Лего-Мир в детском саду

Разработка системы занятий по преодолению коммуникативных нарушений у старших дошкольников с ОНР и ЗПР с использованием оборудования Лего

Полная версия статьи с приложениями в виде конспектов занятий и презентации на сайте "Первое сентября"

Мой опыт работы с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) и с общим недоразвитием речи (ОНР) показал недостаточную обеспеченность коррекционно-развивающего направления работы психолога специализированными коммуникативными техниками. Те программы, которые освещают данную проблему, больше ориентированы на детей с нормальным интеллектом. Занятия насыщены речевым материалом, заданиями на воображение. Однако при попытках проведения подобных занятий с детьми в группах ЗПР и ОНР возникали следующие трудности: дети с ЗПР и ОНР имеют слабую произвольную сферу, поэтому однотипные задания “представь себя…”, “расскажи, как…”, вызывают усталость, падает интерес к выполнению задания, что совершенно нивелирует поставленные цели. Дети с ОНР и ЗПР гораздо более заинтересованы, когда в процессе занятия меняются виды деятельности, используется яркий, красочный наглядный и раздаточный материал, используются дополнительные персонажи. Когда занятие проводится в форме путешествия, используются сюрпризные моменты, дети активнее участвуют в выполнении заданий, повышается речевая активность, эмоциональная вовлеченность в процесс.

Родители и воспитатели групп для детей с ОНР и ЗПР обращали внимание на то, что дети не умеют дружить, играть, часто конфликтуют, ссорятся. Из бесед с педагогами и родителями выяснялось, что много тревожных, агрессивных, импульсивных детей. Это подтверждалось и результатами психодиагностики (опросники для родителей и воспитателей, Американский тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Аммен).

Поэтому, когда в моем распоряжении оказался комплект Лего-Дакта, возникла идея оптимизировать работу с детьми с ЗПР и ОНР по коммуникативному развитию.

Занятия объеденены одной темой и построены в форме путешествия. В качестве материала для конструирования использованы тематические наборы Лего-Дакта. Коммуникативные, речевые игры связаны по смыслу и сюжету с изготовлением построек из конструктора. Основной мотив деятельности – помощь маленьким человечкам из чудесного города Лего-Мир. Основная мысль выражена в девизе наших занятий, который превращается в ритуальное приветствие и прощание на каждом занятии: “Давайте не будем сердиться, улыбка всегда пригодится!” Постепенно этот девиз становится таким популярным, что используется детьми и в повседневной жизни.

На занятиях используется система игр Е.О. Смирновой и В.М. Холмогоровой, игры Клауса Фопеля, методы организации коллективных и сюжетно-ролевых игр, методы игротерапии, сказкотерапии, ТРИЗ-изодеятельности. Таким образом, наиболее интересные для меня методики удалось объединить и вплести в канву большого приключения, в процессе которого дети учатся преодолевать коммуникативные нарушения, у них развиваются конструктивные способы общения.

 

Мой проект “ Разработка системы занятий по преодолению коммуникативных нарушений у старших дошкольников с ОНР и ЗПР с использованием оборудования Лего” в 2009 году был награжден дипломом 1 степени на “Ярмарке педагогических инноваций на Юго-Западе” в г. Москве.

Также в пилотном номере журнала “Игры и игрушки” была опубликована моя статья “Уроки Лего-Мира в детском саду”.

Уважаемые коллеги, если Вас заинтересовала тема моей работы, пишите на электронный адрес [email protected]

Актуальность темы.

Коммуникативные способности – вид способностей, проявляемый в сфере общения и способствующий успешности человека в разнообразных областях деятельности.

У детей с ОНР и ЗПР часто наблюдаются следующие коммуникативные нарушения: снижение потребности в общении, несформированность способов коммуникации, недоразвитие игровой деятельности, снижение активности и самостоятельности в процессе общения, агрессивность, повышенная возбудимость, тревожность, конфликтность и т.д.

Таким образом, преодоление коммуникативных нарушений как можно раньше – в дошкольном возрасте – является актуальной проблемой, решение которой имеет важное значение как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

Гипотеза:

Специально разработанная система занятий с использованием оборудования Лего-Дакта, а также методов игротерапии, сказкотерапии, психогимнастики и коллективного творчества помогут преодолеть коммуникативные нарушения старших дошкольников с ЗПР и ОНР.

Цель работы.

Через создание зоны ближайшего развития способствовать личностному росту ребенка с ЗПР и ОНР и тем самым помогать преодолевать коммуникативные нарушения и развивать социальную компетентность.

Этапы реализации коррекционно-развивающей работы.

1. Диагностичекий этап (анкетирование воспитателей, социометрическое исследование в группе, выявление уровня развития сюжетно-ролевой игры).

2. Коррекционный этап.

  • Первый блок (2 занятия) – контактный. Обеспечивает создание доброй, безопасной ситуации, где дети чувствуют взаимопонимание, поддержку, желание помочь в решении проблемы. 
  • Второй блок (8 занятий) – коррекционно-направленный + обучающий. Осуществление коррекции негативных личностных черт и обучение социально желаемым формам общения. 
  • Третий блок (2 занятия) – развлекательный + обучающий + контрольный. Обеспечение закрепления полученных навыков и форм общения в совместных играх. Используются игровые приемы, которые развлекают детей, проверяют умение предотвратить конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию участников, рефлексии и контролю своего поведения

3. Контрольный этап позволяет увидеть эффективность коррекционной работы. Контроль осуществляется с использованием методики Рене Жиля. Результаты фиксируются, сравниваются с первоначальными данными диагностики.

Основные методы, используемые на занятиях:

  • Система игр, направленных на формирование доброжелательного отношения у дошкольников (Е.О.Смирнова, В.М.Холмогорова).
  • Интерактивные игры (совместно организованная познавательная деятельность социальной направленности, т.е. игра на взаимодействие).
  • Обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них.
  • Психогимнастика.
  • Игротерапия.
  • Сказкотерапия.
  • Психогимнастика М.И.Чистяковой.
  • “Грамматика фантазии” Д.Родари.
  • ТРИЗ – изодеятельность.
  • Игры Клауса Фопеля.
  • Этюды.
  • Совместно-индивидуальная, совместно-последовательная, совместно-взаимодействующая формы совместной деятельности.
  • Упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера).
  • Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные.
  • Творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации.
  • Беседы.
  • Моделирование и анализ заданных ситуаций.
  • Сочинение историй.
  • Свободное и тематическое конструирование, лепка, рисование, художественный труд.
  • Релаксационные упражнения (с использованием стихов, записи звуков природы, классической музыки).
  • Примеры выражения своего эмоционального состояния в музыке.

Список литературы.

  1. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. Пособие для педагогов-дефектологов. – М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
  2. Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005.
  3. Н. Михайленко, Н.Короткова. Организация сюжетной игры в детском саду. М: Линка-Пресс, 2009.
  4. Е.М.Листик, Е.А.Курганова. Творческие сюжетные игры для детей старшего дошкольного возраста. Журнал “Психолог в детском саду” №1, №2, 1999.
  5. К. Фопель. Привет, ручки! Подвижные игры для детей 3-6 лет. М.:Генезис, 2005.
  6. К. Фопель. Привет, ножки! Подвижные игры для детей 3-6 лет. М.:Генезис, 2005.
  7. К. Фопель. Привет, глазки! Подвижные игры для детей 3-6 лет. М.:Генезис, 2005.
  8. К. Фопель. Привет, ушки! Подвижные игры для детей 3-6 лет. М.:Генезис, 2005.
  9. К. Фопель. С головы до пят. Подвижные игры для детей 3-6 лет. М.:Генезис, 2005.
  10. В.Я.Зедгенидзе. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников. Пособие для практических работников ДОУ. М.: Айрис пресс. Айрис дидактика. 2005.
  11. М.А.Панфилова. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000.
  12. Б.С.Волков, Н.В.Волкова. Психология общения в детском возрасте. – М.: педагогическое общество России, 2003.
  13. Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – М.: Книголюб, 2004.
  14. Т.С. Комарова, А.И.Савенков. Коллективное творчество дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  15. Материалы интернета.


Просмотров: 546
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психологические игры для совместной деятельности детей и их родителей.
  • Не реже ли мы стали использовать сюжетно-ролевые игры в развитии дошкольников?
  • Игры Vislinsky – коммуникативные развивающие онлайн игры
  • [Компьютерные игры учат детей убивать Ч.2: Игры и эксперименты]
  • Значение игры, для развитие детей в дошкольном возрасте
  • Значение игры для детей дошкольного возраста
  • Ролевые игры детей и становление личности
  • Занимательные игры для детей и их родителей
  • Изменение предмета игры в динамике коррекционной работы с детьми от 4 до 7 лет
  • Игры и занятия с детьми. Где маме найти вдохновение и идеи?
  • Игры, игрушки и досуг подрастающих детей (глава из книги)
  • Развивающие игры для детей от 2-х до 3-х лет
  • опасные игры детей и подростков
  • Компьютерные игры для детей с СДВГ
  • Дидактические игры для детей 3- 4 лет. В чем их польза?
  • Любимые игры взрослых детей.
  • Метафорические карты и Т-игры (стенограмма одной игры)
  • Диагностика сюжетно-ролевой игры
  • Простые рекомендации родителям детей раннего возраста: пальчиковые игры
  • Простые рекомендации родителям детей раннего возраста: игры с предметами
  • Зачем современным детям сюжетно-ролевые игры?
  • Философия игры. Правила для детей и взрослых.  
  • Пальчиковые игры для детей 2 3 лет: польза и простота!
  • Играем и развиваем: 2 развивающие игры для детей
  • [Компьютерные игры учат детей убивать Ч.3: Исследования]
  • [Компьютерные игры учат детей убивать Ч.1: Нейрофизиология]
  • Игры в секс в детском возрасте
  • "Квест-игры убийцы". Или что на самом деле убивает наших детей.
  • Хорошо забытое старое с новым звучанием - хороводные игры в жизни детей
  • Трудности работы в детском саду и особенности современных детей.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь