика, обязательно подкрепленная теорией. Интересен момент, когда наоборот. Вот рисование песком, на мой взгляд, как раз яркий пример, когда простая и вроде бы обыденная практика дает удивительные результаты, и это требует научного обоснования – как и почему? Сейчас волшебный песочек везде – на детской площадке, в кабинете психолога и психотерапевта, на сцене и на экране развлекательных шоу… Но, литературы, которая бы объяснила все тонкости работы с этим материалом, очень мало. Мне интересен творческий поиск – поднять на поверхность то, какие огромные помогающие потенциалы таит в себе магия песка». Песочное рисование в содружестве с различными методами творчески может решать сложные психотерапевтические задачи. Человек, неважно ребенок он или взрослый, рисуя, видит и осознает свои проблемы, преодолевает страхи, находит ресурсы. При этом он потенциально подстрахован - в любой момент можно исправить ошибки, создать новый образ, начать все сначала. Преодоление своих трудностей на песочной доске – это как тренировка. Всё, что творится руками с песком и подкрепляется при этом чувствами и переживаниями, «впечатывается» в моторную и эмоциональную память. А затем служит позитивным якорем в жизни для новых достижений. Анастасия Михайлова, г. Санкт-Петербург: «Интерес к песочному рисованию возник несколько лет назад, когда подруга, учащаяся на режиссёра, рассказала об этом искусстве. Тогда же познакомилась с Мариной Сосниной, начала проходить обучение и параллельно смотрела видеоролики в сети Интернет. Замечательно то, что в песочном мини-фильме можно раскрыть большие задачи. Первый ролик, который мы делали, был для открытия христианского молодежного семинара. Благодаря выразительным средствам песочного рисования, удалось передать и духовную борьбу личности, и важность объединения людей, и надежду на возрождение нашей страны... Профессиональные задачи? - Прежде всего, научиться мыслить образами, и, используя выразительные средства, создавать «картинку», понятную всем. Вторая задача - это работа с детьми. Так как основная моя работа в песочном рисовании - это мастер-классы в студиях, то и соответствующая задача - почувствовать детей, помочь им раскрыть свой потенциал, иногда даже справиться с какими-то сложностями. Песок помогает найти подход к ребёнку в форме игры, почувствовать его эмоциональное состояние. Песочное рисование - это и по-настоящему большой труд, и, вместе с тем, отдых. Поэтому всем, кто только соприкоснулся с «миром песка» или тем, кто уже вводит в свои занятия элементы песочного рисования, можно пожелать одного - взаимной отдачи))). Так я называю взаимодействие с материалом. Чем больше посвящаешь себя, тем больший плод видишь. Хорошо смотреть работы профессиональных мастеров, много тренироваться самим и разрабатывать методы разумного использования техники «Sand-art» в рамках ваших программ. Алла Антонова, г. Вышний Волочёк:
На занятиях по песочному рисованию решаются познаватель-ные задачи – изучение букв, овладение счётом, знакомство с геометрическими формами, а также отрабатываются художественные навыки при обучении динамическому пальчиковому рисованию различных сюжетных картин. Уважаемые читатели, присоединяюсь к вышесказанным пожеланиям и от всей души желаю найти на наших семинарах новые идеи, чтобы их творчески воплотить в практике; ресурсы для вашего профессионального роста, чтобы не переставать увлекаться и покорять новые вершины! Никитина Ольга Николаевна – педагог-психолог высшей категории ГБОУ ЦПМСС Фрунзенского района, психолог песочной студии «SandARTist», имеет квалификацию психолог-консультант в области гештальт-подхода, соответствующую международной квалификации «Gestalt-practician», соавтор методики «Графические карты», проекта «Родительский клуб», преподаватель Института «Иматон» ведущая авторских программ семинаров-тренингов для педагогов и родителей. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|