|
"Немного о детской нейропсихологии"Автор статьи: Наумова Виктория Владимировна
Что за зверь такой? Почему это нужно знать родителям? К сожалению, в пед.вузах и училищах практически крайне мало уделяют внимание этому вопросу - чтобы педагоги хотя бы знали, что неуспеваемость их ученика может быть вызвана не столько леностью и отсутствием дисциплины в организации домашних заданий, и не только психологическими проблемами в семье (об этом, как раз, уже много говорят), а некоторыми сложностями в работе головного мозга, которые проявляются в первую очередь в учебной неуспеваемости как минимум в младшей школе, а если собственных компенсаторных механизмов оказалось недостаточно, то и переходит в старшие классы. Так как нейропсихология, особенно детская, область очень молодая, то и специалистов-нейропсихологов так же очень мало, хотя ситуация в крупных городах - в Москве и в Питере, например - уже стала улучшаться. Обычно всеми вопросами, о которых мы будем говорить ниже, занимаются врачи-неврологи, дефектологи, или логопеды - с той или иной степенью успешности. К сожалению, первые нередко прибегают только к медикаментозному лечению, а вторые и третьи - игнорирую современные знания о строении головного мозга, о законах его созревания и развития, не всегда учитывая это в работе, а опираются на какую-либо методику работы с той или инойлокальной проблемой, не вовлекая в работу все компенсаторные возможности головного мозга. Нейропсихология - отрасль психологической науки, возникшая на пересечении психологии, биологии и медицины и традиционно занимающаяся изучением мозговых механизмов высших психических функций (разных видов восприятия, памяти, речи, мышления, произвольных движение и т.д.) на материале локальных (местных) поражений головного мозга - в следствии травмы или сосудистой патологии. Когда говорят о работе нейропсихолога со взрослыми людьми, то речь идет о реабилитации, т.е., о полном или частичном восстановлении пораженных участков. При этом нужно понимать, что речь идет о поражении уже сформированного мозга - от сюда и разница в тяжести и последствии травмы одного и того же участка у взрослого и у ребенка. Детская нейропсихология - раздел общей нейропсихологии, изучающая нормальное и нарушенное развитие мозговых механизмов психических функций в сравнительно-возрастном и клиническом аспектах. Это предполагает выделение первичных и вторичных синдромов, не соответствующих классическим синдромам, возникающих у взрослых, так как здесь речь идет о той или иной мозговой недостаточности или несформированности. Здесь речь идет уже о нейропсихологическойкоррекции. За этими непонятными словами часто скрываются такие диагнозы в картах:(хотя, наличие того или иного расстройства может и не сопровождаться диагнозом - это очень сильно зависит от степени выраженности расстройства, компенсаторных возможностей головного мозга, генетики, среды обитания) ПЭП - перинатальная энцефалопатия (буквально "перинтальный" означает короткий период самих родов, а пренатальный - внутриутробное развитие. В нашей стране произошла склейка понятий). Поражение нервной системы, в основном вызванное гипоксией плода (кислородное голодание), возникающая во время беременности и во время родов. Одним из самых серьезных последствий является развитие ДЦП - детского церебрального паралича. ММД - минимальная мозговая дисфункция - это нарушение функций ЦНС в результатемикроповреждений подкорковых, стволовых структур головного мозга, илии коры головного мозга. Возникает так же в основном в следствии внутриутробной гипоксии или асфиксии (удушение) в родах, или в результате родовой травмы. В данной статье мы не будем рассматривать тяжелые варианты поражения, так как в тех случаях необходимо часто комплексное лечение - например, при повышенной судорожной готовности, которая возможна при ДЦП, применять методы нейропсихологической коррекции возможно лишь при очень большом опыте работы, координируя все свои действия с эпилептологом. Так же, при сопутствующих психических иили личностных расстройствах необходимо сначала провести лечение у детского психиатра. Тяжелые органические (олигофрения), генетические или хромосомные (напр. синдром Дауна) нарушения крайне сложно поддаются коррекции. Вероятность успеха коррекции очень зависит от степени сохранности интеллекта, хотя и не исключает положительную динамику при его низком уровне, просто работа будет занимать гораздо больше времени - в некотором случае годы. Перед обращением к нейропсихологу необходимо иметь на руках: заключение дет. психиатра, невролога, заключение по результатам свежей электроэнцефалограммы, в некоторых случаях нужны заключения и других специалистов. Самый ранний возраст для коррекции - 4 года. Раннее возможны только общие рекомендации. Что бы не нагружать непонятными терминами, и синдромами, опишем самые распространенные симптомы, с которыми обращаются родители, и которые поддаются коррекции: - гиперактивность (расторможенность) или гипоактивность (общая низкая физическая активность) - выраженные скачки настроения, невозможность дифференцировать свои и или чужие эмоции - быстрая персыщаемость - отвлекаемость - частые простуды, аллергии, астматические изменения - изменения аппетита (нет чувства голода или насыщения) - изменение сна (поверхностный или очень глубокий сон) - сложности с координацией движений - нарушение теплообмена (чрезмерная потливость, или постоянно холодные конечности) - нарушение тактильной чувствительности (ребенок или ощущает самое легкое прикосновение, или, наоборот, не ощущает даже сильный болевой стимул) - сосудистая дистония, аритмия - поверхностное дыхание (частое дыхание ртом) - повышенный или сниженный тонус мышц - логоневроз (расстройство речи в виде заикания) - дизартрия ("каша" во рту) - синкинезия (сопутствующие движения. Например, ребенок во время рисования достает язык и двигает им в сторону совершаемого действия) - сложности в отображении позы другого человека - очень ранняя (до двух лет уже фразовая) или поздняя речь (после 4-х) - сложности с тонкой моторикой - навязчивость, тики (при отсутствии психиатрии) - нарушение плавности движений - псевдолеворукость - искажение временных и пространственных представлений (верх-низ, правое-левое и т.д.) - зеркальное написание - фрагментарность восприятия - сложности в координации двух рук - вторичный аутизм ("уход в себя", и часто, очень существенный, вызван не психиатрическим диагнозом, а попыткой избежать психологический дискомфорт) Обращаем внимание, что каждый из этих симптомов также соотносится с возрастом ребенка: нельзя говорить о каком-то наблюдении у 4-х или 5-и -летнего ребенка, как о симптоме, а у 7-летнего, как о простом наблюдении. Это зависит от временных и возрастных границах созревания головного мозга. Так, кора головного мозга начинает активно "созревать" с 2,5-3,5 лет и "дозревает" где-то к 6,5-7,5 годам (что, кстати, совпадает с известными возрастными кризисами 3-х и 7 лет). Что делать? Во-первых, необходимо признать уникальность своего ребенка, принять его таким, какой он есть. Это снизит психологический дискомфорт при общении со специалистами ради решения вопросов, которые мешают ребенку эффективно взаимодействовать с самим собой, с окружающими и миром в целом. Во-вторых, не нужно специально раскапывать что-то у ребенка. Внимательный родитель интуитивно почувствует, что что-то не так. А при беспокойстве - проконсультируйтесь с дет. неврологом, чтобы убедиться, что ваш ребенок развивается нормально. В-третьих. Если что-то вдруг нашлось, то действуйте спокойно, без суеты, по схеме: невролог-психиатр-нейропсихолог. В-четвертых, нейропсихологическая коррекция будет происходить эффективно, если работа будет происходить ежедневно. Период стабилизации всей мозговой системы составляет 9 месяцев. Это значит, придется выделять для ежедневных самостоятельных занятий с ребенком от часа и более в день, встречаясь со специалистом два раза в неделю. Если ситуация сложная, то нужно "закладывать" больше времени. Предупреждение прерывание курса более чем на неделю сопровождается "откатом" назад. Т.е., возвращение у изначальному уровню. Такова особенность разрастания дендритового "дерева" - нужна ежедневная стимуляция. Это не значит, что нельзя никуда уезжать, а то, что нужно будет продолжать заниматься с ребенком, находясь в отпуске. Вызывает серьезные сомнения общения в решении такой проблемы, как, например, легкая задержка психического развития, всего за 2-3 месяца. Или встреча со специалистом всего один раз в неделю без существенных домашних заданий. Учитывайте, что коррекция невозможна без серьезного двигательного комплекса. Сидение за партой и беседы - это не нейропсихологическая коррекция. Возможно, что часть поверхностных симптомов и удается скорректировать, но мозг в целом будет продолжать работать неэффективно. Проблемы никуда не уйдут, а все равно проявят себя через какое-то время. Следует отметить, что нейропсихологическая коррекция не повышает уровень интеллекта, она не направлена на развитие каких-то отдельных умений или навыков. Как и не может быть инструментом в вопросах семейного или детско-родительского психологического консультирования. Как бы тяжело не было состояние вашего ребенка, ему всегда нужна ваша родительская любовь. Благодаря вашему терпению, любви, силам, заботе и участию в жизни самого близкого человека - вашего ребенка - получится подарить ему новые возможности: возможности жить, учиться, познавать и узнавать гораздо более эффективно, используя весь свой потенциал. Желаю здоровья вам и вашим деткам! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|