|
Лего-Мир в детском садуАвтор статьи: Михайлова Татьяна Владиславовна
Разработка системы занятий по преодолению коммуникативных нарушений у старших дошкольников с ОНР и ЗПР с использованием оборудования ЛегоПолная версия статьи с приложениями в виде конспектов занятий и презентации на сайте "Первое сентября" Мой опыт работы с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) и с общим недоразвитием речи (ОНР) показал недостаточную обеспеченность коррекционно-развивающего направления работы психолога специализированными коммуникативными техниками. Те программы, которые освещают данную проблему, больше ориентированы на детей с нормальным интеллектом. Занятия насыщены речевым материалом, заданиями на воображение. Однако при попытках проведения подобных занятий с детьми в группах ЗПР и ОНР возникали следующие трудности: дети с ЗПР и ОНР имеют слабую произвольную сферу, поэтому однотипные задания “представь себя…”, “расскажи, как…”, вызывают усталость, падает интерес к выполнению задания, что совершенно нивелирует поставленные цели. Дети с ОНР и ЗПР гораздо более заинтересованы, когда в процессе занятия меняются виды деятельности, используется яркий, красочный наглядный и раздаточный материал, используются дополнительные персонажи. Когда занятие проводится в форме путешествия, используются сюрпризные моменты, дети активнее участвуют в выполнении заданий, повышается речевая активность, эмоциональная вовлеченность в процесс. Родители и воспитатели групп для детей с ОНР и ЗПР обращали внимание на то, что дети не умеют дружить, играть, часто конфликтуют, ссорятся. Из бесед с педагогами и родителями выяснялось, что много тревожных, агрессивных, импульсивных детей. Это подтверждалось и результатами психодиагностики (опросники для родителей и воспитателей, Американский тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Аммен). Поэтому, когда в моем распоряжении оказался комплект Лего-Дакта, возникла идея оптимизировать работу с детьми с ЗПР и ОНР по коммуникативному развитию. Занятия объеденены одной темой и построены в форме путешествия. В качестве материала для конструирования использованы тематические наборы Лего-Дакта. Коммуникативные, речевые игры связаны по смыслу и сюжету с изготовлением построек из конструктора. Основной мотив деятельности – помощь маленьким человечкам из чудесного города Лего-Мир. Основная мысль выражена в девизе наших занятий, который превращается в ритуальное приветствие и прощание на каждом занятии: “Давайте не будем сердиться, улыбка всегда пригодится!” Постепенно этот девиз становится таким популярным, что используется детьми и в повседневной жизни. На занятиях используется система игр Е.О. Смирновой и В.М. Холмогоровой, игры Клауса Фопеля, методы организации коллективных и сюжетно-ролевых игр, методы игротерапии, сказкотерапии, ТРИЗ-изодеятельности. Таким образом, наиболее интересные для меня методики удалось объединить и вплести в канву большого приключения, в процессе которого дети учатся преодолевать коммуникативные нарушения, у них развиваются конструктивные способы общения.
Мой проект “ Разработка системы занятий по преодолению коммуникативных нарушений у старших дошкольников с ОНР и ЗПР с использованием оборудования Лего” в 2009 году был награжден дипломом 1 степени на “Ярмарке педагогических инноваций на Юго-Западе” в г. Москве. Также в пилотном номере журнала “Игры и игрушки” была опубликована моя статья “Уроки Лего-Мира в детском саду”. Уважаемые коллеги, если Вас заинтересовала тема моей работы, пишите на электронный адрес [email protected] Актуальность темы. Коммуникативные способности – вид способностей, проявляемый в сфере общения и способствующий успешности человека в разнообразных областях деятельности. У детей с ОНР и ЗПР часто наблюдаются следующие коммуникативные нарушения: снижение потребности в общении, несформированность способов коммуникации, недоразвитие игровой деятельности, снижение активности и самостоятельности в процессе общения, агрессивность, повышенная возбудимость, тревожность, конфликтность и т.д. Таким образом, преодоление коммуникативных нарушений как можно раньше – в дошкольном возрасте – является актуальной проблемой, решение которой имеет важное значение как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Гипотеза: Специально разработанная система занятий с использованием оборудования Лего-Дакта, а также методов игротерапии, сказкотерапии, психогимнастики и коллективного творчества помогут преодолеть коммуникативные нарушения старших дошкольников с ЗПР и ОНР. Цель работы. Через создание зоны ближайшего развития способствовать личностному росту ребенка с ЗПР и ОНР и тем самым помогать преодолевать коммуникативные нарушения и развивать социальную компетентность. Этапы реализации коррекционно-развивающей работы. 1. Диагностичекий этап (анкетирование воспитателей, социометрическое исследование в группе, выявление уровня развития сюжетно-ролевой игры). 2. Коррекционный этап.
3. Контрольный этап позволяет увидеть эффективность коррекционной работы. Контроль осуществляется с использованием методики Рене Жиля. Результаты фиксируются, сравниваются с первоначальными данными диагностики. Основные методы, используемые на занятиях:
Список литературы.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|