Невротическая вина. Без вины виноватый.

Личность, страдающая невротической виной, имеет определенные предпосылки к возникновению невротической (иррациональной) вины.

Этими предпосылками являются  дефициты родительского внимания, любви, в  детстве и как следствие - неудовлетворенные эмоциональные, физические потребности; психические травмы (физический или психический абъюз).

Я приведу собирательный образ  личности, подверженный невротической вине по Карен Хорни.

Человек, страдающий неврозом (в аналитическом ключе, следует отличать от психиатрического диагноза), часто склонен объяснять свои страдания тем, что не заслуживает лучшей участи. Для невротика характерен страх разоблачения и как следствие – неодобрения. Такой человек старается всегда быть идеальным, совершенным. Критика для него невыносима и переживается как отвержение. Самое интересное, что он сам провоцирует неприятности и, таким образом, наказывает себя за свое несовершенство, которое всеми силами старается скрыть. Он будет заниматься самобичеванием на глазах других, яростно пресекая любую попытку другого снять с него обвинения, но никогда не примет критику и даже дружеский совет в свой адрес. Вот такие противоречия.

Почему это происходит?

Невротик испытывает сильную тревогу, когда есть угроза его «разоблачения» или неодобрения его действий. Его страх и тревога абсолютно несоизмеримы с реальностью.

Откуда берется этот страх осуждения?

Мир невротика враждебен. Вспоминается песня В.Цоя:

 «Снова за окнами белый день,
День вызывает меня на бой.
Я чувствую, закрывая глаза, -
Весь мир идет на меня войной»…

 Неадекватный страх неодобрения вначале приходит от вечно критикующих, наказывающих или игнорирующих его потребности родителей и относится ко внешнему миру, но со временем становится внутренним интериоризованным, встроенным в структуру его личности, когда неодобрение собственного Сверх - Я становится более значимым, чем неодобрение другого человека.

Этот страх проявляется, когда невротик отказывается высказать собственное мнение если не согласен, не выражает свои желания, которые по его мнению не подходят под общие стандарты. Он не принимает симпатии и похвалы, потому что жутко боится разочаровать Другого. Сильно нервничает и раздражается на любые невинные вопросы о себе.

Аналитическая беседа представляется такому пациенту как будто он преступник и стоит перед судьей. Он как партизан, Штирлиц, который не в коем случае не должен расколоться. Он должен все отрицать. Это очень затрудняет процесс терапии.

Так почему же невротик столь озабочен по поводу своего разоблачения и неодобрения в свой адрес?

Основной страх связан с несоответствием фасада, который демонстрирует  такая личность и тем, что на самом деле он чувствует и хочет сделать.

Хотя он страдает, даже больше чем  сам это осознает от своего притворства, он вынужден  изо всех сил держаться за это притворство, потому что оно защищает его от скрытой тревожности. Именно неискренность в его личности или точнее в невротической части его личности ответственна за его страх неодобрения, и он страшится обнаружения именно этой неискренности.

Невротик не чувствует уверенности в себе.

Уверенный в себе человек знает, даже если никогда об этом не задумывался, что если потребует ситуация он сможет пойти в наступление и защитить себя. Для невротика мир враждебен, и проявлять себя с риском вызвать раздражение окружающих – чистое безрассудство. Многие депрессии начинаются с того что человек оказывается неспособным отстоять свои доводы или выразить критическое видение.

Для невротика отношения кажутся хрупкими и непростыми, поэтому ему кажется, что если вызвать раздражение Другого, то это приведет к разрыву отношений.

Он постоянно ждет что его отвергнут и возненавидят. Кроме того, он сознательно или бессознательно, полагает что другие, так же, как и он, опасаются разоблачения и критики, и поэтому склонен относится к ним с такой же повышенной деликатностью какую он ждет от других.

Невротик способен выразить агрессию, чаще всего импульсивно, может сильнее, чем это предполагает  ситуация, если видит, что ему нечего больше терять, когда он чувствует, что на грани разоблачения своих «тайн».

 В один момент он может вылить на человека поток обвинений, которые вынашивал долгое время. В глубине души он надеется на понимание глубины его отчаяния и прощение.

Это могут быть самые невероятные и фантастические упреки. Невротик чаще всего не способен высказывать обоснованную критику даже если его переполняют сильнейшие обвинения.

Те обвинения, которые он все-таки высказывает, часто оторваны от реальности.

Некоторые из них «сдвинуты» на другие предметы или лица (собаки, дети, подчиненные, обслуживающий персонал).

Невротический механизм состоит в косвенности, не прямом высказывании, при этом он опирается на механизм страдания. Например, жена, муж которой приходит домой поздно с работы, заболевает и предстает перед мужем в виде живого укора.

Из-за страха, который обступает его со всех сторон, невротик мечется между обвинениями и самообвинениями.  Единственным результатом будет постоянная неуверенность: прав он или не прав, критикуя или считая себя обиженным.

Он уже знает из собственного опыта, что его обвинения могут быть иррациональны и не соответствовать реальному положению вещей. Эти знания мешают ему занять твердую позицию.

Когда невротик себя обвиняет -  первый вопрос должен быть не в чем ты виноват, а зачем ты себя обвиняешь. Основные функции самообвинения – проявление страха неодобрения, защита от страха разоблачения и  обвинений.

Что же скрыто за идеальным фасадом?

Прежде всего -  агрессия, в виде реактивной враждебности: гнева, ярости, зависти, желания унижать. Кстати, именно поэтому такие пациенты часто уходят с терапии, когда рано или поздно, они уже не могут скрывать свои агрессивные тенденции и рационализируют: «терапия не помогает»,  «нет времени», «я еду в отпуск» или «я уже вылечился».

Излечение возможно только через проработку агрессии. Душевная боль всегда охраняется гневом, раздражением, злостью.

Его привычный способ взаимодействия с другими: либо унижать, эксплуатировать других, либо заискивать, подчиняться, тем самым вынуждать другого что-то делать для него. Когда в терапии эти его способы выходят наружу – он чувствует враждебность, которую не может себе позволить проявить, потому что тревога и страх сильнее.

Следующая тайна невротика – это его слабость, беззащитность, беспомощность. Он не может помочь себе, защитить себя, отстоять свои права. Он ненавидит свою слабость и презирает за слабость Другого. Он уверен, что его слабости тоже будут осуждать, именно поэтому ее нужно скрывать от других.

Такой человек может слишком преувеличенно бравировать своей силой, либо использовать выученную беспомощность в позиции жертвы, болезни, самообвинения как способ защитить себя от разоблачения.

Если вы имеете дело с таким человеком, который погружается в чувство вины, в сожаления, раскаивается, но при этом ничего не делает, то вы имеете дело с невротиком, который уходит от решения трудной задачи и сваливает ее решение на вас. А может, вы и сами так делаете?

Еще одним способ уйти от реальных изменений является интеллектуализация существующей проблемы. В таком случае, человек забивает себе голову различными психологическими знаниями, вместо того, чтобы переживать и осознавать свои реальные чувства. Ведь только реальные переживания, а не знания о них, приведут к изменениям.

Условия формирования невротической личности

Такая личность формируется в семье, где окружение не способствовало формированию естественного самоуважения ребенка, атмосфера враждебности, критики, игнорирования оставило чувство обиды, ненависти. Из-за страха наказания и потери любви значимых людей, ребенок может даже не допустить в зону осознания чувства реактивной агрессии. Соответственно и в дальнейшем такой человек воспринимает мир как враждебный, опасный, от которого нужно скрывать свою укоренившуюся ненависть, обиду. Свои «негативные» чувства ребенок не может часто выразить, так как в нашей культуре критиковать родителей – грешно.  Любое агрессивное проявление ребенок будет блокировать, но ощущая его, он будет чувствовать себя за это виноватым.

 Ребенок ВСЕГДА берет вину на себя.

 Он не может допустить, чтобы были неправы его родители. Взятие вины на себя предполагает так же возможность что-то исправить, изменить, не испытывать страх от беспомощности и несостоятельности. В дальнейшем такая тенденция сохраняется, и человек будет в каждой ситуации искать вину в себе, вместо того, что бы реально смотреть на вещи и оценивать ситуацию.

Вина и нарушение границ

В социуме есть определенные правила и их нарушение приводит к чувству вины. Этим правилам сначала ребенка обучают родители. Но существуют еще негласные правила в семье, которые ребенок усваивает бессознательно. Эти правила-убеждения могут звучать так: «мои родители ссорятся из за меня», «мой отец пьет из за того, что я плохой сын (дочь)», «я  должен заботиться о маме, потому что она слабая и отец ее обижает», «я должен добиться успеха, потому что родители не смогли в своей жизни сделать  что-то существенное, и я должен оправдать их надежды». Он считает себя  ответственным за счастье родителей. Ведь если родители будут счастливы, то и он получит вдоволь любви, внимания, признания… Он терпит в этом неудачу и чувствует вину.

Вина возникает, когда человек в своем представлении нарушает чьи-то границы. Т.е. совершая какое-либо действие в свою пользу, я, чаще всего, кого-то обижу, вызову дискомфорт, доставлю неудобство.

Есть два варианта развития событий. Или это существующая в реальности ситуация причинения дискомфорта Другому, или это только воображаемый невротиком дискомфорт, и вся ситуация разворачивается в его фантазии.

Тот, кто нарушает границы – нападающий, агрессор -  должен взять вину на себя  и принять, выдержать ответную реакцию «жертвы». При этом  жертва (тот чьи границы нарушают), переживает стыд (я -  слабый, беззащитный, беспомощный), но при этом чувствует агрессию, которую нужно выразить (желательно, социально приемлемым способом).

В реальной жизни невозможно избежать дискомфорт Другого. Видеть, уметь справляться, переживать и принимать чувства вины и стыда мы учимся на курсе по «Эффективному управлению стрессом» https://www.psyoffice.ru/trainings/grupovay_psihoterapiya_simvoldrama_ypravlenie_stressom/.

Важно отделять реальную вину от иррациональной (невротической).

Как отличить реальную вину от невротической.

Реальная вина связана с реальными отношениями и она осознается. Может отрицаться, может быть исправлена. Есть поступки, которые нельзя исправить и простить. Иррациональная вина связана с сверх требованиями Идеального Я и Сверх Я.

Идеальное Я – это представление человека о том, каким он должен быть, сверх Я – это внутренний критик, который создан из усвоенных человеком на протяжении его жизни правилам, требованиям, нормам.

Невротическое = патологическое чувство вины – это нереальное переживание. Основано на фантазиях, интроекциях. Переживается интрапсихически. Человек смотрит на себя глазами других людей. Глазами прошлого.

Пример: если болеет родитель, плохие отношения между родителями, алкоголизация одного из родителей, смерть - ребенок винит себя и считает что должен сам себя наказать.

Сам себя наказать – значит выйти в активную позицию. Чувствовать себя маленьким, беспомощным, бессильным – это хуже всего. Одно из самых разрушительных чувств – это чувство стыда. Взять власть в свои руки – защитный механизм: «Лучше я сам себя обвиню, чем кто-то другой это сделает, а я буду испытывать стыд,  буду беспомощным».  При мазохизме (как физическом, так и психологическом) – мазохист  сам себя делает жертвой, т.е. выходит в активную позицию, таким образом, при этом испытывает мазохистический триумф.

Причины возникновения чувство невротической вины:

- чрезмерные родительские требования и наказания;

- сексуальные и садистические побуждения, находящиеся под запретом;

- интроекция пережитого  насилия. Не признавший вину, заставляет ее чувствовать свою жертву. Реальная вина нападающего становится нереальной виной жертвы. Пережитое насилие находится в Сверх Я, оно направляется против своей личности;

- ребенок принимает, что у него нет никакого права на собственную жизнь при сепарации (если родители удерживают подросшего ребенка возле себя, не давая ему самостоятельности);

- витальные стремления. Ели ребенок хочет иметь то, что есть у брата или сестры. Конкуренция за внимание отца или матери переходит в конфликт соперничества. Каждый хочет иметь больше, чем другой. Дети могут чувствовать вину за то, что они хотят жить, радоваться, наслаждаться, что может проявляться в любознательности, активности, непоседливости, что вызывает неодобрение родителя;

 - если берет непосильную ответственность за родителей, когда родители незрелые, инфантильные. Складывается иллюзия, что ты не имеешь права быть слабым и беззащитным, а должен быть сильным, чтобы менять ситуацию;

 - базисное чувство вины: я виноват, что я вообще живу. В основе лежит чувство, что родители его вообще не хотели. Родители делают ребенка ответственным за свои страдания. «Лучше бы я аборт тогда сделала!». Это одна из самых ужасных фраз, которая может быть произнесена матерью…

- «вина выжившего». При утрате близкого, любимого человека.

Как невротик справляется с иррациональной виной. Крайние экстремальные формы преодоления вины:

- самоповреждение и самонаказание. Пример: татуировки, пирсинг. Человек как бы  показывает: «Я -  ранен»;

Нужно иметь ввиду, что подростки пробуют все, и это - относительная норма. Не нужно патологизировать. Это может быть способ выразить что-то, что «я в себе не понимаю». Родители должны себе задать вопрос: Почему это происходит?

 - суицид.  Вся агрессия направлена против себя. Я настолько сильно виноват, что не могу с этим оставаться, не достоин жизни. При этом, близкие остаются с огромным чувством вины.

- в основе любой депрессии лежит непроявленная агрессию, которую человек не имеет право проявить;

- навязчивые состояния – наказания за собственные сексуальные и агрессивные желания;

- истерические симптомы – в основе лежит стремление обмануть себя и других. Внешняя провокация – а внутри стыд.

- хроническая ревность и зависть. Чтобы скрыть свои желания, я их проецирую их на Другого.

Терапия вины

Важно донести до сознания пациента, что дети ВСЕГДА берут вину на себя. Ребенок чувствует себя виноватым за все. В  ситуации фрустрации ребенок сильно ограничен в своих проявлениях и чувствует злость, ярость, агрессию и ЗА ЭТО чувствует себя виноватым. Если родители злятся, стыдятся за своего ребенка, то еще больше усугубляют чувство вины ребенка.

Напомню, чувство вины, помещено в Сверх Я ( Супер Эго) личности. Невротическая вина возникает при жестком, регидном,  наказывающем Супер Эго. Чем жестче с ребенком обращались в детстве, чем меньше было эмоциональной поддержки, защиты от взрослого, тем жестче будет его Супер Эго. И тем больше будет ребенок чувствовать свою вину. И задача, которая объединяет все причины возникновения вины – создать во внутрипсихическом пространстве противовес жесткому наказывающему Супер Эго в виде мягкой доброй, мудрой поддерживающей фигуры(интроекта) и безопасного защищенного места.

Это делается при помощи имагинации, используя метод символдрамы, а так же личности самого терапевта, который, принимая пациента, проявляя к нему стабильную поддерживающую  позицию, создает в терапии безопасное надежное место и своей профессиональной терапевтической позицией помогает размягчить жесткое Супер Эго пациента и сделать его более гибким и адекватным реальной ситуации. Важно в терапии добраться до вытесненного гнева пациента и помочь ему целенаправленно его разрядить. При помощи техник символдрамы, пациент погружается в свое психическое пространство и наиболее безопасно для себя, способен  отреагировать свою подавленную агрессию. Параллельно с имагинациями терапевт  помогает пациенту в реальной жизни увидеть свои проекции прошлых незавершенных ситуаций, где агрессия не была им отреагирована и научиться проявлять ее социально приемлемым способом.

С поддержкой терапевта пациент способен пересмотреть свои токсичные отношения с родителями и выстроить их заново, уже на своих условиях.

На курсе «Эффективное управление стрессом» http://ty-est.dp.ua/products/psihoterapevticheskij-kurs-effektivnoe-upravlenie-stressom  мы с участниками группы так же знакомимся с гневом и обучаемся навыкам его проявления.

Психически зрелый человек способен защищать свое мнение в споре, опровергать необоснованное обвинение, выявлять обман,  протестовать внутренне или внешне против пренебрежительного отношения к себе, отказываться от выполнения просьбы или предложения, если ему не подходят ситуация или условия. Он способен выдерживать недовольство Другого и при этом не терзаться чувством невротической вины.

 

Использованная литература:

К. Хорни «Невротическая личность нашего времени».

Б. Штайнер Материалы семинара «Стыд имеет много лиц».

Иллюстрация https://pixabay.com/ru/photos



Просмотров: 578
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как перестать чувствовать себя виноватым, или коротко на тему невротической вины
  • Глава 2. Как себя чувствует человек, который заболел
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Гипноз и чувство вины перед ушедшими: простить себя и жить дальше
  • Если перед Вами стоит выбор кого спасти - себя или ваши отношения - всегда выбирайте себя
  • Чувство вины: как простить себя?
  • Каждый человек воспринимает другого через себя.
  • Что будет если не критиковать себя и других
  • Почему дети не всегда могут поставить себя на место другого?
  • Когда бросают те, кто должен любить. Что чувствует человек, которого отдали бабушке?
  • Каждый человек должен любить себя
  • Почему они убиваю себя? Механизм психики, который может привести к детскому суициду
  • Как повзрослеть и перестать себя чувствовать себя ничтожной песчинкой в глазах других людей.
  • Родители хотели ребенка другого пола или без вины виноватые!
  • Вина...Моя вина... Я виноват, как искупить?! Или почему чувство вины дает право безответственности
  • Как себя чувствует ребенок в утробе?
  • Как познать ценность себя или страх осознать свои желания...
  • Почему когда я лучше узнаю себя, я перестаю видеть свои проекции в другом?
  • Когда психолог чувствует себя неудачником. Что с этим делать?
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • Детский сад какой-то! Если родители ведут себя как дети...
  • Ребенок, о котором заботилась мать, будет чувствовать себя непобедимым.
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Чувство вины, когда ребенок попал в беду
  • Взять на себя вину и взять на себя ответственность: в чем разница?
  • «Я чувствую себя ненормальным» или быть может это ОКР?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь