Дети и рисование

Автор статьи: Койсина Мария

Дети и рисование

 

Когда — то я первый раз разукрасила акрилом свои джинсы, которые были уже старыми и негодными для ношения, на что услышала реакцию родителей, что я испортила вещи.
Часто ребенок, попадая во взрослый мир оценок, смыслов, значений приобретает страх «сделать что — то не так». Самое интересное, что этот страх ребенок может приобрести от родителей. Но для ребенка родители просто родители и они не обязаны быть профессиональными художниками, чтобы сопровождать развитие детского рисунка.
«Я не умею рисовать, у меня всегда не получается и сейчас не получится» — часто дети, уверенные в плохом результате, даже боятся начинать делать упражнение.
Ребенок в дошкольном возрасте рисует не сами предметы, а свое отношение к ним. Если образец поделки/рисунка никак эмоционально не заряжен, то ребенок теряет к нему интерес и выражает свой не-интерес в своем рисунке/поделке.

Важно понять и увидеть, какие обстоятельства мешают ребенку спокойно и весело творить.

Общий авторитарный стиль воспитания
Ребенок не имеет права проявлять инициативу (это проявляется не только в творчестве)
Что делать: попробовать заняться родителям рефлекисей и обратиться к своему детству. Обычно таким образом проецируются обиды на собственных родителей. Если в отношениях с ними были серьезные проблемы, то стоит начать с прощения и принятия, осознать свою собственную модель родительского поведения

Избыточное количество запретов
Существование вокруг ребенка множеств «Не лезь! Не трогай! Не бери!»
Что делать: важно перестроить речь так, чтобы ее посылом стало побуждение к действию, а не пресечение. Например, «Это опасно! Убери руку!» или «Это горячо! Будь осторожна»

Общая низкая самооценка
Что делать:
ставить ребенка в ситуации, где он уверен в своем успехе, публично хвалить и поощрять его (только здесь важно тоже соблюдать баланс — дети привыкают к чрезмерной похвале, хвалить нужно, но действительно за дело, пусть даже кажущееся взрослому небольшим). Посмотрите на интересы и достижения ребенка внимательно. Например, он отлично умеет прыгать через скакалку. Можно предложить ему научить младшего брата этому прыганию или самим родителям учиться у ребенка, ведь у него это хорошо получается.

Чрезмерная критика
Что делать: 
стараться в первую очередь замечать хорошее. Даже если родители ругают за «плохое», важно всегда отмечать положительные моменты. Убираем любые критические замечания в тех случаях, когда результат мало зависел от ребенка.

Прошлый опыт публичных «провалов»
Часто случается так, что воспитатель в детском саду или учитель в школе публично выставляет творение ребенка в не очень приглядном свете для других: «Посмотрите, кто такое нарисовал. Неужели так рисуют собачек? Сколько у нее должно быть лап? Разве ты не знаешь, а еще такой большой?» Когда ребенок переживает первый публичный позор и непринятие, то часто он может впоследствии закрыться для творчества и даже получить стойкий комплекс неполноценности на всю жизнь.
Что делать: Чтобы убедиться, что с вашим ребенком не случилось ничего подобного (если вы видите у него отказ от любого вида творчества, например), можно предложить ему игру: «Давай, как будто я ученица, а ты учительница рисования (воспитательница). Вот я нарисовала такую картинку….» По тому, как ребенок будет играть роль учительницы/воспитательницы, родители многое могут понять. Если стресс был очень сильным (а от этого даже может начаться энурез), родители могут сходить вместе с ребенком к специалисту — невропатологу или психологу. Негативное переживание можно проработать сказко — или игротерапией. Ребенка временно лучше не травмировать публичными выступлениями, а подчеркивать его достоинства косвенно. «Правда, красивая у нас получилась ваза?». На занятиях по творчеству для детищ 5-7 лет мы в конце делали выставку общую, где все работы правда были разные, но все особенные и уникальные, я только подчеркивала, что все справились, а ребята давали обратную связь друг другу, чаще всего положительную и подкрепляющую. Так удивительно, как ребята могут поддерживать друг друга, их важно только направить.

Привычка копировать
Повторение чужих рисунков, работа по образцу, постоянное использование раскрасок или вспомогательных картинок, шаблонов может подавлять собственное творчество ребенка. В результате при задаче «рисуем, что хотим», он начинает копировать рисунки других ребят, а при вопросе «А что же хочется тебе самому» очень часто будет получен ответ «Да я не знаю».
Что делать: временно исключить занятия с поделками, направленными на создание конкретного образа. Вернуться с играми с материалами и абстракциями.

Негативное прогнозирование
Мало, кто из родителей говорит ребенку «У тебя ничего не получится». Но вместо этого многие часто говорят предупреждающие фразы типа «Только не разлей», «ты еще маленький», «ты пока не умеешь, дай лучше я сделаю». Постепенно ребенок привыкает к мысли, что лучше и пробовать что — то сделать.
Что делать: хвалить ребенка за усилия, а не результат там, где это является возможным. Например, ребенок выразил желание помочь маме помыть посуду, в результате чего количество посуды не уменьшилось и в кухне стало грязнее. Но намерения же были у ребенка самые добрые, и их важно обязательно отметить. Даже если у родителей есть уверенность, что ребенок слишком мал, можно придумать ему форму посильного участия. Позитивное напутствование также не помешает: «Я уверен, что ты сможешь с этим справиться», «Смотри, у тебя получается».

Если ребенок вообще отказывается рисовать, что делать?
— предложить порисовать ладошками или пальцами
— рисовать с закрытыми глазами
— рисовать абстракции «рука в руке» (когда рука ребенка в руке родителя)
— предложить замазать всю поверхность одним цветом
— поиграть в смешивание цветов на палитре или в банке
— предложить придумать материалы, которые до сих пор не использовались ребенком (рисование свеклой, например)
— порисовать растекающейся краской по бумаге (капаете каплю краски на бумагу, а дальше ее крутить по разному, получается абстракция, в которой можно угадать разные образы)

Если ребенок пытается рисовать, но огорчается, что у него «не получилось»:
— Можно обыграть ситуацию. Если не получилось нарисовать машинку, то можно предположить, что она сломалась, нарисовать гараж,где чинят сломанные машины
— превратите образ в совершенно другой. Если не получился цветок, то можно из него сделать гору
— закрасить лист любой краской, чтобы не получившийся образ «спрятался»
— дорисовать картинку так, чтобы получилось смешно (как в журналах или книгах дорисовывают рожки/ножки и т.п), проявить чувство юмора
— нарисовать страх совершить ошибку и уничтожить его, разорвать в клочья, порезать ножницами.
— рисовать обеими руками сразу
— рисовать другой рукой (правши рисуют левой, а левши — правой)
— делать общую картинку по частям (каждый участник проводит только одну линию)

Самое важное и главное в этом процессе — терпение, вдохновение, любовь и чувство юмора. Сиюминутные результаты? Оставьте эту установку, ребенок в процессе рисования получает столько удовольствия и счастья, сколько не доставит ни одна шоколадка в мире. Продолжайте рисовать, даже если ребенок отказывается это делать. Начинайте первыми, просто садитесь и рисуйте, даже если у вас и не получается «как вам нравится», пример родителя для ребенка — самая лучшая поддержка.



Просмотров: 362
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делать, если маленький ребенок пытается ударить, схватить, укусить родителей
  • Что делать, если ребенок пытается ударить, укусить,схватить родителей
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Что делать, если ребенок не воспринимает родителей как авторитет?
  • Что делать, если ребенок отказывается есть.
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Что делать, если ваш ребенок в 3-4 года отказывается ходить на горшок?
  • Мой комментарий: Что делать, если ребенок отказывается идти в детский сад?
  • Что делать родителям, если ребенок влюбился.
  • Почему дети врут? Что делать, если ребенок обманывает?
  • Что делать, если ребенок боится делать ошибки
  • Что делать, если ребенок не говорит?
  • Что делать,если ребенок дерется. Рекомендации родителям и педагогам.
  • Что делать, если ребенок много времени проводит за компьютером?
  • Что делать, если ребенок - маленький тиран?
  • Энурез или что делать, если мой ребенок писает в постель
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться
  • РОДИТЕЛЯМ: что делать, если у ребенка сколиоз
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Что мне делать, если взрослый ребенок ни учится, ни работает
  • Что делать, если вашего ребенка обижают в детском саду?
  • Что делать, если ребенок чего-то испугался?
  • Дешевле обойдется! (Что делать, если ребенок совсем взрослый?)
  • Дешевле обойдется! (Что делать, если ребенок совсем взрослый?) 2 часть
  • Что делать, если ваш ребенок врёт?
  • Что делать, если ребенок кусается?
  • Что делать, если ребенок ворует?
  • Что делать, если ребенок не общительный.
  • Что делать, если у Вас стеснительный ребенок?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь