|
Чувство вины. Разные оттенки серого.Автор статьи: Потеенко Светлана Валентиновна
«Я – человек, и ничто человеческое мне не чуждо». Теренций Публий Чувство вины сопровождает каждого человека на протяжении всей его жизни, словно тень преследует его по пятам. Вина связывает нас с прошлым, мешает ясно видеть настоящее и будущее, иногда даже разрушая его. Нам необходимо научиться осознавать вину, определять ее разновидности, заставляющие нас страдать.
РЕАЛЬНАЯ ВИНА КАК ФОРМА ОТВЕТСТВЕННОСТИ Вряд ли можно представить себе человека, никогда не совершавшего ошибку в своей жизни. Даже если он считает себя правым в данной ситуации, получив благо для себя самого, другие же в этом случае приобретают неудобство или ущерб. Понятие морали становиться относительным. Закономерное развитие личности включает признание соответствующей вины, принятия на себя ответственности за последствия своего выбора. Часто человек принимает решение, последствия которого нельзя предвидеть заранее, так как все просчитать не возможно. Через свои страдания он пытается искупить эту вину, иногда превратив свою жизнь в бесконечное «тюремное заключение», не имея срока окончательности искупления. Тогда вся жизнь превращается в бессмысленное безрадостное существование, неудовлетворенность собой и жизнью в целом.
В среднем возрасте человек неизбежно сталкивается с последствиями многочисленных ошибок, совершенных при выборе в детстве, юности. Часто браки, совершенные в ранней молодости, приводят супругов в тупик в зрелом возрасте. Прожитый вместе отрезок времени на самом деле оказался не лучшей частью их жизни, как будто душа все это время голодала по чему-то другому, родному. Нежелание признать ошибочность своего изначального выбора вынуждает мужа и жену закрывать на правду глаза и продолжать бессмысленное «одиночество вдвоем», измены, явную или скрытую ненависть друг к другу. А жизнь проходит мимо… Если человек найдет мужество и скажет, что он ошибался и признает вину за совершенный им выбор и разрушительные последствия – это будет проявлением мудрости, которая приведет его к облегчению. Так он освобождается от мучительного прошлого и приобретает силы для жизни в настоящем и для планирования будущего. Человек, созревший для подлинного осознания своего чувства вины, признания своей неправоты и нанесенного ущерба, получает возможность освобождения от гнетущего внутреннего дискомфорта и изменения жизни к лучшему. Такое осознание приходит со временем. Признание нанесенного вреда требует от человека четкой позиции: «Да, я это сделал, да, это получилось из-за меня, да, я несу за это ответственность». Иначе придется все время лгать себе и другим, обвиняя их во всех своих бедах и неудачах, перекладывая ответственность за свое счастье на окружающих. Отсутствие осознания вины привязывает человека к прошлому, лишая его всякой надежды на изменения. Если же сделанное в прошлом не возможно искупить, возместить нанесенный вред, если нельзя исправить то, что было сделано, надо это признать. Но такое исправление имеет смысл только вместе с подлинным раскаянием. Часто искупление становится символическим и при этом ничуть не менее реальным. Поэтому необходимость в последующем наказании становиться не нужной, неэффективной. В таком случае, глубокое осознание своей ошибки избавляет человека от ее повторения. После искреннего раскаяния, реального или символического искупления наступает желанное облегчение. Лишь со временем, двигаясь по эволюционному пути своего личностного и духовного развития, человек с расширенным уровнем сознания приходит к пониманию (если повезет), что выбора на самом деле и не было. На тот момент времени, когда это случилось, это было самое лучшее из возможного в данной ситуации. Наша человеческая природа всегда выбирает лучшее из имеющегося, в соответствии с уровнем своего развития, мудрости и понимания жизни. Потом, оглядываясь назад, человек находит различные изъяны, которые, в конечном счете, не привели его к желаемому результату. Рассматривая свое прошлое, он измеряет происшедшее уже другим уровнем зрелости, под другим углом восприятия, забывая о себе вчерашнем. Такой поворот к новому осознанному пониманию меняет человеческое отношение не только к своим ошибкам, но и к ошибкам других людей, делая его более принимающим и терпеливым. ВИНА КАК ЗАЩИТА ОТ СТРАХА Часто мы называем виной то, что в действительности виной не является. В таких случаях вина является защитой против возрастания страха, побочной реакции на переживание тревоги, с которой чувство вины сливается настолько, что перестает от нее отличаться. Люди могут чувствовать себя виноватыми, сказав кому-то «нет», проявив праведный гнев, испытывая раздражение. Женщины особенно тяжело переживают свое материнское несовершенство. Такие чувства развивались у них еще с детства. Естественное спонтанное выражение желания ребенка наталкивалось на наказания со стороны взрослых, осуждение, неодобрение или безразличие. В такой эмоциональной пустыне ребенок учится сдерживать и скрывать от окружающих свои истинные чувства. В результате таких конфронтаций с авторитетной родительской фигурой человек вынужден ограничивать свои внутренние побуждения в общении с близкими и в профессиональной деятельности. Такая реакция причиняет человеку страдания от самоотчуждения. Например, чувство вины за сказанное «нет» становится защитой от возможного неудовольствия Другого. Такая мнимая вина может появиться из опасений вызвать у других людей обиду, ревность, ярость, вожделение…Большинство нас воспитывали, чтобы мы были хорошими, удобными, а не настоящими, адаптивными, а не уверенными в себе. Вина как защита от страха не позволяет человеку быть самим собой. Это страх, что реализация принятого им решения сделает кого-то несчастным или неодобрение другими приведет к разрыву отношений. Этот страх очень сильный, так как зародился во времена детской эмоциональной уязвимости. В такие моменты человек живет не в настоящем, а находится в состоянии детского бессилия. Человек забывает, что стал уже взрослым, способным принимать осознанные решения и вызывать неудовольствие у окружающих, способен сам позаботиться о себе. Всем угодить не возможно, у каждого свое понимание и восприятие жизни. Каждому свое! Нужно осознать этот страх, проработать его и достичь состояния взрослости, преодолеть детское состояние беспомощности и зависимости. ЭКЗИСТЕНЦИОНАЛЬНАЯ ВИНА Экзистенциальная вина – неизбежная спутница человеческого существа. Мы знаем основной закон, что за жизнью следует смерть, в основе самой жизни лежит убийство. Чтобы выжить, мы убиваем животных или растительную жизнь. Если перестанем есть, совершим самоубийство. Если одна часть земного шара процветает, это процветание может происходить за счет другой половины. Если где-то происходит экономический подъем, он может происходить за счет окружающей среды. Эта диллема присуща человеческой природе. Согласно христианской традиции вина Адама и Евы является неизбежной. Они вкусили плод Древа познания Добра и Зла, за что были изгнаны из Рая. Это изгнание оказалось естественным расставанием с невиновностью, с инфантильным бессознательным выбором, свободным от тяжелых последствий. Им придется страдать, когда понадобиться делать выбор, так как этот выбор будет не между хорошим и плохим, а между разными оттенками морали и ее двусмысленностью и относительностью.
Мы не можем игнорировать то, что самые добрые намерения имеют плохие последствия. В современном обществе вина стала неотъемлемой частью нашей жизни. Осознание своих неизбежных бессознательных ошибок – это первый шаг человека к самопринятию. Это чувство экзистенциальной вины выдерживать тяжелее всего. Помять о своих ошибках делает нас с одной стороны более человечными и сострадающими, а с другой стороны усиливает нашу боль. Если мы признаем свою причастность к мировому злу, а также зло, которое совершали сами, самое сложное будет – простить себя. Человеческое Я, получившее прощение, свободнее идет вперед, расширяет свои возможности, делает жизнь богаче.
Существует еще один вид экзистенциальной вины. Развитие личности иногда требует нарушения запретов. Чтобы стать взрослым, каждый ребенок должен совершать поступки вопреки родительским предписаниям. Ни один родитель не может знать раз и навсегда, что хорошо и что плохо для их ребенка. Только покинув родительский дом (в прямом и в переносном смысле), позволит человеку найти свой собственный путь к счастью. Иногда ради этого приходится пережить стадию разрыва с родителями, период конфликтов. Те, кто остается дома в ущерб собственному развитию, испытывают потом горечь и депрессию. Те, кто получил свободу и автономию, испытывают чувство вины, оставаясь родительской собственностью, ищут себе наказание за такое предательство, за выход за рамки принятого в их семье, нарушив вековые устои и традиции. Точно также во имя личностного роста человек должен иногда нарушать обязательства, социальную норму. Чтобы жить в соответствии со своим призванием иногда нужно пойти на сознательный протест, а потом испытывать тяжкое бремя последствий своего поведения. Но такой сознательный выбор отличает зрелого человека от ребенка, который хочет «чтобы волки были сыты и овцы целы», застревая в своем инфантильном желании иметь все и оставаться для всех хорошим и любимым, ничем не рискуя, ничего не теряя. Ощущение такого тупика, невозможность сделать выбор, нежелание с чем-то расстаться ради чего-то нового, другого, лучшего, лишает человека шанса изменить свою жизнь, перейти на следующую ступеньку своего развития: из детства, в котором все решали за него взрослые, в зрелое самостоятельное состояние человека, способного самого решать, как и с кем ему жить, что делать, а что нет, но при этом самому отвечать за последствия своего решения. Так некоторые семьи, имеющие своих детей, проживают со своими родителями, враждуя с ними за домашнюю территорию и свое право воспитывать своих детей (их внуков) по-своему. Этой войне не будет конца, так как «две хозяйки в доме не хозяйки» – это закон природы: каждая самка хочет вить свое собственное гнездо по своему усмотрению. Что же мешает такой семье начать отдельное проживание? Отсутствие денег на съемную квартиру, неспособность справиться с детьми без помощи мамы… Всегда находятся отговорки, пока семья окончательно не разваливается. Утрата привычного комфорта, удобства под крылом у родителей привязывает намертво к тепленькому болотцу, хоть и болотцу, но все же тепленькому. Такие муж и жена ничем не хотят рискнуть, подвинуться ради спасения своей семьи, пожертвовать своим благополучием ради собственного развития и взросления, сваливая ответственность за их неудавшуюся семейную жизнь друг на друга, на своих родителей. Самое сложное в принятие того, что мы не можем сделать выбор, не можем отдать чему-то предпочтение, не затронув в той или иной степени чьих-то интересов, что невозможно прожить свою жизнь без грехов, ошибок и разочарований. Признать наличие этой неизбежной двойственности, неоднозначности человеческого бытия под силу только зрелой личности. Но каждый из нас имеет такую возможность двигаться в сторону своего более целостного понимания существующей реальности, которая живет по своим законам, нравиться нам это или нет.
® Потеенко Светлана Валентиновна Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|